«Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж»
проект по теме

Липарчук Елена Ивановна

В проекте раскрыты: Проблемы преемственности  как непрерывного процесса воспитания и обучения, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогический проект126.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_po_fak._8liparchuk.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

Проект работы

Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж»

 Составитель:

                                                  Преподаватель оркестрового отделения  

Липарчук Елена Ивановна

г. Нижневартовск 2014г.

 Аннотация проекта.

В проекте раскрыты:

  • Разновозрастные взаимодействия эффективного общения, сотрудничества и индивидуализации в условиях традиционной внеурочной системы, соответствующие актуальным направлениям современного музыкального образования.
  • роблемы преемственности  как непрерывного процесса воспитания и обучения, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода.  
  • Методическая разработка новых подходов к формированию музыкальных понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления, внимания, памяти, духовности, эмоциональности обучающихся.
  • Взаимосвязь направленности социально-культурной работы с обучающимися школ искусств и колледжа, что возможно на основе соблюдения преемственности при переходе от одной ступени к другой

 Обоснование необходимости проекта.

В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» отмечается, что система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное развитие. В связи с этим сегодня необходим непрерывный процесс художественно-творческого развития личности, создание которого требует комплексного и системного подхода в реализации принципа преемственности. Современная социально-культурная ситуация требует поиска новых путей решения многих проблем, стоящих перед обществом, в том числе реализации преемственности в освоении художественного образования, в котором развитие творческих способностей личности занимает одно из ведущих мест. Проблема преемственности заставляет шире использовать универсальные понятия и категории, присущие всем видам и формам образовательной деятельности, включая и педагогическое воздействие на личность средствами концертно-просветительской деятельности с целью развития ее творческих способностей.

Совершенствование системы взаимоотношений «детская школа  искусств-колледж» является в наше время одной из актуальнейших для российского музыкального образования. На протяжении последних лет в различных регионах страны активно ведется поиск новых моделей взаимодействия внутри этой схемы, которые были бы направлены на сохранение лучших традиций в сфере музыкального искусства и, вместе с тем, инновационные по форме. Такая система взаимодействия между учебными заведениями среднего специального и начального музыкального образования воплощает идею поступательного развития музыканта с раннего возраста, обеспечивает линию преемственности традиций.

Для полноценного развития творческих способностей личности необходима взаимосвязь направленности социально-культурной работы с обучающимися школ искусств и колледжа, что возможно на основе соблюдения преемственности при переходе от одной ступени к другой. В этом случае преемственность реализуется как последовательная смена форм концертно-просветительской деятельности в рамках единой системы развития творческих способностей.

Учитывая что, музыкально – исполнительская деятельность обладает обширным, действенным педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития творческих способностей детей, подростков и молодежи в целостной системе, преемственность развития творческих способностей учащихся средствами концертно-просветительская деятельности в условиях  является актуальной.

Преемственность в системе «школа искусств-колледж» обуславливается поиском путей самореализации творческой личности, ее индивидуальных способностей в современных социально-экономических условиях. В связи с этим активизируется поиск эффективных форм образовательной деятельности, способствующих максимальному раскрытию индивидуальных возможностей, способностей и дарований личности, готовой адекватно воспринимать реальную действительность, взаимодействовать с современным миром и преобразовывать его.

Актуальность данного обобщения педагогического опыта и состоит в том, чтобы по новому рассмотреть такой сложный многофункциональный процесс, каким является преемственность «школа искусств-колледж», представить его как целостную систему, исследовать ее природу, сущность и  структуру.

Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся коллективного музицирования средствами концертно-просветительской деятельности еще не стала предметом научного исследования. Отсюда возникает противоречие между потребностью в реализации преемственности развития творческих способностей учащихся средствами концертно-просветительской деятельности и недостаточной разработанностью этой задачи в педагогической теории и практике.  Выделенное противоречие определяет проблему обобщения педагогического опыта, заключающуюся в определении условий и факторов, обеспечивающих преемственность в развитии художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности.

Концертно-просветительская деятельность является неотъемлемой частью  музыкальной культуры. Своеобразным музыкально-просветительским центром может стать система «школа искусств -  колледж», что особенно актуально для небольших отдалённых от центра городов. Силами преподавателей и обучающихся возможна организация широкой концертной деятельности среди детского и взрослого населения, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.

