Народное искусство - действенное средство развития художественно-творческих способностей детей.
статья по изобразительному искусству (изо)

Александров Николай Иванович

Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоничному развитию , активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnoe_iskusstvo.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Александров Николай Иванович, учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ СОШ № 1 г. Вязьмы Смоленской области.

Народное искусство - действенное средство

развития художественно-творческих способностей детей.

       Народное искусство в наглядных и современных образах имеет чрезвычайно важное значение для развития культуры , воспитания чувств , становления вкуса , формирования первоосновных эстетических критериев ребенка .

       Одно из наиболее существенных свойств народного искусства , которое фундаментальным образом отличает его от профессионального и самодеятельного , это особый характер психологии творчества : народный мастер работает без предварительных эскизов и планов , руки его творят как бы сами собой благодаря тому , что иногда называют « памятью в пальцах» или « умом в пальцах».

        У народного и детского творчества одна природа : их роднят такие свойства , как непроизвольность , непосредственность , простата . живость и богатство воображения , чувства радости . праздничности , наивности . сильно выраженная условность .

       Народное искусство –действенное средство развития художественно – творческих способностей детей , формирования таких важных личностных качеств , как  уважение к труду и умение трудиться.

     Знакомство в яркой и доступной для детей  форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления , воспитывает эстетический вкус , развивает творческое начало .

         Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус , но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством : лепить из глины , осваивать приемы плетения кружев ,вышивать .

          Таким образом , использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоничному развитию . активизации в них творческого начала , способности нестандартно мыслить и продуктивно работать .

     Не случайно курс декоративно-прикладного искусства в средней школе начинается с народного – крестьянского _ прикладного. Впитавшее в себя исторический , нравственный , эстетический , духовный опыт народа , это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека .

         В искусстве , созданном народом , переплелись воедино верность традиции ( правила , навыки , приемы , образы , мотивы , темы , отражающие народные мироощущения) , коллективный опыт , природное начало .

Приобщение к замечательным памятникам народного искусства ( «память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего , с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность , связанную с созданием жизненно необходимых предметов .

              Внедрение художественных народных

                  промыслов в учебный процесс .

      Работая в школе , передо мной сразу встал вопрос : «Как заинтересовать детей ? Как активизировать их работу и творчество?» Работая в этом плане , я определил методическую тему самообразования :«Поиск эффективных путей активизации детского творчества». И особое место в ней отведено изучению народного творчества на уроках декоративно – прикладного искусства .

      О значимости народного искусства в образовательном и воспитательном процессе было сказано выше . Наша задача ,как учителя, состоит в умении организовать так занятия , чтобы ребенок был не просто поглощателем информации , а чтобы в нем пробудилось желание самим заняться творчеством: лепить из глины , расписывать посуду , вышивать .  Именно высказывание Сухомлинского целиком можно отнести к взаимоотношениям детей и народного искусства : « Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев . От пальцев , образно говоря , идут тончайшие ручейки . которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие с орудием труда , чем сложнее движения , необходимые для этого взаимодействия . тем глубже входит  взаимодействие руки с природой , с общественным трудом в духовную жизнь ребенка . Другими словами : чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок.» Иначе говоря  , ребенок раскрывается и развивается не тогда , когда он выступает в роли пассивного зрителя , а когда увлечен каким-то делом , требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения .

         Поэтому, в проведении уроков , связанных с народным искусством , я стараюсь  не только раскрыть его сущность , не только формировать и развивать знания , умения и навыки в этой области , но и способствовать возникновению интереса и желания  заняться определенным творческим делом .

   В наше время особое внимание уделяется организации обучения молодежи художественному мастерству и возрождению забытых народных промыслов .  Несомненно, интерес к старине, художественным ремеслам появляется не только у взрослых , но и у детей  .

    Раньше дети с раннего возраста видели работу мастеров и сами учились этому, глядя на старших. А в наши дни видя старинные деревянные ажуры , лишь дивятся их красоте, не веря ,что эти причудливые узоры можно сделать самим .

      И поэтому мы, учителя ИЗО, должны суметь организовать занятия, курсы , факультативы, кружки, приобщая детей к народному творчеству. Именно от этого в решающей мере зависит формирование мира прекрасного, стремление жить и трудиться по законам красоты .

        Что я, как учитель изобразительного искусства, могу предложить детям? Как организовать такие занятия , где ребенок может испытать себя , раскрыть и развить свои творческие способности, где он может попробовать себя в трудовой творческой деятельности  по освоению того или иного художественного мастерства ?

       И у меня возникла идея – если я умею  и люблю заниматься каким- то ремеслом, почему бы не заинтересовать и не научить этому детей . Почему бы не передать детям тот интерес, желание, то восхищение и любование, которые я сам испытываю при выполнении резьбы по дереву, традиционных росписей и т.д.

Если учитель сам смог прочувствовать все стороны  определенного мастерства ( интерес, желание увидеть конечный результат , приемы работы с инструментами и материалами ,применение конечного результата в жизни , то он будет стремиться к тому , чтобы это прочувствовали и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Народное искусство как средство развития творческих способностей учащихся".

1.Сила народного искусства.2.Художественные промыслы-яркая форма народного искусства.3.Приобщение детей к народной культуре.4.Роль народной игрушки в воспитании и  творческом развитии учащих...

Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей средствами внедрения народных промыслов в учебный процесс

В методической разработке представлен опыт работы по внедрению народных промыслов в учебный процесс....

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)

 Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творче...

Презентация педагогического проекта "Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж"

Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках коллективного музицирования......

«Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж»

В проекте раскрыты: Проблемы преемственности  как непрерывного процесса воспитания и обучения, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. ...

ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлены результаты исследования уровня развития художественно-творческих способностей у младших школьников в учреждении дополнительного образования. Как средство эффективного развития ху...