Технологическая карта изготовления котенка в технике "чесаной соломки"
методическая разработка на тему

 

Технологическая карта изготовления котенка в технике "чесаной соломки"

 

Применяется эта техника для имитации оперения птиц и меха животных. Эта техника состоит в следующем: разглаженные соломины нарезаются на части длиной 1,5-2см, один край выстригается зубчиками, а затем необходимая деталь заклеивается этими частичками, перекрывая друг друга.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 1

2. Попробуем сделать котенка.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 2

3. Пронумеруем все детали. Детали, которые заклеиваются соломкой обычным способом, заштрихуем, показывая тем самым направление наклеивания соломенных лент. А детали, отмеченные римскими цифрами, будем заклеивать в технике "чесаной соломки".

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 3

4. Нарежем соломенные ленты на части длинной 1,5-2см.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 4

5. С одного края выстригаем зубчики. Удобнее их делать маникюрными ножницами.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 5

6. Возьмем деталь головы котенка. И начнем ее заклеивать по направлению стрелок.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 6

7. Начнем с ушей.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 7

8. Закончим в нижней части головы.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 8

9. Перевернем заклеенную деталь на изнаночную сторону и вырежем по контуру.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 9

10. Также заклеивается хвост и остальные пушистые части котенка.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 10

11. Заштрихованные детали заклеиваются соломкой

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 11

12. И вырезаются по контуру с изнаночной стороны.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 12

13. Все детали сделаны. Начинаем их приклеивать на фон. В нашем случае это картон, обтянутый темной тканью.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 13

14. Вот котенок и готов.

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 14

15. А это окончательный вариант. Желаю удачи!

Мастер-класс,  Аппликация, : Котенок выполненный в технике "чесаной соломки" Соломка . Фото 15


Лекционный материал по изготовлению аппликаций из соломки.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба, это - пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь, ячмень имеют особое название - жито. Слово жито произошло от слова жить: «Будет жито, и жить можно!». Растут колоски прямо, солнцем пахнут, наливаемые жизненной энергией питательные зерна.

Для работы подходят стебли ржи, пшеницы, овса, ячменя, можно и просо. 3апасаюся ей, когда зерно восковой спелости. Стебли можно срезать на любой стадии развития растения: в период колошения, когда солома имеет серебристо-зеленый цвет, или в стадии созревания зерна за 3-4 дня до покоса, когда ствол начинает золотиться, и конечно, в конце лета, когда он наливается густым янтарем. Пшеницу и овес можно собирать перед самой уборкой 12-15 августа. Зеленоватого цвета боятся не надо, так как, в последствии, под действием дневного света зелень исчезает. Сортов пшеницы великое множество: одни растут на равнинах, другие - на горных полях; есть пшеница с белыми зернами, есть с желтыми, и даже с красными. Различается и по форме. Встречается пшеница шарообразная, как мелкий горох. Цвет у соломки имеет множество оттенков: от белого до красно-коричневого. А всего их более ста. Собирают соломку километрах в 3-4 от города. Лучше брать свежую, ровную, не смятую комбайном, не подгнившую.

imageТолько живой, срезанный с корня стебель, может стать хорошим материалом. Требуется соломки не так уж и мало. На зиму для себя и работы с детьми необходимо снопов пять. Заготовка соломы - дело трудное, но необходимое. Для работы годится не вся. Ячменная, например, твердая да ломкая, ржаная - имеет довольно высокую прочность, пшеничная - менее прочная.  Овсяная лучше всего, она мягче любой другой, и обработке поддается лучше. Рожь лучше собирать во время цветения, тогда стебли эластичны и имеют красивый оттенок. В народе говорили, что рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. Словно солнце золотит ниву. Если зайдешь на поле ржи, то одежда, лицо, руки тоже позолотятся. Ржаную соломку называли ржаницей, она длинная прямая и прочная. Ржаная незрелая соломка имеет зеленоватый оттенок, ближе к уборке урожая - серебристый, а перезрелая - красноватый. Если она росла в затененном месте, то приобретает фиолетовый оттенок, перезимовавшая в стогу - коричневый. Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести очень мелкие изделия с тонкой отделкой. Срезать рожь необходимо под самый корень острым, ножом или ножницами в период колошения или позднее, когда колос приобретает цвет густого янтаря. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Ячменную соломку можно собирать в любое время. Сухие стебли соломки - замечательный материал для работы, которым можно придать вторую жизнь, и они предстанут перед вами в иной, невиданной красоте. Собирая соломку необходимо быть аккуратным, делать приходится все вручную. Срезать соломку рекомендуется по обочинам полей, чтобы не топтать посевы. Делать это надо осторожно, отбирая только прямые и красивые стебельки. Главное в том, чтобы собрать соломку, не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. Пользуйтесь ножницами, срезая стебельки у самой земли. Если лето солнечное, то солома хорошо прокалится, на многие годы хватит ее сияния. Набранную солому я приношу домой и складываю на балкон просушиться, золота набраться. Это естественный способ окрашивания соломки, и с ним медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца.