Игра в ансамбле – форма работы, максимально способствующая удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста – потребность в общении.

Подростковый возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным».

Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка.

 В этом возрасте раскрываются разные проблемы:

  • общение со сверстниками,
  • осознание себя и своего жизненного пути
  • интересы и увлечения  
  • самореализации

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций,  чувств, интеллекта.

В этом возрасте проявляются:

  • крайняя неустойчивость самооценки, и при этом присутствует максимализм;  
  • неадекватное представление о собственной компетентности и социальной компетентности в частности;
  • снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи.

Творческая самореализация подростков возможна в разновозрастном коллективе, где вовлекаются учащиеся разных возрастов и уровней подготовленности. Это позволяет вовлечь в процесс творчества как более талантливых, так и менее способных обучающихся подростков.

 Благодаря преемственности у слабо подготовленных подростков формируется активное желание достичь  более высокого уровня  своих умений, чувствуя поддержку старших, более опытных участников коллективного музицирования.  А у более подвинутых учащихся возникает чувство наставничества. Это повышает его самооценку, что очень важно для этого возраста.

Преемственность трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.  Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов:

дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения;

психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка разного возраста;

методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию музыкальных понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления, внимания, памяти, духовности, эмоциональности учащихся.

Актуальность разработки является проблема самореализации и самоутверждения подростка в общении с участниками в разновозрастном ансамбле и обуславливается необходимостью внедрения программ, как эффективного  средства, основывающегося на принципе равноправного диалога и сотрудничества учащихся разновозрастных групп.

В последние десятилетия в отечественной культуре, философии, педагогике, лингвистике особую популярность и значимость приобрели идеи диалога и сотрудничества. (Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин и др.).

Коллективное музицирование в ансамбле – привлекательный и комфортный вид музыкального творчества в любом возрасте, а для подрастающего поколения – эффективное средство эстетического воспитания и самореализации.

Занятия в разновозрастном ансамбле скрипачей позволяют педагогу решать некоторые задачи развития и закрепления умений, относящихся к технике игры на инструменте, в частности скрипке, не путём волевого усилия педагога, не только путём многократного, порой механического, а потому скучного и безрадостного повторения различных упражнений, а ещё и через преемственность опыта: от старшего к младшему.

Необходимость создания ансамбля скрипачей для детей и молодежи разного возраста заключается также в том, что довольно распространённая даже в профессиональных педагогических кругах точка зрения, что игра в ансамбле – более лёгкий по сравнению с сольным вид инструментального исполнительства, зачастую приводит к ошибочному мнению. Считается, что ученик, хорошо играющий соло, автоматически будет хорошим ансамблистом. На самом же деле игра в ансамбле требует не только особых способностей, но и специфических умений. Это, прежде всего, единство действий музыкантов, единство замысла и единство выражения этого замысла. Ансамблевая игра как коллективное творчество подразумевает органичное слияние индивидуальностей. При этом создаётся коллективно-индивидуальное лицо ансамбля.

Особо следует подчеркнуть актуальность ансамблевой работы с учащимися подросткового возраста в связи с определёнными изменениями в психике подростка. Усиление потребности к общению, особенно со сверстниками, способность к абстрактному мышлению, повышенная эмоциональность – всё это делает подростков восприимчивыми к ансамблевым видам деятельности. К тому же в этом возрасте учащиеся приобретают уже довольно высокий уровень владения инструментом, что позволяет объединять в ансамбли учеников разных специальностей.

Игра в ансамбле – форма работы, максимально способствующая удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, потребности в общении. Возможность в коллективе объединять участников разных возрастов и уровней подготовленности позволяет вовлечь в процесс творчества как начинающих, так и учащихся хорошо владеющих игрой на инструменте. В таких коллективах у юных участников формируется активное желание достичь более высокого уровня своих умений, т.к. впечатления от выступлений, особенно успешных, в этом возрасте воспринимаются особенно ярко.

Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Цель проекта: формирование общей музыкальной культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности на основе сотрудничества детей и подростков в разновозрастном ансамбле скрипачей.

