С.А. Диденко. Статья - Развитие творческих способностей обучающихсяа средствами хореографии через творческую маст.
статья на тему

Диденко Светлана Александровна

«Трудно представить себе лучший метод воспитания,

чем тот, который открыт и проверен опытом веков;

он может быть выражен в двух положениях:

гимнастика для тела и музыка для души».

(Платон)

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Дмитрий Лихачев (академик). Древнегреческий философ Демократ утверждал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте. Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ   СРЕДСТВАМИ   ХОРЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА.

Автор: учитель физической культуры МБОУ СОШ №5 Диденко Светлана Александровна

«Трудно представить себе лучший метод

воспитания, чем тот, который открыт

 и проверен опытом веков;

 он может быть выражен в двух положениях:

 гимнастика для тела и музыка для души».

(Платон)

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Дмитрий Лихачев (академик).

 Древнегреческий философ Демократ утверждал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво  то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует  оптимальному и интенсивному развитию психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка.

Все дети,  любят заниматься творчеством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и стихи и т. д. Творчество делает жизнь ребенка радостнее, насещеней. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное независимо от личностных комплексов.  В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенным ни были результаты этих стремлений.

Особенность хореографического искусства в том, что его природа включает в себя элементы других искусств – музыки, живописи, скульптуры. Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. То есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит танец.

Следует учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с детьми можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья, доброты и не помешают естественному развитию растущего организма.

Для развития творческих способностей на уроках занятий танцами, музыке отводится очень большое место. С первых уроков детям  надо предоставляется возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.

Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

В школе мной создан танцевальный коллектив современно-спортивного танца «СТАРСинки», который является коллективом «Спутником» «Образцового коллектива современно-спортивного танца «СТАРС». Здесь ребята совершенствуют свое танцевальное мастерство и продолжают развивать творческие способности на более сложном и интересном уровне. В работе использую технологию «Творческая мастерская».

Готовясь к постановке танцевального номера, я тщательно подбираю музыку, формирую ее в единое целое. Эту музыку я предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер,  темп и природу. Так рождается творческая мастерская детей и педагога. Очень интересно слушать их ответы и предложения. В одном и том же музыкальном фрагменте ребята видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы… Самое главное в это время не остановить их открытость. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, желая, что бы их тоже похвалили, боясь открыться и ошибиться.

С возрастом задания усложняются. Выучив несколько новых движений, ребятам дается задание составить комбинацию в том или ином характере. Разбивая их на группы даешь задание на оживление картинки, на перевоплощение, придумывание небольшого этюда на заданную тему или на заданную музыку на основе пройденного материала. Очень приятно видеть результаты этой работы в детских мини-постановках. Сложив все этюды в одно целое получается хорошая интересная постановка.

Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над танцевальным образом. Любой танец - эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные отношения между танцующими. Представление о танцевальном образе у обучающихся складывается постепенно. Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке творчество, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих  сложную систему воспитания человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.

Как уроки ритмики и хореографии в гимназии способствуют развитию музыкальных, двигательных, эмоциональных, творческих способностей детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3684606","at...

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)

 Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творче...

Статья:" Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка."

Формы, приёмы и методы, предлагаемые в статье приемлемы для использования в работе учителей иностранного языка при организации и проведении внеклассных мероприятий, уроков, организации исследовательск...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

В статье рассмотрены трактовки понятия «способность» учеными с разных точек зрения. Далее раскрывается более узкая категория в данной области - понятие «творческие способности»...

Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы...