Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучения нового учебного материала. Цели урока: 1.Образовательная –научить сопоставлять события истории и художественное произведение; 2. Развивающая - развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста; 3. Воспитательная – воспитывать любовь к истории и русской литературе. Оборудование: презентация урока; портрет А.С. Пушкина;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

«Творческая история  повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель русского языка и литературы

 Шнитова Ирина Викторовна

        

Тема урока: Творческая история  повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Цели урока:

1.Образовательная –научить сопоставлять события истории и художественное  произведение;

2. Развивающая  - развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;  

3. Воспитательная – воспитывать  любовь к истории и русской литературе.

Оборудование:  презентация урока; портрет А.С. Пушкина;

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

I. Орг. момент

Целеполагание

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала.

Физкультминутка

1.Жанровое своеобразие.

2.Работа с толковым словарем.

IV. Слово учителя.

 История создания «Капитанской дочки».

1. Прототипы героев повести.

Работа со словариком в тетради.

V. Обобщение.

VI. Д/з

VII. Рефлексия

- Здравствуйте, садитесь.

- Сегодня  у нас на уроке присутствуют гости, но вы будьте активны, не стесняйтесь. Сегодняшний  урок  литературы будет отличаться тем, что в подготовке  урока вы приняли непосредственное участие.  В качестве эпиграфа я бы хотела предложить  одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму».  Как вы считаете, что она означает? (Ребята сами выбрали предложенные темы, собрали материал, систематизировали его и подготовили презентации). Ребята, обращаю ваше внимание, что на столах у вас лежат оценочные листы, и вы во время выступления творческих групп должны оценить их работу. Первая группа оценивает вторую и наоборот.

- Мы продолжаем изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина. Откройте тетради, запишите число  и  тему урока: Творческая история повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы.

Цели нашего урока:

1.Образовательная –научить сопоставлять события истории и художественное  произведение;

2. Развивающая  - развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;  

3. Воспитательная – воспитывать  любовь к истории и русской литературе.

- Сейчас повторим материал прошлого урока. Индивидуальная работа 2 учеников в рабочих  тетрадях (стр.56 и № 1 зад.) Остальные учащиеся отвечают на вопросы.

- Над каким историческим трудом Пушкина мы работали на прошлом уроке? («История Пугачевского бунта»).

- Кто стоял у власти в этот период? (Екатерина II).

- Что можете рассказать о ее царствовании? (Выступление творческой группы  о правлении Екатерины II).

Записываем в тетради тезисы выступления.  Сравним со слайдом.

-Каким предстает Емельян Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина? (злодей, кровопийца, не щадил врагов).

-  Слово предоставляется 2 творческой группе, которая расскажет нам о крестьянской войне 1773 - 1775г.

(Выступление творческой группы, дети основные тезисы записывают в тетрадь).

- Ребята, скажите, вам что-нибудь известно  о работе Пушкина  над созданием «Капитанской дочки»?

Проверка опережающего задания:

(Написав «Историю Пугачевского бунта»,  Пушкин не упустил «случая, чтобы сделать добро».  Научный труд стал основанием исторического романа, в котором социальные проблемы  и сами события отступают на второй план, ибо писателя интересуют в первую очередь люди, их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях – о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни. Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта». Произведение было опубликовано в журнале «Современник» 19 октября 1836 года).

-Ребята, обратите внимание  на дату издания, которая стоит в конце повести. Что эта дата значила в жизни А.С. Пушкина? (годовщина Лицея). (Слайд ).

  - В 1836 году  исполнилось  25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина  в жизни Пушкина. Через несколько месяцев Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка».

- Чтобы немного отдохнуть, проведём физкультминутку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров! (2 раза)

- Ребята, обратите внимание на запись  на доске? (роман, повесть, хроника, мемуары).

- Какое общее понятие объединяет  их? (жанр)

- Вспомните их определения, если затрудняетесь, выясните значение литературных понятий, пользуясь толковым словарем литературных терминов.

- Как вы считаете, произведение «Капитанская дочка» по жанру роман или повесть? (ответы учащихся)

- Давайте сделаем ВЫВОД: «Капитанскую дочку» можно с полным правом считать и РОМАНОМ и ПОВЕСТЬЮ.   (слайд ).

  1. Принято считать повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.
  2. Но судьба героя тесно переплетена с историческими значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

Запишем в тетради:

- «Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта.

 «История Пугачевского бунта» воспринималась современниками как научный труд.

- Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении - это принцип историзма.

- Что такое историзм? (Ответы учащихся)

 -Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.

- Попытайтесь объяснить значение слова «Прототип»? (Прототип - лицо, послужившее прообразом персонажа в художественном произведении). Запишите.

          По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был  поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич),  который предпочел «гнусную жизнь – честной смерти» Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. (Слайд 18).  Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена  и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не становился на фамилии Гринев.  В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось  среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста.  Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста.

( Слайд 19). Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением.

- В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

- Вам, наверное, очень хочется узнать, кто был прототипом Маши Мироновой. (Слайд 20). Пушкин писал цензору: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…»

- И не смотря на это, Маша Миронова стала любимой героиней Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения.  

Наш урок подходит к концу, давайте обобщим изученный материал.

- Какова история написания «Капитанской дочки»?

- Что вы можете сказать о жанре этого произведения?

- Объясните лексическое значение слова ПРОТОТИП?

- По первоначальному замыслу романа кто должен был стать главным героем?

Перечитать I – IV главы повести, творческой группе подготовить характеристику Петруши  Гринева.

У вас на партах лежат листы самооценки, сдайте их, пожалуйста.

 (Слайд  - Пушкин).

Пояснение эпиграфа

(Слайд )

 

(слайд)

(Слайд).

(Слайд ).

(Слайд ).

(Оценивание)

(Слайд )

(Слайд )

(Слайд)

(оценивание)

(Слайд).

(Слайд ).

Роман

Повесть

Хроника

Мемуары

Работа в тетради

(Слайд ).

(Слайд ).

Гренадерского

(слайд ).

 

(Слайд ).

(Слайд ).

(Слайд ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

Урок литературы по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс

Подготовка учащихся к написанию сочинения «Моё восприятие личности Пугачёва»...

Конспект урока литературы с использованием ЦОР по теме "Капитанская дочка"

1.                  ФИО (полностью)Климова Марина Степановна2....

урок литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" можно использовать в качестве проверочной работы или домашнего задания....

Урок литературы 8 класс А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

Урок  литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Урок 1...