Объект исследования –  музыкальное образование в контексте преемственности детского и молодежного опыта.

 Предмет исследования – теоретические основы и практика реализации регионального компонента внешкольного музыкального образования.

Гипотеза – повышению коммуникативных способностей, самореализации и социализации детей школьного возраста и учащихся средних учебных заведений будет способствовать:

- создание концепции преемственного обучения детей и подростков разновозрастных групп игре на скрипке;

- реализация совместных музыкальных мероприятий для детей, молодежи, родителей и педагогов для повышения уровня эстетического образования, воспитания музыкальной культуры;

- усиление музыкального образования, являющегося основой успешного внедрения в сознание подрастающего поколения идей культурного развития, основанного на педагогике сотрудничества.

Основные задачи проекта:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры детей и молодежи;

организация внешкольного музыкального образования подростков и молодежи, основанного на педагогике сотрудничества;

создание единого образовательного пространства для подростков разновозрастных групп;

развитие музыкальности, творческого воображения, ладово-ритмического чувства;

освоение музыки и знаний о ней, её интонационно-образной природы, выразительных средств, особенностей музыкального языка;

формирование устойчивого интереса к музыке.

Дополнительные задачи:

Вся деятельность ансамбля происходит под руководством педагога музыкальной школы, деятельность которого строится на следующих принципах:

- доступность занятий для всех желающих;

- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;

- уважение и соблюдение прав ребенка;

- доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;

- разностороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.

Обязательным условием предлагаемой инновационной технологии является создание таких условий, когда не только на старшего школьника и учащегося колледжа, но и на младшего возлагается часть учительских функций: целеполагание, совместное обучение, оценка и взаимооценка, формулировка выводов.

Целепологание педагогического проекта: моделирование системы работы преподавателя музыкальной школы с использованием современных образовательных технологий.

Используемые методы:

По источнику знаний:

 словесные; практические; наглядные.

По уровню познавательной деятельности: 

объяснительно-иллюстративный; метод эмоциональной драматургии;

наглядно-слуховой метод; метод контрастного сопоставления образов.

По принципу расчленения или соединения знаний:

обобщающий.

Используемые педагогические технологии:

технология проектирования;

личностно-ориентированная.

Основное содержание проекта

Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта.

 

По типу предметно-содержательной области проект представляет собой межпредметный проект, так как является объемным, продолжительным, общешкольным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей, планирующим решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

 

По продолжительности проведения он является проектом долгосрочным.

Для организации более эффективного учебно-воспитательного процесса необходимо тесное взаимодействие обучающихся школы искусств и студентов колледжа. В связи с этим, была создана и успешно функционирует инновационная модель преемственности концертно-просветительской деятельности «школа искусств  – колледж», не имеющая аналогов  в городе Нижневартовске. Система «Колледж – школа искусств» стала своеобразным музыкально-просветительским центром города. Силами учащихся и преподавателей стало возможно организовать концертно-просветительскую деятельность и охватить ею как детскую, так и взрослую часть населения.

Система взаимодействия между учебными заведениями среднего специального и начального музыкального образования воплощает идею поступательного развития музыканта с раннего возраста, обеспечивает линию преемственности традиций. Для этого в комплекс мероприятий были включены совместные творческие акции: концерты, лекции-беседы…..Разработана и внедрена система методических средств и условий, включающая:

  • последовательное и целенаправленное привлечение к концертно-просветительской  деятельности обучающихся и педагогов на всех этапах учебно-воспитательного процесса;
  • проведение зачётов и экзаменов в форме концерта, когда обучающиеся ставятся в условия, аналогичные будущей концертной деятельности;
  • реализацию межпредметных связей, выполняющих функцию связующего звена между теоретической и практической подготовкой к концертно-просветительской деятельности.

Разработано содержание концертно-просветительской деятельности  системы «школа искусств – колледж», как в общепедагогическом плане, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности (формирование исполнительских и организационно-коммуникативных  умений).

Практическая значимость обобщения педагогического опыта  заключается в том, что разработанная методическая система организации концертно-просветительской деятельности даёт возможность преодолеть оторванность музыкального обучения от практического музицирования («сухие» академические концерты не заменяют радостного общения с музыкой и слушателями на открытом публичном концерте). Концертная деятельность оптимизирует процесс обучения  и стимулирует активную домашнюю работу обучающихся, повышает их эстетический уровень, ориентирует на будущую профессиональную деятельность или активное любительское музицирование.