Если шаг за шагом представить себе все ступеньки подготовки соломки к работе, проясняется картина магического таинства. Сжатую в поле и просушенную соломку тщательно перебирают, оставляя только самые хорошие стебли, не тронутые чернотой золотистые кусочки. Хранить солому необходимо в сухом месте. Я складываю ее в маленькие снопики и отношу в гараж до зимы. Средняя часть соломки - наилучший материал для аппликации и обладает наибольшим блеском. Около самого колоса стебель более тусклый, нижняя часть толстая и грубая. Стебель у соломки круглый разделен на междоузлия. Ножницами отрезают колос, удаляют покровные листья. Узлы срезают, получаются соломинки  длиной 10 - 30 сантиметров. Занятие это долгое.

После этого соломку варят в течение 30-40 минут, чтобы стала гибкой. Варить надо так, чтобы стебельки не сгибались и не ломались. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной, и легко сгибается и плетется.

Распаренную соломку заворачиваю на время работы во влажную ткань, чтобы не пересохла. Разрезаю резачком и тщательно проглаживаю горячим утюгом на плотной доске или фанере с обеих сторон до тех пор, пока она не высохнет. Получается соломенная ленточка шириной в 1 сантиметр. Если же высохшие под утюгом соломинки продолжать разглаживать очень горячим утюгом без регулятора температуры, то они начинают менять цвет от золотистого до темно-коричневого. Если немного держать под утюгом, то получитcя светло-коричневый тон, если дольше держать, то и оттенок будет темнее. Для работы необходимы все оттенки. Разнообразие цвета соломки, сочетание светлых, золотых, коричневых оттенков крайне необходимы в работе.

можно (а иногда и необходимо) использовать  соломку тростника, как стебли, так и оболочку. Стебель дает белый материал. Даже пырей пригоден для работы.  Отметая все чужеродное,  соломка  прекрасно гармонирует с берестой, веточками, засушенными травинками, которые органично вписываются в сюжеты. Если позволяют условия, лучше всего овес, или рожь, ячмень посадить на клочке земли. И ухаживать, выращивая прекрасные стебли растений.

Подготовка к работе

Технология работы с соломкой не сложна. Понять и усвоить её под силу каждому.

Горячий способ

В чашку налейте воды столько, чтобы она покрыла соломку, и кипятите ее минут 15-20 при t  60 - 80' С'. Затем необходимо разрезать соломенные трубочки резачком или острыми ножницами и прогладить горячим утюгом на твердой основе (на фанере или чистой доске). Теплую, еще не совсем высохшую соломку лучше всего завернуть во влажное полотенце и доставать по мере надобности. Выглаженная соломка приобретает золотистый блеск. Такой способ приготовления соломки называется горячий.

Холодный способ

Взять соломку, разрезать резачком вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом соломенные ленты приобретают еще больший блеск и эластичность, чем при горячей обработке.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба, это - пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь, ячмень имеют особое название - жито. Слово жито произошло от слова жить: «Будет жито и жить можно!».  Растут колоски прямо, солнцем пахнут, наливаемые жизненной энергией питательные зерна.

