Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

   Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творческому поиску в области декоративно-прикладного искусства.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_statya.docx370.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД « Дворец детского творчества»

Развитие художественно-творческих способностей  обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.

(Методическая статья)

Педагог дополнительного образования

Ефименко Ольга Леонидовна

Курск 2012

   Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющей жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремление избежать очевидных, традиционных решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

  Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения науки, техники, искусства, музыки и других областей человеческих интересов – требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности.

 Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании детей школьного возраста, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности обучающихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

  В кружки по изобразительному искусству нет набора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед обучающимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.

  Поскольку с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, считаю, необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления средствами декоративно - прикладного искусства в программу работы кружков изобразительного искусства, что стимулирует развитие творческих способностей детей.  Занятия организуются со следующими принципами: создание благоприятного социально – психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, безоценночностью, взаимным доверием; проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка; предоставление возможности обмена мнениями, безоценночное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.

  В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, предоставляющие собой центры декоративно – прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшее первоначально из потребностей и  запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось в его недрах. Народное промыслы – это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству.

  Сущностью декоративно – прикладного искусства заключается, во-первых, в его возможностях формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-вторых, в воспитательной функции – воздействие на нравственно – этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами народного искусства можно помочь детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

  Дети разного школьного возраста с удовольствием принимаются за работу, связанную с народным творчеством, одним из которых является декоративная роспись яиц, так называемых «писанок».  Посредством ознакомления с историческими аспектами и развитием росписи на пасхальных яйцах, дети приобщаются к художественной и духовной культуре,  что обеспечивает прочные эмоциональные контакты с декоративно-прикладным искусством.

  Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение. Она приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции росписи пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения, вытекающие из развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных яйцах, сюжеты, композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом мировоззрении, творческом отношении к традиции, в профессионализме художника, в критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер. Кроме этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и средства выражения.

  Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в православии она получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем, прежде всего - это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца. Православная символика яйца имеет свои корни и в дохристианских верованиях славян, которым издревле свойственен культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались личностями священными.

  У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни. В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) - в Великий четверг или Великую пятницу.

 Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже стали использовать и другие цвета - желтый, зеленый, чёрный. Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая - из клевера, розмарина и петрушки; чёрная - из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок квашенной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса. В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные - "писанками", крашенные - "крашенками", деревянные - "яйчатами". Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей.

  В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) - в Великий четверг или Великую пятницу

   «Писанки», как правило, создаются в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три опытные расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и "писанка" готова. Применяются обычно растительные краски. "Писанки" имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым "инструментом". Такие яйца называются "скробанками".

Целью занятий по декоративной росписи является обучение учащихся  росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки; ознакомление обучающихся с разновидностями росписи яиц; развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки;  формирование интереса к декоративно-прикладному искусству; расширение кругозора о работах народных умельцев; воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбию.

  Для достижения поставленной цели выбраны следующие задачи: формирование художественного вкуса обучаемых; понимание особенностей росписи пасхальных яиц как особого вида декоративно-прикладного искусства; осмысление места росписи пасхальных яиц в декоративно прикладном искусстве.

       В начале работы детям нужно объяснить что писанка пишется не красками. Сама роспись делается пчелиным воском или парафиновой свечкой. Нанесение воска чередуется с постепенным окрашиваниея яйца в краске от светлой к самой темной. В конце яйцо нагревают и снимают воск. Красить можно сырое яйцо, вареное яйцо и выдутое яйцо. При приготовление писанок, предназначенных для еды, используются только пищевые красители!
Вообще, писанка - это традиционная роспись на сыром яйце.