Активизации процесса концертно-просветительской работы средствами синтезирующей музыкально-педагогической деятельности способствуют:

творческий характер педагогической деятельности, постоянное совершенствование исполнительского мастерства;

  • система методов изучения музыкальных произведений, включающая интонационно-образный анализ, словесный метод обучения, сравнение интерпретаций различных исполнителей, показ исполнительского варианта самим преподавателем и др.;
  • использование различных форм музыкального просветительства, способствующих формированию исполнительских и лекторских навыков: домашние, классные, отчётные, тематические концерты; циклы концертов и просветительские программы для учебных заведений, предприятий города;
  • составление сценария в контексте стиля эпохи, чтение книг о композиторах и выдающихся исполнителях, слушание музыки, проведение репетиций к концерту.

Функции проекта: многофункционный, образовательный, практический, информационный, исследовательский.

1. Использование педагогики сотрудничества с использованием психологических и педагогических особенностей подростков.

На начальном этапе поступления ребенка в музыкальную школу главнейшим показателем является то, что ребенку нравится в школе. Немаловажно и то, насколько легко ребенок справляется с программой. В трудный момент и родители, и педагог должны поддержать школьника, не критиковать за медлительность или неряшливость, важно вселить в ребенка уверенность в успехе. Третьим признаком успешной адаптации в музыкальной школе является степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий.

Следующий этап обучения подростка в музыкальной школе сопряжен с большой психологической нагрузкой. Нередко случается так, что ученик, отлично (или хорошо) закончивший начальный этап обучения игре на скрипке, теряет интерес к учебе, у него падает успеваемость.

Преемственность в обучении детей и подростков разновозрастных групп игре на скрипке предполагает возможность старших подростков и учащихся колледжа не растерять приобретенные знания, а передать их более младшим школьникам, не утратив интерес к обучению.

Вопросы интереса, мотивации обучения очень сложны. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего и старшего подростка различны.

Младший подросток больше тянется к общению с более старшими ребятами, постоянной смене впечатлений. При работе более старших подростков с младшими позволяет  старшеклассникам и учащимся колледжа повысить самооценку, проверить собственные коммуникативные навыки, самореализоваться.

Необходимым условием в обеспечении преемственности в обучении и развитии в этом возрасте является учет психологических особенностей младших и старших подростков.

2. Создание разновозрастной ансамблевой группы.

Особенностью ансамблевого музицирования в разновозрастном ансамбле является воспитание чувства сотрудничества с каждым членом ансамбля, ответственности учащихся за качество освоения собственной и чужой партии, достижения исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике,  специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

3. Развитие «чувства партнера», социализация в разновозрастном ансамблевом коллективе.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнёра», умение слушать солиста или группу солистов, и помогать им в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий. Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения — именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся так же умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

4. Воспитание преемственности в развитии навыков коллективного музицирования.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. Преемтсвенность обуславливается в помощи более старших детей и подростков – более младшим. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения. В начале — это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую более старшим школьником. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки «солирования», когда нужно ярче выявить свою партию и « аккомпанирования» – умение отойти на второй план ради единого целого.

5. Развитие коммуникативных способностей, музыкально-эстетического вкуса.

Совместный детский ансамбль является исполнительским коллективом, объединённым и организованным творческими целями и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую возможность социализации, общения, развития коммуникативных способностей. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству.

Приступая к работе над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором.

При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа. Как правило, всеми отклонениями темпа «руководит» ученик или группа учеников, исполняющих первую партию.

Все известные сборники пьес для ансамблей адресованы учащимся уже обладающими всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Но практика показала, что учить играть вдвоём нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на том или ином инструменте.

Для младших школьников, не обладающих необходимыми исполнительскими навыками, проводятся занятия в игровой форме, где дети должны выполнять совместные с более старшими детьми задания, затем ритмические упражнения, например, проговаривая слова песенки, прохлопать ритм; проговаривая слова, прошагать; шагать и хлопать ритм. Такие задания можно варьировать: кто-то шагает, кто-то прохлопывает слова песенки и т.п.

