Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.
материал по теме

Исупова Наталия Ростиславовна

Как уроки ритмики и хореографии в гимназии способствуют развитию музыкальных, двигательных, эмоциональных, творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ

       УЧАЩИХСЯ   СРЕДСТВАМИ   ХОРЕОГРАФИИ.    

                           (гимназия №1, уроки ритмики и хореографии).     

Творчество по природе своей основано на желании, сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовал, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует  оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая деятельность ребенка к миру, оценка прекрасного.

Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих  сложную систему воспитания человека.

Все дети,  любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и стихи и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времен, но, самое главное независимо от личностных комплексов.  В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенным ни были результаты этих стремлений.

В нашей гимназии предмет хореография, а если быть точнее, то ритмика и танец, введен в учебный процесс с первого класса.  Особенность хореографического искусства в том, что его природа синтетична. Она включает в себя элементы других искусств – музыки, живописи, скульптуры.

 Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и  жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. То есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит танец.

 Для развития творческих способностей на уроках хореографии, музыке отводится очень большое место. С первых уроков детям  надо предоставляется возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.

Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

Готовясь к постановке танцевального номера, я тщательно подбираю музыку для прослушивания. Эту музыку я предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер,  темп музыкального произведения. Иногда просто после прослушивания того или иного отрывка, спрашиваю у детей их ассоциации от услышанной музыки. И очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте ребята видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы… .Самое главное в это время «не спугнуть» их открытость. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, желая, что бы их тоже похвалили, боясь открыться и ошибиться.

С возрастом задания усложняются. Выучив несколько новых движений, ребятам дается задание составить комбинацию в том или ином характере. Очень нравится, оживлять картинки, придумывать небольшие этюды на заданную тему или на заданную музыку на основе пройденного материала. Очень приятно видеть результаты этой работы в детских постановках,  на классных праздниках и школьных вечерах. 

Для самых одаренных танцующих детей, в школе создан танцевальный ансамбль «Ровесник». Здесь ребята совершенствуют свое танцевальное мастерство и продолжают развивать творческие способности на более сложном и интересном уровне.

Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный  - эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные отношения между танцующими. Поэтическая задумчивость  танца «Дивная мечта» сменяется необузданной веселостью танца «В роще калина» и сдержанностью и величавостью «Полонеза» и    «Вальса». Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. Рассказ  о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник этот танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени. Знание этого расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданный музыкой.

 В своих постановках и этюдах для развития творческого мышления и создания образа, очень часто использую атрибутику (трости, платочки, шляпки, Корзиночки, подушечки, свечи, фонарики и т. д.).

Венцом нашей работы с ребятами является наша концертная деятельность. Именно на сцене ребята показывают результаты нашего общего с ними труда в таких номерах как: «Менуэт» «Королева красоты», «Испанская рапсодия», «Гвардейская полька», «Карапузы», «Гламур», вальс «Верни мне музыку…» и вальс «2+1», «Вензеля», «Только раз…», «Я к тебе иду», «В роще калина»,, «Полонез», «Дивная мечта», «Нежность», «Старые ритмы», «Танцуем ТАНГО», «Школьная полька», « Элегия» и многие другие. Выступаем мы  много.  Ребятам это нравится. Участвуем в городских и областных конкурсах танцевальных коллективов, в школьных мероприятиях, праздниках, Пушкинских и выпускных балах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»

В работе Семинара приняли участие 14 педагогов  из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

С.А. Диденко. Статья - Развитие творческих способностей обучающихсяа средствами хореографии через творческую маст.

«Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души».(Платон)Учительство – эт...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Статья " Хореография как средство развития творческих способностей учащихся"

В статье отражен опыт работы с младшими школьниками в рамках реализации программы ДО...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

В статье рассмотрены трактовки понятия «способность» учеными с разных точек зрения. Далее раскрывается более узкая категория в данной области - понятие «творческие способности»...

Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы...