Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по теме

Косынкина Лариса Михайловна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

 Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

  Образовательная программа «Один день в музее» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.

Музеи образовательных учреждений - эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, в этой связи необходимо образовательным учреждениям уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Цель программы:

 создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

   Задачи:

 Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

 Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, села,  города, края;

 Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

 Оформление и экспонирование материалов;

 Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

 Организация исследовательской  и проектной работы

 Развитие  сферы дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

 Концепция образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной  технологии — музейной педагогики.

Музейная педагогика дает возможность:

 - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

 - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

 - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

 -  создать условия для самореализации   каждому ребенку;

 - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

 -организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую и проектную  работу в школьном музее и школе.

Практическая культурно-образовательная

деятельность

 Осуществляемый в музее процесс - передача культурных значений и смыслов, целью которой является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.

 Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

  Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

 Обучение, передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии, мордовских языков, мировой художественной культуры.

  Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, игр, конкурсов, выставок, конференций.

  Общение. Встречи с интересными людьми.

 Отдых. Организация свободного времени учащихся, педагогов и родителей.

По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

 По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Направления деятельности:

 • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

 • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

 • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

 • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

 • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.

 Формы организации работы с аудиторией:

 • лекции и беседы;

 • экскурсии;

 • консультации;

 • литературные и исторические гостиные;

 • спектакли;

 • встречи с интересными людьми;

 •  игры, викторины;

 • проектная и исследовательская деятельность;

 • использование интернет – технологий;

 • создание видеопрезентаций;

 • посещение музеев города;

 • оформление выставок, обновление экспозиций;

 • практические занятия.

Прогнозируемые результаты:

 1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Саранска, республики Мордовия, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска,  обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях;развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Формы работы:

  массовые,

групповые,

 индивидуальные.

 К массовым формам относятся: экскурсии, викторины, игры, конференции, лекции.

Групповыми формами работы являются съемка  видеофильмов. Они снимаются и монтируются учащимися и родителями. Такие видеофильмы могут в дальнейшем постоянно  использоваться на занятиях в школьном музее.

Индивидуальная работа предполагает работу с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовку сообщений, рефератов, наблюдение за жизнью и бытом представителей разных  народов, выполнение познавательных заданий, написание исследовательских работ,  выставки творческих и проектных работ  учащихся,  поиск литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Применяемые технологии:

Игровые

Проблемного обучения

Индивидуального обучения (метод проектов)

Технология коллективных творческих дел

Сказкотерапия

Технология встречных усилий

«Диалог культур»

Музейные уроки.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно правильно  расставить акценты, показать нечто важное, нужное, интересное.

Нетрадиционные формы  проведения урока

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме  игр, конкурсов, викторин ,выставок;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, проектирование, творчество, анализ первоисточников, комментарии;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: уроки-выставки, уроки-экскурсии,  уроки-презентации;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-спектакль.

Условия реализации программы.

Теоретические и практические занятия проводятся в школьном краеведческом музее.

 Тематические экскурсии в республиканский  краеведческий музей, музей национальной культуры, музей А.Полежаева.

Самостоятельная работа с книжным фондом музея, с экспонатами,  

проектная и исследовательская деятельность.

Программа предназначена для внеурочной  работы с учащимися 5-х классов.

Программа составлена на основе авторской программы по музейной педагогике, утвержденной экспертным советом Городского Управления образования (2012г.)

                  Внеаудиторная  работа c учащимися

Задачи

Мероприятия

Сроки

1

Организация досуга

Экскурсии в музеи города, посещение выставок.

В течение учебного года

2

Участие в массовых мероприятиях

Участие в различных городских, республиканских, федеральных акциях, конкурсах

В течение учебного года

Работа с родителями

Наименование мероприятий

Дата проведения

1.

Работа по сбору экспонатов

в течение всего года

2.

Привлечение родителей к участию в различных  мероприятиях (акциях, выставках, конкурсах, экскурсиях, праздниках).

в течение учебного года

                                 Содержание программы.

Содержание программы включает в себя следующие  блоки:

  1. Жизнь и деятельность наших выдающихся земляков. С.Д.Эрьзя–скульптор с мировой известностью. Мордовские художники в истории мировой художественной культуры.
  2.  История одного экспоната. Рассказ о самых интересных экспонатах, представленных в экспозиции школьного музея (прялка, веретено, ступа,  полотенца, скатерти,  колыбель,  глиняная посуда,  керосиновая лампа,  весы, самовар, деревянные игрушки, матрешки).Культура труда и быта разных народов.
  3. Народные промыслы народов, населяющих Мордовию. Резьба по дереву, ювелирное искусство, керамика.    
  4. Национальный костюм. Особенности мордовской, русской, татарской национальной одежды. Своеобразие и уникальность оформления.
  5.   Национальная кухня. Своеобразие мордовской, русской, татарской национальной кухни. Особенности системы питания разных народов. Культура питания.  
  6. Энциклопедия женского рукоделия. Вышивка, орнамент, техника лоскутного шитья в творчестве разных народов. Мастерство и трудолюбие рукодельниц разных национальностей.
  7. Наша книжная  полка. Литература, представленная на русском, мордовских, татарском языках. Старые и редкие издания. Художественная литература, издания о республике, о городе Саранске. Книги о селах, деревнях, районных центрах, городах республики. Литература о развитии промышленного производства Мордовии.
  8. Традиции, обычаи, обряды разных народов, населяющих Мордовию.