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, делают совместную работу ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

В процессе исполнительства в разновозрастном ансамбле создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создаётся механизм обратной связи между детьми и педагогом, образовывается развивающая среда для проявления творческой активности детей.

Основные принципы при подборе репертуара

Доступность для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию.

Репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки.

Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля.

Принцип изучения музыкального материала «от простого – к сложному».

Принцип разнообразия пьес в репертуаре.

Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

Инновационная направленность в работе с ансамблем скрипачей.

Инновационная направленность педагогического опыта состоит в следующем:

Впервые проблема преемственности функционирования  образований «школа искусств-колледж»  представлена в виде целостной системы, обеспечивающей реализацию развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами концертно-просветительской деятельности.

Выявлены социально-педагогические условия реализации преемственности развития художественно-творческих способностей обучающихся.

Определены структурное, содержательное, процессуальное направления в построении преемственных связей в системе «школа искусств - колледж».

В настоящее время нет завершённых исследований по проблеме преемственности концертно-просветительской деятельности между школой искусств и колледжем: большинство исследований проводились преимущественно как частноаспектные, и не выходили за рамки изучения отдельных сторон проблемы. Данное обобщение педагогического опыта призвано восполнить эти пробелы, разработать концепцию преемственности в концертно-просветительской деятельности этих образовательных учреждений и предложить  рекомендации к ее внедрению.

Методологические основы

Методологическую базу опыта составляет учение об организации эмоциональной регуляции детей и подростков В.В. Лебединского, взгляды на проблему детского развития Л.С. Выготского, теории генезиса музыкального восприятия А.Л. Готсдинера, Кесельман М.И., Теплова, Анчевскую Л.В., Грача Э., Якубовскую В.Н., , а также положение В.К. Дьяченко о принципе сотрудничества и товарищеской взаимопомощи подростков при условии обеспечения возможностей каждого подростка периодически ставить в положение обучающего и обучающегося, когда каждый, обучая других, сотрудничая с ними, добивается овладения изучаемой темой, а также предметом в целом.

Автор проекта опирается на исследования процесса общения и его организации в педагогической деятельности (А.А. Бодалев, В.А. Канн-Калик, Н.В.Кузьмина, В.Я. Ляудис, А.В. Мудрик и др.). Особое значение имеют работы по музыкальной педагогике и психологии, посвящённые развитию личности в процессе обучения (В.Г.Ражников, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин). В этих работах раскрыты вопросы развития мотивационно-потребностной сферы личности, музыкальных способностей и прежде всего музыкального мышления. Так же автор опирается на теоретические и прикладные идеи музыкальных психологов, педагогов, музыкантов-практиков, искусствоведов Л.А.Баренбойма, М.А. Готсдинера, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза и др.

Ресурсы:

Материально-технические ресурсы:  

  • учебный кабинет, инструменты, нотная литература и т. д.
  • Реализация проекта использование в школе музыкального зала,
  • для фиксирования занятий необходимо фото- и видео-аудио оборудование.

Программное обеспечение:

  • Создана рабочая образовательная программа «Коллективное музицирование. Ансамбль скрипачей»

Информационные ресурсы:

  • изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, для педагогов, студентов колледжа.

Партнеры:  

Преподаватели струнно-смычкового отделения.

Преподаватели теоретических дисциплин.

Родители учащихся струнно-смычкового отделения.

Концертмейстеры.

Целевая аудитория

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются:

1. Младшие школьники,

2. Подростки 12-16 лет,

3. Учащиеся колледжа 17-19 лет

4. Родители.

План реализации:

Показателем эффективности работы с ансамблем скрипачей служит конечный результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат.

Ансамбль скрипачей является постоянным участником концертов проводимых на площадках города и района: «ДШИ№1», Социально-гуманитарный колледж, «ТюмГУ(филиал)» , Дворец искусств, Дом интернат для престарелых инвалидов «Отрада», УВД №1, Детские сады и

общеобразовательные учреждения, за что имеет многочисленные благодарственные письма и почётные грамоты.

