Занятие кружка "История фейерверков и салютов"
методическая разработка (9 класс) по теме

Храброва Татьяна Владимировна

 

Данное занятие было проведено в канун Нового года. Оно стало итоговым по разработке проекта «История фейерверков и салютов». В течение двух недель ребята работали в группах по интересам, собирали материал, изучали литературу по данному вопросу. Было обнаружено много интересных книг, рассказывающих об истории вопроса. За неделю до занятия весь собранный материал был представлен группами учащихся. На основе которого, творческая группа составила сценарий и создала данную презентацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данное занятие было проведено в канун Нового года. Оно стало итоговым по разработке проекта «История фейерверков и салютов». В течение двух недель ребята работали в группах по интересам, собирали материал, изучали литературу по данному вопросу. Было обнаружено много интересных книг, рассказывающих об истории вопроса. За неделю до занятия весь собранный материал был представлен группами учащихся. На основе которого, творческая группа составила сценарий и создала данную презентацию.

Конспект занятия по теме «История фейерверков и салютов».

Цели занятия: обобщить знания учащихся о истории создания фейерверков и их использовании.

Задачи занятия: формирование понятия качественная реакция (окрашивание пламени солями различных металлов); формирование критического отношения к любой рекламной акции; правила безопасной работы при работе с химическими реактивами; формирование умения презентовать результаты своих поисков; формирование умения работать в команде.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Реактивы: растворы солей в пронумерованных емкостях, медная проволока смеси для фейерверка.
  3. Лабораторное оборудование: спиртовка, спички, асбестовые сетки, тигельные щипцы, лучины, смеси для фейерверков.

Ход занятия.

  1. Мотивационно-ориентационный этап.

  (Назначение этого этапа −мотивация деятельности учащихся)

  1. Инструктаж по ОТ в кабинете химии.
  1. Просмотр и работа с  презентацией:

Рассказ учащихся об истории создания фейерверков и салютов.

№ п\п

Этапы обсуждения, с использованием презентации.

Действия учащихся. Содержание.

1

Слайд № 1

Рассказ группы, изучающей историю фейерверков в Китае. Фейерверк и бамбук – что может быть общего? Бамбук – вечнозеленое древовидное растение. Бамбук может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре. В Китае он символизирует долголетие. Древние китайцы бросали стебли молодого бамбука в огонь, он взрывался, образуя яркое пламя и сильный грохот. Сии манипуляции производились для отпугивания злых духов.

2

Слайд №2

Согласно китайским языческим верованиям, в последние дни двенадцатого месяца лунного года все боги должны представить “отчеты” верховному божеству Юй Хуан-ди — Нефритовому императору. Людей беспокоит лишь то, что расскажет небесному владыке бог домашнего очага, знающий все о делах житейских. Именно церемония отбытия бога домашнего очага к Нефритовому императору заканчивалась устройством фейерверков. Огненное представление служило для отпугивания злых духов — они могут оказаться на пути, летящего на доклад бога и помешать ему отчитаться о делах людей “в нужном ключе”.

3

Слайд №3

Что Китай дал миру?

4

Слайд №4

Порох стал побочным продуктом поисков эликсира бессмертия, которые вели даосские монахи.                      

 В IX веке они получили черный порошок и назвали его «хуо яо» или «химикатом огня», ныне известный как черный порох.

К 12 веку проведение фейерверков превратилось в целое искусство пиротехники. Китайцы всегда придавали цвету огромное значение: конечно же, это отразилось и на фейерверках. В это время была разработана цветовая символика фейерверков. Еще даосские монахи выяснили, какие компоненты фейерверков придают им тот или иной цвет. Так, чтобы получить фейерверки красного цвета надо добавить в дымный порошок стронций, а для желтого фейерверка – натрий, для зеленого салюта – барий, для синего фейерверка – медь.

5

Слайд №5

6

Слайд №6

Выполнение заданий из презентации.

Химический эксперимент, обсуждение результатов, проделанных опытов.

7

Слайд №7

Легенда гласит, что итальянский путешественник Марко Поло, после долгих поездок, привез на родину лапшу, которая впоследствии стала национальной итальянской едой (паста) и черный порошок, который применяли для увеселения итальянцев.

Этот черный порошок и послужил прототипом современному фейерверку. Хотя порох был и до этого известен (его применяли в военных действиях), но это был враждебный порох. И порох догадались использовать в мирных целях, на благо развлечению себе подобных. Злой порох стал добрым, а люди познали еще одно чудо, которое назвали фейерверком.

8

Слайд №8

Рассказ группы, изучающей историю фейерверков в России.

История появления фейерверков на  Руси берет начало в 1389 году во времена правления Дмитрия Донского. Но и раньше, в языческие времена, «огневые игрища» были любимым развлечением на Руси…

9

Слайд №9

В одной из старинных книг содержится описание фейерверка 1672 года, который был организован в дни празднования масленицы по указу царя Алексея Михайловича. Свой рассказ об этих событиях автор завершает фразой: «вечером же царь ходил смотреть на летающие потешные огни».

10

Слайд №10

Особый расцвет пиротехники начинается при Петре I. Юный государь часто устраивал торжественные фейерверки по случаю церковных праздников, воинских побед, семейных торжеств царской фамилии.

11

Слайд №11

Иногда Петр даже собственноручно устраивал "огненные пирамиды", для которых сам же изготавливал нужные приспособления. Им же был в свое время учрежден специальный Стрелецкий полк, в задачи которого входило ознаменовывать фейерверками все победы и празднества.

12

Слайд №12

При Петре I созданием фейерверков заведовала особая бомбардирская рота Преображенского полка. Также им активно использовался иностранный опыт и знания. Для обучения фейерверочному делу в Бранденбург и Кенигсберг были посланы солдаты Преображенского полка. Самым талантливым среди них оказался Василий Корчмин.

Корчмин был главным петровским пиротехником и организатором грандиозных праздничных фейерверков («аллегорических феерических театрумов») в Москве и Петербурге. В Москве у Корчмина была пиротехническая лаборатория в Преображенском, в которой готовились разных видов ракеты и прочая пиротехника.

Памятник Василию Корчмину установлен на7-ой линии Васильевского острова, напротив дома №34.

13

Слайд №13

 В годы правления Елизаветы Петровны (1741 — 1761) к созданию фейерверков привлекали ученого М.В. Ломоносова, которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией. В архиве по этому поводу есть запись: «Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова».

В устройстве фейерверков иногда принимал участие химик В. Клементьев. В отчете о работах 1756 года великий ученый М.В. Ломоносов писал: «Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звезды».

14

Слайд №14

В фондах Государственного Эрмитажа хранится несколько десятков гравюр, запечатлевших фейерверки XVII-XVIII вв. Одна из работ, выполненная художником А. Шхонебеком, воссоздает общий вид фейерверка того периода.

15

Слайд №15

В 1809 году под руководством графа А.А.Аракчеева было разработано "Положение о фейерверках", которое систематизировало и поставило под контроль государства производство фейерверочных изделий и проведение фейерверков. Любой желающий мог заказать в военной лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий и проведение фейерверка. Личный состав лаборатории был в состоянии провести фейерверк, если возникала такая необходимость.

      В начале XIX века фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема.

16

Слайд №16

Рассказ группы, изучающей историю фейерверков в России XX  века.

В первый период Великой Отечественной войны, когда советские войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника никто, конечно, не думал о салютах.

5 августа 1943 года. В Ставке Верховного Главнокомандующего стало известно об освобождении Белгорода и Орла. Тотчас в Кремль вызвали начальника Генерального штаба Алексея Иннокентьевича Антонова и начальника оперативного управления Сергея Матвеевича Штеменко.

В книге С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны» описана проходившая при этом беседа:

— Давно ли вы читали военную историю? — спросил Сталин. Генералы стояли, молча, не зная, что ответить. До истории ли им было в дни напряжённых сражений с гитлеровцами?

— Если вы ее читали, — продолжал Сталин, так и не дождавшись ответа, — то помните, что ещё в древности, когда войска одерживали победы, в их честь гремели колокола. Нам тоже нужно отмечать победы более ощутимо, а не только поздравительными приказами. Считаю, что следует возродить традицию: в честь отличившихся войск давать артиллерийские салюты и устраивать иллюминацию. Первый такой салют нужно дать сегодня в честь освобождения Белгорода и Орла.

 

ГЕРОЯМ ОРЛА И БЕЛГОРОДА

В привычных сумерках суровых,

Полночным залпам торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала древняя Москва.

И голос праздничных орудий,

В сердцах взволнованных людей,

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

И каждый дом, и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этом гуле

— Орел и Белгород слова.

Родные воины! Сторицей

Восславит Ваши имена

— И благодарная столица,

И благодарная страна.                     Александр Твардовский

17

Слайд №17

18

Слайд №18

19

Слайд №19

20

Слайд №20

21

Слайд №21

27 января 1944 г. ленинградцы праздновали снятие блокады. Вечером состоялся салют из 324 орудий, о котором наша известная поэтесса А.А. Ахматова написала такие незабываемые строки:

«И в ночи январской беззвездной,

Сам, дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе».


22

Слайд №22

Самуил Маршак написал в конце войны стихотворение «Салют»:

С каждым днем настойчивей, победней

Залпы орудийные в Кремле,

Будет день, когда раскат последний

Праздник возвестит родной земле.

Возвестит победу над врагами,

Что падут, разбившись о гранит.

И как прежде боевое знамя

Все края Отчизны осенит.

Наши села встанут из развалин,

Города и пашни расцветут.

Будет день, когда прикажет Сталин:

— Победившей Родине — салют!

И этот день настал. 9 мая в 20 часов салют 24 залпами из 324 орудий возвестил об освобождении Праги войсками 1-го Украинского фронта, а спустя два часа прозвучал приказ Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морского флота:

«8 мая 1945 года в Берлине представители германского военного верховного командования подписали акт безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.

Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю Вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.

В ознаменование полной победы над Германией сегодня 9 мая в день Победы, в 22 часа столица СССР — Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского флота, одержавшим эту победу — 30-ю артиллерийскими залпами из 1000 орудии».

23

Слайд №23

Пиротехника сейчас очень популярна. В праздничные дни под окнами устраивают настоящие салюты. Это красиво, но не всегда безопасно. Если не соблюдать правила, можно получить ожог пальцев, лица, глаз. Из-за петард возникают пожары.

Игра «“Да” или “нет”»

– При запуске петарды или фейерверка, необходимо строго выполнять все рекомендации, указанные на изделии. (Да.)

– Запускать петарды можно без взрослых. (Нет.)

– Нельзя бросать петарды в банки и бутылки. (Да.)

– Петарды можно носить в карманах. (Нет.) Почему?

– Если изделие по какой-либо причине не сработало, не пытайтесь запустить его заново. (Да.)

24

Слайд №24

25

Слайд №25

Проведение опытов. Различные фейерверки.

Какие вещества использованы для составления данных фейерверков. (Рассказ группы экспериментаторов)

26

Слайд №26

II. Оценочно-рефлексивный этап.

  1. Подведение итогов выполненной работы.
  2. При помощи смайликов изобразите ваши ощущения после занятия

27

Слайд №27

Заключительное слово учителя о результатах работы групп. Поздравление с Новым годом.

Литература и другие источники информации.

  1. Воробьев А.А. Фейерверки (краткое пособие), издание 3-е дополненное, Сергиев Посад, 2005.
  2. Звоницкий Э.М., «Фейерверки и салюты». «Гелиос», 2003.
  3. Кобзарь С.Е., Современное пиротехническое искусство. 2009.
  4. Мадякин Ф.П., Синяев К.И., Пиротехнические составы цветных огней. Казань: Казанский химико-технический институт им. С.М. Кирова, 1978.
  5. Солодовников В.М. Изготовление фейерверков, Оборонгиз, под редакцией Лурье Г.Е., 1938.
  6. Степин Б.Д., Аликберов Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. − М.: Мирос, 1994.
  7. Трапенок В.А., Антонова Л.А. От маленькой хлопушки до большого фейерверка (От простого к сложному). – М.: Кристалл, 1997
  8.   Фатеев В.М., Лапин С.М., Давыдов Е.О. Пиротехника часть 1, Издательство «Пульсары», 2005.
  9. Чувурин А.В. Занимательная пиротехника, часть 1 и 2. – М.: Основа, 2003  
  10. Интернет ресурсы.

http://pirochem.net/index.php?id1=1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фейерверк еды

Презентация к уроку "Еда" в 5 классе, УМК Ю.Ваулина "Spotlight\'....

Программа для одаренных детей "Наш звездный фейерверк".

Целевая программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк» написана с целью расширения единого образовательного пространства школы для  выявления способных и одаренных детей, раскрытия ...

Программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк»»

Основной идеей программы являетсяобъединение усилий педагогов, родителей, администрации школы с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся....

Методическая разработка открытого занятия «Анимация салюта»

В ходе занятия обучающиеся учатся создавать анимацию в программе Adobe Flash CS5...

План-конспект занятия изодеятельностью "Салют Победы"

Занятие "Салют Победы"  - рисование в технике граттаж. Возраст воспитанников 7-9 лет. Занятие сопровождается показом мультимедийной презентации, где в доступной для детей форме излагается хроника...

Занятие Салют

Нарисуем праздничный салют...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Праздничный салют" (нетрадиционное рисование) (Итоговое занятие №3 к программе "Мастерская Самоделкина")

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое  развитие»Цель: Выполнить коллективную работу, используя нетрадиционную технику рисования ...