Знакомство с инструментами и материалами

Для работы необходимы ножницы, хорошо наточенный нож (резачок) или хирургический скальпель, клей ПВА, пинцет, утюг, гладилка, сделанная из твердых пород дерева, выжигательный аппарат, кисточки для клея, картон, желательно бархатную бумагу. Для расщепления соломки на полоски одинаковой ширины применяются специальные резачки. Каждый резачок представляет круглую деревянную палочку, на конце которой вбиты 2 тонкие иголки остриями наружу. Расстояние между ними должно быть равным ширине соломенных полосок. Чтобы расщепить соломку на две или три одинаковые полоски, применяют резачок с тремя или четырьмя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга. Чтобы вырезать из соломки одинаковые элементы узора, имеющие форму круга, овала, цветка, применяют пробойники из стальных трубок.

Отбеливание, окрашивание, тонирование соломки

Заготовленную и рассортированную соломку отбеливают в двух случаях, когда желают получить материал, имеющий серебристый оттенок, и когда желают добиться более яркого и чистого цвета при окрашивании анилиновыми красителями.

Отбеливают раствором перекиси водорода. При этом нужно пользоваться резиновыми перчатками. Работать нужно очень осторожно, чтобы раствор не попал в глаза.

Соломку кладут на дно посуды и прижимают сверху крышкой или деревянной решеткой, на которую ставят тяжелый предмет. Затем заливают 5-10% раствором перекиси водорода и выдерживают 6 часов. Отбеленную соломку промывают чистой водой.

Можно отбеливать питьевой содой 2-5 % (на 4 часа). Затем промыть и просушить на бумаге. В растворе отбеливателя «Иней-2» соломка приобретает лимонный цвет, а в содовом растворе - желтый.

Тонирование (изменение окраски)

Естественный цвет соломки имеет различные оттенки: желтый, зеленоватый, сиреневый, розовый, фиолетовый и другие. Если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию и окрашиванию соломенных лент. Разнообразие цвета соломки, сочетание различных оттенков крайне необходимо в работе. Насыщенность оттенков зависит от температуры утюга или духового шкафа и от того, сколько времени соломенные ленты находятся под ним. Слегка прижжённая утюгом соломка приобретает табачный цвет. Обжиг лепестков проводят утюгом без регулятора в результате длительного выдерживания соломенных лент под горячим утюгом. Цвет можно довести до тёмно-коричневого, почти черного. Допустима в работе тонировка мелких деталей выжигателем. Хранить лучше соломку в пакетиках или пеналах, разложив по тональности. Подготовленная таким образом соломка может храниться очень долго и пользоваться ей можно по мере надобности.

Окрашивание

Соломку при желании можно окрасить в любой цвет анилиновыми красителями, а также с помощью цветных лаков или растительными красителями, с помощью растительныx красителей соломка окрашивается в зеленый, бурый, коричневый, красный и близкие к ним цвета. Растительные краски отличаются мягкими приглушенными тонами. Они красивы и светостойки. Соломка, окрашенная анилиновыми красителями, имеет яркий насыщенный цвет.

Как окрасить соломку? На один литр кипятка высыпают 1 гр. краски, 2 гр. уксусной кислоты. 1 гр. соли. В полученном растворе соломку кипятят 25 минут, она распаривается и подкрашивается. После кипячения соломку необходимо достать, промыть в протонной воде и, просушить при комнатной температуре. Но прежде чем окрашивать соломку, ее необходимо смочить в чистой теплой воде, чтобы при опускании в краситель на ней не образовались пятна; из-за плохой растекаемости  поверхности соломки. При окрашивании соломку необходимо поворачивать палочкой. В этом случае окраска получается равномерной.

Анилиновыe красители необходимо хорошо развести в стеклянной банке или эмалированной посуде, помешивая деревянной палочкой. Необходимо тщательно дать красителю отстояться, процедить через 2-3 слоя марли и влить в горячую воду. Работать надо осторожно, в перчатках, краска очень плохо смывается с рук. Соль добавляется для прочности окраски.

Если в желтый цвет добавить одну каплю зеленки и одну каплю красной краски, получится яркая зелень. После окрашивания желательно прогладить всю соломку, не откладывая это важное дело на следующий день, она может покрыться плесенью и почернеть. Если не уcnели всю прогладить, высушите её на газете, замочите снова, полив горячей водой.

Холодная окраска

В  бутылку (с широким горлышком) кладут соломку, добавляют краситель и держат 5-7 суток. Подкрашивание содой или  марганцево-кислым калием производят в то время, когдa соломку распаривают в кипятке. Кипячение в растворе питьевой  соды придаст ей желто-золотистый оттенок, а в маpганцево-киcлом калии - розовый.