     

   За высокие профессиональные достижения и активную работу по пропаганде музыкального искусства автор проекта неоднократно награждалась дипломами, почётными грамотами и благодарственными письмами:

2007г. – Почетная грамота от управления культуры администрации г. Нижневартовска «За многолетний плодотворный труд и личный вклад в дело эстетического воспитания подрастающего поколения»

2007г. – Почетная грамота администрации ДШИ №1 «За успешное выступление в конкурсах, активное участие в концертно-просветительной деятельности»

2007г. – Диплом II степени III открытого зонального конкурса на струнно-смычковых инструментах, г. Мегион

2007г. – Грамота «За подготовку дипломанта в областном конкурсе струнно-смычковых инструментов им. А.Алябьева», г. Тобольск

2008г. – Почетная грамота от администрации ДШИ №1 «За успешное выступление в конкурсах, активное участие в концертно-просветительной деятельности»

2008г. – Диплом за подготовку учащихся к городскому конкурсу «Времена года»

2009г. – Диплом III степени IV Зонального конкурса юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах «Шире круг», г. Мегион

2009г. – грамота от администрации «ТюмГУ» (филиал) за участие в Днях Науки («Серебряный век»)

2010г. – Почетная грамота Главы Нижневартовска Б.С. Хохрякова за многолетний, добросовестный труд, профессионализм в области художественного воспитания и образования детей

2010г. – Благодарственное письмо к 80-ти летию «ТюмГУ» (филиал) за многолетнее сотрудничество

2010г. – Диплом за подготовку лауреата III степени в III Открытом конкурсе инструментального исполнительского мастерства им. А.С. Знаменского, г. Сургут

2010г. – Благодарственное письмо от администрации учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Дом интернат» для престарелых инвалидов «Отрада», за плодотворное и продолжительное сотрудничество

2010г. – Благодарственное письмо от администрации «ТюмГУ» (филиал) за плодотворное, многолетнее сотрудничество

2011г. – Почетная грамота Главы Нижневартовска за многолетний, добросовестный труд, профессионализм в области художественного воспитания и образования детей и с 45-летием ДШИ №1 (М.В. Клец)

2011г. – Благодарность от и.о. начальника УВД по г. Нижневартовску полковника милиции С.М. Сухачева

2011г. – Благодарственное письмо от администрации ДШИ №1 за многолетний, добросовестный труд, профессионализм в области художественного воспитания и образования детей и с 45-летием ДШИ №1

2011г. – Диплом городского конкурса «Времена года» за подготовку лауреата I степени.

2011г. – Диплом городского конкурса «Времена года» за подготовку лауреата III степени

2011г. – Диплом II степени международного конкурс «Золотой Феникс», г. Санкт Петербург «За педагогическое мастерство и большой вклад в развитии детско-юношеского творчества»

Перспективы дальнейшего развития проекта

Основная перспектива развития проекта – расширение коллектива, создание новых разновозрастных ансамблевых групп.

Дальнейшая работа в разновозрастном ансамбле сможет обеспечить решение следующих задач:

внедрение художественного образования, как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей;

использование возможностей художественно-творческой деятельности в целях музыкального образования, духовного оздоровления детей, профилактики асоциального поведения и решения проблемы организации свободного времени.

Сегодня нельзя недооценивать важность совершенствования работы ансамбля в воспитательной системе в целом. Работая над решением поставленных задач можно с уверенностью сделать следующие выводы:

деятельность разновозрастного ансамбля расширяет сферу самореализации и самоопределения ребёнка;

ансамбль создает условия для социальной деятельности;

приобщает к ценностям национальной культуры.

Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой.

Создание новых групп будет способствовать факту того, что при помощи искусства можно влиять на моральные убеждения ребенка, расширить его кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает не только под влиянием педагога. В будущем, при самостоятельном чтении детьми книг, при просмотре фильмов, слушании музыки ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно.

Для реализации проекта потребуются материальные и технические ресурсы общеобразовательной школы и колледжа.

Методические материалы по проектированию индивидуальной образовательной траектории ученика будут опубликованы и представлены в творческом отчете на методическом семинаре учителей музыкальных школ и колледжа.

11. Возможные риски реализации проекта

Реализации предложенных в проекте идей будет безусловно способствовать раскрытию личностного потенциала ученика. В качестве возможных рисков реализации проекта могут быть названы следующие: увеличение нагрузки на учителя, учащегося.