Праздники( Масленица, Пасха, Курбан Байрам, Ураза). Мордовская свадьба.

  1. Путешествие в мир народных сказок. Мордовские, русские, татарские   народные сказки.
  2. Жизнь пожелтевших  фотографий. История жизни предков на старых фотоснимках.
  3. Тематические экскурсии в музеи города.
  4.  Виртуальные экскурсии по экспозициям музеев мира.

                   

                                      Тематическое планирование ( 34 часа).

План.

Факт.

Тема

Тип занятия

1

Обзорная экскурсия «Здравствуй, музей!»

экскурсия

2

Наши новые экспонаты.

Презентация

3

История одного экспоната. Все о колыбели.

Презентация

4

Колыбельные песни в фольклоре разных народов.

Музыкальная композиция

5

Бабушкин сундучок. Полотенце в обрядах разных народов.

Выставка.

6

Особенности оформления полотенец (русских, мордовских, татарских)

7

Украшаем полотенце.

Практич. занятие

8

Энциклопедия женского рукоделия. Особенности мордовского орнамента.

9

Народные промыслы мордвы. Резьба по дереву.

Презентация

10

Глиняная посуда в быту разных народов. Виртуальная экскурсия по экспозициям разных музеев.

Интернет-экскурсия.

11

Путешествие в мир народной сказки. Мордовская народная сказка «Куйгорож».

Спектакль.

12

Мордовская национальная кухня.

Презентация

13

О татарской национальной кухне.

14

Традиционные блюда русской кухни.

15

Конкурс проектных работ по теме «Национальная кухня».

Конкурс

16

Энциклопедия женского рукоделия. Вышивка в рукоделии разных народов.

Практ. занятие

17

Мордовский национальный костюм.

Презентация

18

Конкурс проектных работ по теме «Национальная одежда».

Конкурс

19

Наш книжный фонд.  Литературно-художественные издания о С.Эрьзе,  Ф.Сычкове,  И.Макарове.

Литерат. гостиная

20

«Что за прелесть эти сказки!»

Викторина.

21

История одного экспоната. Прялка.

22

Экскурсия в музей национальной культуры.

Экскурсия.

23

История одного экспоната. Керосиновая лампа.

24

О чем расскажут черно-белые фотографии.

25

Широкая масленица. (Мастя.)

Праздник

26

История удивительной куклы – матрешки.

Презентация

27

Экскурсия в музей национальной культуры.

Экскурсия.

28

 История одного экспоната. Крестьянская обувь – лапти.

29

Народные обряды. Мордовская народная свадьба.

Музыкальная композиция

30

Наш книжный фонд.  Старый Саранск на страницах книг.

Историческая гостиная.

31

Экскурсия в республиканский краеведческий  музей

Экскурсия.

32

Традиции чаепития разных народов. Самовар.

Проекты

33

День открытых дверей. Международный день музеев.

Праздник

34

Я сегодня экскурсовод!

Итоговая конференция.

Конференция

                          Библиографический список

Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64

Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77

Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)

Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)

Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9

Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107

Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94

Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84

Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк  // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5

Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10

Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31

В ходе реализации образовательной программы учащиеся должны узнать:

- о жизни народов, населяющих Мордовию, в историческом прошлом;

- об особенностях быта  своих предков;

- о традициях, обычаях, обрядах мордвы, татар, русского народа;

- о своеобразии декоративно-прикладного творчества разных народов,

- о  национальных костюмах,

- о национальной кухне,

- о духовных ценностях народов;

приобщаясь к богатой и самобытной культуре мордвы, татар, русского народа, подняться в своем культурном  развитии  на новый уровень;

получить опыт исследовательской и проектной деятельности,

раскрыть в себе творческий потенциал,

максимально использовать возможности музея  для развития мышления, воображения, памяти, внимания и других важнейших психических процессов;

использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни,

расширить свой кругозор благодаря общению с творческими людьми, систематическому посещению музеев города, участию в конкурсах, конференциях.

           

                      Муниципальное общеобразовательное учреждение

                      «Средняя общеобразовательная школа № 25»

«Утверждено»                                       «Утверждено»                                     «Согласовано»

Решение П/С                                            Заседание                                        на заседании М/О

 От                                                              методсовета                                    Протокол №7

Протокол №1                                          Протокол №1                                   от 26.05.2012

Приказ №92                                           от 29.08.2012                                    Руководитель

От 31.08.2012                                      Зам.директора                                     М/О

Директор школы                                  по НМР                                    

___________О.В.Падерова                _____________Н.А.Мосевнина                 _____________Н.Ф.Маланкина

                       Рабочая  программа

                     

           внеурочной деятельности

                     

          « Музейная педагогика»

               

         на 2012-2013  учебный год

                                                                     

                                                                             

                                                                           Составитель:

                                                                               Косынкина Л.М.,

                                                                           учитель русского языка

                                                                               и литературы

                                                г.о. Саранск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...