Для окраски соломки можно применять морилку, цветными лаками соломку покрывают после разглаживания ее утюгом.

Фон, клей.

Подготовив материал, вам необходимо выбрать основание для работы, на что вы будете наклеивать соломку. Для основы берут тёмный фон.

В качестве основы берут картон, бархатная бумага, хлопчатнач или льняная ткань, бортовка, шифон, шёлк, микрофибр, бархат на х/б основе, осенние листья, крашенную марлю тёмного цвета, замшу.

Красивым фоном может стать спил дерева, фанера, ДВП, окрашенные в чёрный, вишнёвый, коричневый, тёмно-зелёный цвет.

Лучший клей для наклеивания соломки – ПВА, он хорошо крепит соломку к любой основе, легко смывается водой, при высыхании водостоек.

С поверхности соломки клей вытирают немедленно сухой тряпочкой, если он уже подсох – осторожно срезают резачком.

Для работы нужна бумага для рисования, лучше ватман, калька, ластик, кисть размером №2 из жёсткой щетины и твёрдые простые карандаши (Т и 2Т)

Правила pаботы над  эскизом.

1. Составляется эскиз аппликации.

2. На оборотной стороне наносится сплошными штрихами белым карандашом или мылом рисунок.

3. 3аштрихованной стороной накладывается эскиз на фон и обводится карандашом рисунок.

4. Получаются линии контура.

5. Размечаются и изготавливаются детали аппликации.

6. Наклеиваются детали аппликации на фон.

7. Выполненная работа размещается под пресс.

После того как будет выбран рисунок необходимо пронумеровать все его части и переснять на кальку.

Подобрав по цвету отглаженную соломку наклейте на детальки, переснятые на кальку. Клей наносите тонким слоем. При наклейке соломки учитывайте направление, поэтому на эскизе лучше простым карандашом нанести линии, по которым будет наклеиваться соломка.

Когда все будет сделано, положите под пресс. Соломка должна сохнуть 10-12 часов, после этого можно приступать к вырезанию деталей. Их лучше хранить в конвертах, сделанных из плотной бумаги.

По карандашному следу, хорошо заметному на обратной стороне отрезают все ненужное по контуру, точно и аккуратно, не отклоняясь ни в одну, ни в другую сторону.

Если при наклейке картины детали не совпадают, значит вы сделали что-то неправильно, либо неточно вырезали, либо неточно пересняли детали на кальку.

Различные штрихи и точки производятся выжигателем. Он может соломку сжечь, потому что предназначен для выжигания по дереву, поэтому к его жалу нужно привязывать кончик иголочки.

Перед наклейкой деталей нужно проверить правильность их вырезки и подобрать тональность в соответствии с задуманной картиной. Может быть и такое, что некоторые детали придется заменить.

На качество картины влияет цвет фона, его размер и даже окантовка. Они должны служить дополнением к картине и быть гармонично взаимосвязаны.

Если все сделано правильно, можно приступать к наклеиванию деталей на выбранную поверхность. Но нужно при этом помнить, что при наклеивании на бархатную бумагу клея надо больше, потому что его впитывает ворс. Клеить нужно осторожно, не пачкая фон.

Если в рисунке много деталей, наклеить их сложно, и поэтому здесь нам поможет форматка, вырезанная из кальки. Она помогает правильному изображению деталей рисунка, не искажая его. Аппликация из соломки может быть:

·         предметной (изображение любого предмета);

·         декоративной (изображение орнамента, узора);

·         сюжетной (сюжет из сказки, песни).

Работу можно сделать объемную. Для этого нужно точно так же, как сказано выше, наклеить все детали, положить под груз. Соломка сохнет 12 часов, но в данном случае не нужно держать ее столько времени под прессом. Не давая ей просохнуть, выньте детальки и положите их под горячую настольную лампу. Под воздействием теплa детальки сами начинают загибаться. В другом случае объемную соломку можно сделать так. Необходимо прокатать ее кольцами ножниц. Соломка очень сложный и капризный материал. Поэтому требует большой осторожности. Аппликация, выполненная из соломки может иметь изображение:

·         сплошное (все изображение заполняется соломкой),

·         контурное (изображение выкладывается соломкой по контуру);

·         смешанное (сочетание тонкого ажурного контура и сплошного заполнения).