Для работы потребуется
:

-яйцо (любое можно использовать, но чаще всего куриное);

-пчелиный воск, можно парафин;

-кистка - специальный инструмент для нанесения воска, можно сделать и фольги или тонкой жести, скрутив воронку и прикрепив к деревянной палочке (можно использовать тьянтинг - специальный аппарат для нанесения воска);

-обычная свеча, над которой будем растапливать воск, спички;

-пищевые красители и поллитровые банки, где будем их разводить;

-салфетки, бумажные полотенце или тряпки для очистки.

-резиновые перчатки, ложка

-мягкий простой карандаш


Содержание  работы:

  • выбираем яйцо (оно должно быть гладким, без неровностей и трещин), хорошенько отмываем его;
  • подбираем понравившийся узор и наносим его простым карандашом на поверхность яйца (Приложение 1);
  • затем по линиям наносим воск, в кистку кладем кусочек воска и нагреваем, воск должен немного подкоптиться, чтобы быть заметным;
  • при нанесении воска перемещаем яйцо, а кистка неподвижна;
  • теперь окрашиваем яйцо в желтый цвет (будем красить от самого светлого к самому темному цвету), для этого разводим анилиновый краситель, добавляем 2-3 ст. ложки уксуса и опускаем туда яйцо на несколько минут (раствор красителя должен быть холодным).
  • сушим яйцо салфетками и снова наносим воск на те части узора, которые вы хотите оставить желтыми;
  • опускаем яйцо в красный краситель;
  • снова сушим и наносим воск, на те части узора, которые будут красными;
  • опускаем яйцо в синюю краску;
  • далее сушим и наносим воск на те части узора, которые станут синими;
  • опускаем яйцо в черную краску;
  • подносим яйцо к пламени свечи сбоку и растапливаем воск, вытирая его тряпочкой;
  • наблюдаем за чудесным превращением, воск тает и открывается выбранный узор!
  • В результате обучаемые должны понимать:
  • · значение древних корней народного искусства
  • · связь времен в народном искусстве
  • · место и роль росписи пасхальных яиц в
  • декоративно-прикладном искусстве в разные времена

Техника росписи

Перед росписью необходимо разметить яйцо простым карандашом. Если линии не получаются сразу их можно стереть и нарисовать заново. Локти ставим на стол до упора. В левой руке держим яйцо, в правой - карандаш. На верхушке острой части яйца ставим крестик. Затем продолжаем его линии до нижнего полюса яйца. Таким образом, делим яйцо меридианами на 4 части. Таким же образом делим яйцо на параллели. Получившаяся сетка называется разводом. Развод - это основа орнамента писанки.

Далее на контуры рисунка наносят воск. При этом  в левой руке держат яйцо, в правой руке кистку (инструмент с воском). При росписи вращают яйцо, а кистка неподвижна. То есть пишут левой рукой самим яйцом. Мизинцем правой руки упираемся в яйцо.
Прежде чем начать писать на яйце, попробуйте, как пишет кистка на бумаге. Восковую кляксу нельзя исправить. Если кистка засорилась, ее необходимо прочистить в горячем виде.
Яйцо перед работой должно быть тщательно очищено и высушено. Жирные пятна и царапины на яйце не прокрашиваются. На холодные яйца плохо ложиться воск.

Чтобы получить писанку на белом фоне, нужно начать писать по желтой скорлупе, а в конце работы вместо темной краски опускаем яйцо в отбеливающий раствор. Это может быть отбеливатель, например "Белизна"(не использовать для яиц, предназначенных в пищу!). Также можно использовать капустный рассол, водный раствор уксусной или лимонной кислоты. Опускаем яйцо в отбеливающий раствор на 10-15 мин., после чего ополаскиваем и промываем с мылом.

http://kids.moy.su/_pu/0/s82379388.jpg


Чтобы выдуть яйцо,  можно сделать небольшую дырочку с одного из полюсов яйца при помощи шила или иглы. Медицинским шприцом вводим осторожно воздух в яйцо через эту дырочку. Содержимое яйца начнет вытекать. В конце медленно промываем холодной водой из того же шприца. Можно выдуть содержимое яйца при помощи соломинки. Для этого необходимо сделать две дырочки (с обоих полюсов).
Готовую писанку можно сварить. А можно уже расписывать по вареному яйцу.

Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в Коломые, Украина. Музею писанки более 30 лет, а здание-яйцо моложе (постройка 2000 года).
Музей построен строго по логике: три этажа, верх расписан звездами и главной звездой
Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.

На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина 8, а ширина 5 м.

Эта “писанка” весом около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру, и видна за многие километры. Обхватить этот шедевр можно лишь вдвадцатером, а разбить разве что тяжелой артиллерией. Однако же, самым замечательным в нем, по-видимому, является то, что при его изготовлении не пострадал ни один цыпленок.

  В результате занятия по обучению росписи пасхальных яиц, у детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творческому поиску в области декоративно-прикладного искусства.  Характер психологической атмосферы на занятии стал более комфортный, дети дружно обсуждали свои творческие идеи, что способствовало доброжелательному отношению в коллективе.

Список литературы

1. Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. - С.74-77.
2. Аристова У.В. Дорого яичко к христову дню // Народное творчество. 1996. №2. - С. 16.
3. Барская Н. Пасха // Юный художник. 1995. №3. - С. 19-23.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф. Петровского А.В. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
5. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.
6. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П., Захарова Е.А. и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
7. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.: Знание, 1990. - 32 с.
8. Кузин В.С. Психология / Под ред. Ломова Б.Ф. Учебник. (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.
9. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведе-ний. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования (3-е изд.). М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - 608 с.
10. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы псилогии. 1998. №5. - С. 94-101.
11. Славянская писанка / Бобрихин А.А., Ворончихина О.Б., Вострикова И.Г., Гуляева Е.Д. Свердловский областной Дом Фольклора. 2000. - 22 с.


                                       

 Приложение 1

http://kids.moy.su/_pu/0/73829036.jpg

      Описание методической разработки

1. Название творческого объединения МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»

2. Тема методической разработки « Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства». 

3.Краткая аннотация

4. Полное описание разработки:

Цель :   

- научить обучающихся росписи пасхальных яиц с  использованием символики писанки;

 - ознакомление учащихся с разновидностями росписи яиц;

 - формирование интереса к изобразительному   искусству;

  - расширение кругозора  о работах  народных умельцев;

 - воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбию.

  Задачи:

     · формирование художественного вкуса обучаемых;

     · понимание особенностей росписи пасхальных яиц как особого вида ДПИ                                                                                                            

     · осмысление места росписи пасхальных яиц в ДПИ  

Приобретаемые навыки обучающихся:

развитие речи, памяти, мышления, творческое  воображение, художественно-эстетические навыки, умение правильно держать карандаш, глазомер  и тонкую    моторику руки;

Роль педагога осуществляется в  организации коллективной работы обучающихся и   индивидуальному подходу к каждому ребенку, в поддержке творческой инициативы. Для поддержки интереса  детей к данному творчеству, педагог показывает иллюстрации и поделки  по данной теме.

Рецензия на методическую разработку

1. Фамилия, имя, отчество рецензент________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Должность, место работы________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Название методической разработки_______________________________________

__________________________________________________________________________

4. Фамилия, имя, отчество автора____________________________________________

5. Должность______________________________________________________________

6.Полное название образовательного учреждения_____________________________

__________________________________________________________________________

7. Адрес образовательного учреждения_______________________________________

___________________________________________________________________________

Отзыв рецензента 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент        подпись

Дата

 МП  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:

Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....

Развитие креативных способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества

Работа над проблемой «Развитие креативных способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»  началась в 2011 году....

Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей средствами внедрения народных промыслов в учебный процесс

В методической разработке представлен опыт работы по внедрению народных промыслов в учебный процесс....

Презентация педагогического проекта "Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж"

Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках коллективного музицирования......

«Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж»

В проекте раскрыты: Проблемы преемственности  как непрерывного процесса воспитания и обучения, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. ...