Главные вкладки

    Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.
    материал по теме

    Исупова Наталия Ростиславовна

    Как уроки ритмики и хореографии в гимназии способствуют развитию музыкальных, двигательных, эмоциональных, творческих способностей детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ

           УЧАЩИХСЯ   СРЕДСТВАМИ   ХОРЕОГРАФИИ.    

                               (гимназия №1, уроки ритмики и хореографии).     

    Творчество по природе своей основано на желании, сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовал, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.

    Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует  оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая деятельность ребенка к миру, оценка прекрасного.

    Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих  сложную систему воспитания человека.

    Все дети,  любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и стихи и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времен, но, самое главное независимо от личностных комплексов.  В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенным ни были результаты этих стремлений.

    В нашей гимназии предмет хореография, а если быть точнее, то ритмика и танец, введен в учебный процесс с первого класса.  Особенность хореографического искусства в том, что его природа синтетична. Она включает в себя элементы других искусств – музыки, живописи, скульптуры.

     Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и  жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. То есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит танец.

     Для развития творческих способностей на уроках хореографии, музыке отводится очень большое место. С первых уроков детям  надо предоставляется возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

    Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.

    Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

    Готовясь к постановке танцевального номера, я тщательно подбираю музыку для прослушивания. Эту музыку я предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер,  темп музыкального произведения. Иногда просто после прослушивания того или иного отрывка, спрашиваю у детей их ассоциации от услышанной музыки. И очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте ребята видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы… .Самое главное в это время «не спугнуть» их открытость. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, желая, что бы их тоже похвалили, боясь открыться и ошибиться.

    С возрастом задания усложняются. Выучив несколько новых движений, ребятам дается задание составить комбинацию в том или ином характере. Очень нравится, оживлять картинки, придумывать небольшие этюды на заданную тему или на заданную музыку на основе пройденного материала. Очень приятно видеть результаты этой работы в детских постановках,  на классных праздниках и школьных вечерах. 

    Для самых одаренных танцующих детей, в школе создан танцевальный ансамбль «Ровесник». Здесь ребята совершенствуют свое танцевальное мастерство и продолжают развивать творческие способности на более сложном и интересном уровне.

    Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный  - эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные отношения между танцующими. Поэтическая задумчивость  танца «Дивная мечта» сменяется необузданной веселостью танца «В роще калина» и сдержанностью и величавостью «Полонеза» и    «Вальса». Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. Рассказ  о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник этот танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени. Знание этого расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданный музыкой.

     В своих постановках и этюдах для развития творческого мышления и создания образа, очень часто использую атрибутику (трости, платочки, шляпки, Корзиночки, подушечки, свечи, фонарики и т. д.).

    Венцом нашей работы с ребятами является наша концертная деятельность. Именно на сцене ребята показывают результаты нашего общего с ними труда в таких номерах как: «Менуэт» «Королева красоты», «Испанская рапсодия», «Гвардейская полька», «Карапузы», «Гламур», вальс «Верни мне музыку…» и вальс «2+1», «Вензеля», «Только раз…», «Я к тебе иду», «В роще калина»,, «Полонез», «Дивная мечта», «Нежность», «Старые ритмы», «Танцуем ТАНГО», «Школьная полька», « Элегия» и многие другие. Выступаем мы  много.  Ребятам это нравится. Участвуем в городских и областных конкурсах танцевальных коллективов, в школьных мероприятиях, праздниках, Пушкинских и выпускных балах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

    Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

    Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

    Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

    ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»

    В работе Семинара приняли участие 14 педагогов  из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...

    «Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

    "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

    С.А. Диденко. Статья - Развитие творческих способностей обучающихсяа средствами хореографии через творческую маст.

    «Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души».(Платон)Учительство – эт...

    Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

    В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

    Статья " Хореография как средство развития творческих способностей учащихся"

    В статье отражен опыт работы с младшими школьниками в рамках реализации программы ДО...