Принципы построения узора

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, от размера листа.

Узор на полосе - располагается по линии в различном сочетании элементов:

·         повторение одного элемента,

·         чередование элементов по форме и цвету,

·         симметричное расположение элементов направо и налево.

Узор на квадрате - может быть расположен по краю, по углам, в центре или заполнять весь квадрат.

Узор на круге - может быть расположен по краю, в центре:

·         по краю - ритмичное расположение и чередование элементов,

·         в центре - симметрично в стороны от центра,

·         из центра - путем постепенного наращивания, заполняя весь круг,

·         узор на форме (прямоугольник, ромб, овал) - строят в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotenok_vypolnennyy_v_tehnike.doc692 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изготовления котенка в технике "чесаной соломки"

Применяется эта техника для имитации оперения птиц и меха животных. Эта техника состоит в следующем: разглаженные соломины нарезаются на части длиной 1,5-2см, один край выстригается зубчиками, а затем необходимая деталь заклеивается этими частичками, перекрывая друг друга.

2. Попробуем сделать котенка.

3. Пронумеруем все детали. Детали, которые заклеиваются соломкой обычным способом, заштрихуем, показывая тем самым направление наклеивания соломенных лент. А детали, отмеченные римскими цифрами, будем заклеивать в технике "чесаной соломки".

4. Нарежем соломенные ленты на части длинной 1,5-2см.

5. С одного края выстригаем зубчики. Удобнее их делать маникюрными ножницами.

6. Возьмем деталь головы котенка. И начнем ее заклеивать по направлению стрелок.

7. Начнем с ушей.

8. Закончим в нижней части головы.

9. Перевернем заклеенную деталь на изнаночную сторону и вырежем по контуру.

10. Также заклеивается хвост и остальные пушистые части котенка.

11. Заштрихованные детали заклеиваются соломкой

12. И вырезаются по контуру с изнаночной стороны.

13. Все детали сделаны. Начинаем их приклеивать на фон. В нашем случае это картон, обтянутый темной тканью.

14. Вот котенок и готов.

15. А это окончательный вариант. Желаю удачи!


Лекционный материал по изготовлению аппликаций из соломки.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба, это - пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь, ячмень имеют особое название - жито. Слово жито произошло от слова жить: «Будет жито, и жить можно!». Растут колоски прямо, солнцем пахнут, наливаемые жизненной энергией питательные зерна.

Для работы подходят стебли ржи, пшеницы, овса, ячменя, можно и просо. 3апасаюся ей, когда зерно восковой спелости. Стебли можно срезать на любой стадии развития растения: в период колошения, когда солома имеет серебристо-зеленый цвет, или в стадии созревания зерна за 3-4 дня до покоса, когда ствол начинает золотиться, и конечно, в конце лета, когда он наливается густым янтарем. Пшеницу и овес можно собирать перед самой уборкой 12-15 августа. Зеленоватого цвета боятся не надо, так как, в последствии, под действием дневного света зелень исчезает. Сортов пшеницы великое множество: одни растут на равнинах, другие - на горных полях; есть пшеница с белыми зернами, есть с желтыми, и даже с красными. Различается и по форме. Встречается пшеница шарообразная, как мелкий горох. Цвет у соломки имеет множество оттенков: от белого до красно-коричневого. А всего их более ста. Собирают соломку километрах в 3-4 от города. Лучше брать свежую, ровную, не смятую комбайном, не подгнившую.