12. Литература.

Берлянчик, М. Основы воспитания начинающего скрипача / М. Берлянчик. – М.: Лань, 2000. – 256с.

Брагинская, Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар / Ж.И. Брагинская. – М.: Профиздат, 1986. – 212с.

Григорян А. Начальная школа игры на скрипке / А. Григорян. - М.: Советский композитор, 1992. – 132с.

Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2000. - 192 с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных завед. / Г.М.  Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

Крылова, М. П. Мои первые нотки / М.П. Крылова. – СПб.: Композитор, 2008. – 84с.

Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 186с.

Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 288с.

Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464с.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. – 1999. – 442с.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высших и средних пед. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.И. Шиняев; под ред С. А. Смирнова. - 4-е изд., исправл. - М.: Изд. центр Академия, 2003. - 512 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Р. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 576 с.

Уткин, Ю. Хрестоматия для скрипки. 3-4 классы ДМШ. Часть 2. Пьесы, произведения крупной формы / Ю. Уткин. - М.: Музыка, 2008. – 60с.

Уткин, Ю. Хрестоматия для скрипки. Виртуозные пьесы. Старшие классы ДМШ /Ю. Уткин. - М.: Музыка, 2007. – 80с.

Цветкова, Т.К. Исследование учебного сотрудничества в педагогической психологии США / Т.К. Цветкова // Вопросы психологии. - № 2. - 1989. - С.148 - 155.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Занятия в ансамбле скрипачей учащихся музыкального отделения является частью содержания комплексной подготовки будущего специалиста.

Цель:

  1. Достижение высокого уровня ансамблевого музицирования.
  2. Реализация творческого потенциала учащихся.
  3. Воспитание сценической культуры.
  4. Воспитание ценностного отношения к произведениям классического искусства.

Задачи:

  1. Совершенствование навыков ансамблевого музицирования.
  2. Активное участие в концертной деятельности.
  3. Развитие артистических способностей и сценического мастерства.
  4. Изучение разнообразного по стилистической и жанровой направленности исполнительского репертуара.

Общемузыкальное и скрипичное развитие учащихся осуществляется в ходе подготовки к концертным выступлениям. В ходе подготовки концертных программ на основе ансамблевого музицирования у учащихся совершенствуются навыки мелодического, гармонического, метроритмического, динамического ансамбля, интонационная культура. Осуществляется возможность целенаправленного ансамблевого воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.

Создается особая форма творческого общения с учащимися, при которой выполняются как профессиональные и технологические задачи, так и формируется особенный эмоциональный, сообразный художественным задачам и радости совместного общения.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календар

ные сроки

Форма изучения материала

Рекомендуемая литература

(№ по списку)

I семестр

  1. Гаммы и упражнения
  2. «Ave Maria» Д. Качини
  3. «Ave Maria» Д. Качини
  4. «Ave Maria» Д. Качини
  5. «Ave Maria» Д. Качини
  6. Караев «Павана», Храмушин «Интерлюд»
  7. Караев «Павана», Храмушин «Интерлюд»
  8. Караев «Павана», Храмушин «Интерлюд»
  9. Караев «Павана», Храмушин «Интерлюд»
  10. Свиридов «Романс»
  11. Свиридов «Романс»

  1.  Свиридов «Романс»
  2.  Свиридов «Романс»
  3.  «Венгерский танец» Брамс
  4. «Венгерский танец» Брамс
  5. «Венгерский танец» Брамс
  6.  «Венецианская баркарола» Чиполони
  7. Концерт

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

05-09.09.11

12.09.11

19.09.11

26.09.11

03.10.11

10.10.11

17.10.11

24.10.11

31.10.11

07.11.11

14.11.11

21.11.11

28.11.11

05.12.11

12.12.11

19.12.11

26.12.11

09.01.12

Отработка  штрихов, звукоизвлечение

разбор аппликатуры

Работа над интонацией. Выработка навыка чистого звукоизвлечения.

Правильные штрихи - главная задача игры в ансамбле.

Репетиция с концертмейстером.

Разбор аппликатуры.

Работа над штрихами

Отработка навыка чистого звукоизвлечения, работа над интонацией.