Только живой, срезанный с корня стебель, может стать хорошим материалом. Требуется соломки не так уж и мало. На зиму для себя и работы с детьми необходимо снопов пять. Заготовка соломы - дело трудное, но необходимое. Для работы годится не вся. Ячменная, например, твердая да ломкая, ржаная - имеет довольно высокую прочность, пшеничная - менее прочная.  Овсяная лучше всего, она мягче любой другой, и обработке поддается лучше. Рожь лучше собирать во время цветения, тогда стебли эластичны и имеют красивый оттенок. В народе говорили, что рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. Словно солнце золотит ниву. Если зайдешь на поле ржи, то одежда, лицо, руки тоже позолотятся. Ржаную соломку называли ржаницей, она длинная прямая и прочная. Ржаная незрелая соломка имеет зеленоватый оттенок, ближе к уборке урожая - серебристый, а перезрелая - красноватый. Если она росла в затененном месте, то приобретает фиолетовый оттенок, перезимовавшая в стогу - коричневый. Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести очень мелкие изделия с тонкой отделкой. Срезать рожь необходимо под самый корень острым, ножом или ножницами в период колошения или позднее, когда колос приобретает цвет густого янтаря. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Ячменную соломку можно собирать в любое время. Сухие стебли соломки - замечательный материал для работы, которым можно придать вторую жизнь, и они предстанут перед вами в иной, невиданной красоте. Собирая соломку необходимо быть аккуратным, делать приходится все вручную. Срезать соломку рекомендуется по обочинам полей, чтобы не топтать посевы. Делать это надо осторожно, отбирая только прямые и красивые стебельки. Главное в том, чтобы собрать соломку, не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. Пользуйтесь ножницами, срезая стебельки у самой земли. Если лето солнечное, то солома хорошо прокалится, на многие годы хватит ее сияния. Набранную солому я приношу домой и складываю на балкон просушиться, золота набраться. Это естественный способ окрашивания соломки, и с ним медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца.

Если шаг за шагом представить себе все ступеньки подготовки соломки к работе, проясняется картина магического таинства. Сжатую в поле и просушенную соломку тщательно перебирают, оставляя только самые хорошие стебли, не тронутые чернотой золотистые кусочки. Хранить солому необходимо в сухом месте. Я складываю ее в маленькие снопики и отношу в гараж до зимы. Средняя часть соломки - наилучший материал для аппликации и обладает наибольшим блеском. Около самого колоса стебель более тусклый, нижняя часть толстая и грубая. Стебель у соломки круглый разделен на междоузлия. Ножницами отрезают колос, удаляют покровные листья. Узлы срезают, получаются соломинки  длиной 10 - 30 сантиметров. Занятие это долгое.

После этого соломку варят в течение 30-40 минут, чтобы стала гибкой. Варить надо так, чтобы стебельки не сгибались и не ломались. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной, и легко сгибается и плетется.

Распаренную соломку заворачиваю на время работы во влажную ткань, чтобы не пересохла. Разрезаю резачком и тщательно проглаживаю горячим утюгом на плотной доске или фанере с обеих сторон до тех пор, пока она не высохнет. Получается соломенная ленточка шириной в 1 сантиметр. Если же высохшие под утюгом соломинки продолжать разглаживать очень горячим утюгом без регулятора температуры, то они начинают менять цвет от золотистого до темно-коричневого. Если немного держать под утюгом, то получитcя светло-коричневый тон, если дольше держать, то и оттенок будет темнее. Для работы необходимы все оттенки. Разнообразие цвета соломки, сочетание светлых, золотых, коричневых оттенков крайне необходимы в работе.

можно (а иногда и необходимо) использовать  соломку тростника, как стебли, так и оболочку. Стебель дает белый материал. Даже пырей пригоден для работы.  Отметая все чужеродное,  соломка  прекрасно гармонирует с берестой, веточками, засушенными травинками, которые органично вписываются в сюжеты. Если позволяют условия, лучше всего овес, или рожь, ячмень посадить на клочке земли. И ухаживать, выращивая прекрасные стебли растений.

Подготовка к работе

Технология работы с соломкой не сложна. Понять и усвоить её под силу каждому.

Горячий способ

В чашку налейте воды столько, чтобы она покрыла соломку, и кипятите ее минут 15-20 при t  60 - 80' С'. Затем необходимо разрезать соломенные трубочки резачком или острыми ножницами и прогладить горячим утюгом на твердой основе (на фанере или чистой доске). Теплую, еще не совсем высохшую соломку лучше всего завернуть во влажное полотенце и доставать по мере надобности. Выглаженная соломка приобретает золотистый блеск. Такой способ приготовления соломки называется горячий.

Холодный способ

Взять соломку, разрезать резачком вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом соломенные ленты приобретают еще больший блеск и эластичность, чем при горячей обработке.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба, это - пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь, ячмень имеют особое название - жито. Слово жито произошло от слова жить: «Будет жито и жить можно!».  Растут колоски прямо, солнцем пахнут, наливаемые жизненной энергией питательные зерна.