Работа над партиями с концертмейстером.

Разбор аппликатуры.

Отработка острого штриха «стакатто» в «Романсе», работа над другими штрихами.

Сдача партий по голосам, чистое интонирование.

Работа с концертмейстером, выстраивание гармонического звука.

Умение играть джаз, синкопы, правильный ритм.

Штрихи, ритм, знаки, интонация в джазовых пьесах.

Сдача партий. Подготовка к выступлению.

Разбор

Концерт

1

3

3

3

4

5

4

5

4

5

4

4

5

4

5

2

2

1,2

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календар

ные сроки

Форма изучения материала

Рекомендуемая литература

(№ по списку)

II семестр

  1. Гаммы и упражнения
  2. «Венецианская баркарола»  Чиполони
  3. «Венецианская баркарола» Чиполони
  4.  «Венецианская баркарола»  Чиполони
  5. «Венецианская баркарола»  Чиполони
  6.  «Мелодия»  из к/ф «Ромео и Джульетта»
  7. «Мелодия»  из к/ф «Ромео и Джульетта»
  8. «Мелодия»  из к/ф «Ромео и Джульетта»
  9. «Мелодия»  из к/ф «Ромео и Джульетта»
  10. «Вальс» Петров
  11. «Вальс» Петров
  12. «Вальс» Петров
  13. «Вальс» Петров
  14. «Вальс» Петров
  15. Подготовка к концерту.
  16. Концерт

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

02.02. 12

09.02. 12

16.02. 12

01.03. 12

15.03. 12

22.03. 12

29.03. 12

05.04. 12

12.04. 12

19.04. 12

26.04. 12

03.05. 12

10.05. 12

17.05. 12

24.05. 12

31.05. 12

Гаммы и упражнения по формированию навыков игры в ансамбле.

Разбор аппликатуры.

Правильные штрихи - главная задача игры в ансамбле.

Работа над интонацией, выработка чистого звукоизвлечения.

Работа с концертмейстером.

Разбор аппликатуры.

Работа над штрихами.

 Работа над интонацией.

Работа с концертмейстером

Разбор аппликатуры.

Работа над штрихами.

Работа над интонацией переходами.

Сдача партий.

Работа с концертмейстером, выстраивание гармонии звука.

Подготовка к концерту.

Концерт

1

6

6

6

6

6

4

4

4

4

4

4

4

2,3

4,5

6

Учебный репертуар

  1. Нина Рота «Мелодия»
  2. Г.Свиридов «Романс»
  3. Брамс «Венгерский танец»
  4. Петров «Вальс»
  5. Дворжак «Мелодия»
  6. «Венецианская баркарола» Чиполони
  7. Хромушин «Интерлюд»
  8. Д. Качини «Ave Maria»

Список рекомендованных источников, литературы и технических аудиовизуальных средств обучения.

  1. Григорян «Гаммы и арпеджио»
  2. «Шире круг» Популярные произведения для ансамбля скрипачей.
  3. Альбом скрипача. Классическая и современная музыка.
  4. Сборник «Ансамбль скрипачей» выпуск III
  5. «Юный скрипач» выпуск II
  6. «Юный скрипач» выпуск III

Список студентов

1.Перезва В.

2.Круговой Р.

3.Гареева А.

4.Крянина В.

5. Вяткина И.

6.Алексеева С.

7.Снегирев Ю.

8.Демянец Д.

9.Бобокулова Г.

Расписание занятий ансамбля скрипачей преп. Липарчук Е.И.

Понедельник 14.50 – 17.20. каб.№303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе

Выступление  старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления  Детской Школьной Организации «Исток» в  развитии  интерес...

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)

 Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творче...

Презентация педагогического проекта "Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж"

Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках коллективного музицирования......

Народное искусство - действенное средство развития художественно-творческих способностей детей.

Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоничному развитию , активизации в них творческого начала, способности нестандартно мысл...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

В статье рассмотрены трактовки понятия «способность» учеными с разных точек зрения. Далее раскрывается более узкая категория в данной области - понятие «творческие способности»...

ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлены результаты исследования уровня развития художественно-творческих способностей у младших школьников в учреждении дополнительного образования. Как средство эффективного развития ху...