Знакомство с инструментами и материалами

Для работы необходимы ножницы, хорошо наточенный нож (резачок) или хирургический скальпель, клей ПВА, пинцет, утюг, гладилка, сделанная из твердых пород дерева, выжигательный аппарат, кисточки для клея, картон, желательно бархатную бумагу. Для расщепления соломки на полоски одинаковой ширины применяются специальные резачки. Каждый резачок представляет круглую деревянную палочку, на конце которой вбиты 2 тонкие иголки остриями наружу. Расстояние между ними должно быть равным ширине соломенных полосок. Чтобы расщепить соломку на две или три одинаковые полоски, применяют резачок с тремя или четырьмя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга. Чтобы вырезать из соломки одинаковые элементы узора, имеющие форму круга, овала, цветка, применяют пробойники из стальных трубок.

Отбеливание, окрашивание, тонирование соломки

Заготовленную и рассортированную соломку отбеливают в двух случаях, когда желают получить материал, имеющий серебристый оттенок, и когда желают добиться более яркого и чистого цвета при окрашивании анилиновыми красителями.

Отбеливают раствором перекиси водорода. При этом нужно пользоваться резиновыми перчатками. Работать нужно очень осторожно, чтобы раствор не попал в глаза.

Соломку кладут на дно посуды и прижимают сверху крышкой или деревянной решеткой, на которую ставят тяжелый предмет. Затем заливают 5-10% раствором перекиси водорода и выдерживают 6 часов. Отбеленную соломку промывают чистой водой.

Можно отбеливать питьевой содой 2-5 % (на 4 часа). Затем промыть и просушить на бумаге. В растворе отбеливателя «Иней-2» соломка приобретает лимонный цвет, а в содовом растворе - желтый.

Тонирование (изменение окраски)

Естественный цвет соломки имеет различные оттенки: желтый, зеленоватый, сиреневый, розовый, фиолетовый и другие. Если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию и окрашиванию соломенных лент. Разнообразие цвета соломки, сочетание различных оттенков крайне необходимо в работе. Насыщенность оттенков зависит от температуры утюга или духового шкафа и от того, сколько времени соломенные ленты находятся под ним. Слегка прижжённая утюгом соломка приобретает табачный цвет. Обжиг лепестков проводят утюгом без регулятора в результате длительного выдерживания соломенных лент под горячим утюгом. Цвет можно довести до тёмно-коричневого, почти черного. Допустима в работе тонировка мелких деталей выжигателем. Хранить лучше соломку в пакетиках или пеналах, разложив по тональности. Подготовленная таким образом соломка может храниться очень долго и пользоваться ей можно по мере надобности.

Окрашивание

Соломку при желании можно окрасить в любой цвет анилиновыми красителями, а также с помощью цветных лаков или растительными красителями, с помощью растительныx красителей соломка окрашивается в зеленый, бурый, коричневый, красный и близкие к ним цвета. Растительные краски отличаются мягкими приглушенными тонами. Они красивы и светостойки. Соломка, окрашенная анилиновыми красителями, имеет яркий насыщенный цвет.

Как окрасить соломку? На один литр кипятка высыпают 1 гр. краски, 2 гр. уксусной кислоты. 1 гр. соли. В полученном растворе соломку кипятят 25 минут, она распаривается и подкрашивается. После кипячения соломку необходимо достать, промыть в протонной воде и, просушить при комнатной температуре. Но прежде чем окрашивать соломку, ее необходимо смочить в чистой теплой воде, чтобы при опускании в краситель на ней не образовались пятна; из-за плохой растекаемости  поверхности соломки. При окрашивании соломку необходимо поворачивать палочкой. В этом случае окраска получается равномерной.

Анилиновыe красители необходимо хорошо развести в стеклянной банке или эмалированной посуде, помешивая деревянной палочкой. Необходимо тщательно дать красителю отстояться, процедить через 2-3 слоя марли и влить в горячую воду. Работать надо осторожно, в перчатках, краска очень плохо смывается с рук. Соль добавляется для прочности окраски.

Если в желтый цвет добавить одну каплю зеленки и одну каплю красной краски, получится яркая зелень. После окрашивания желательно прогладить всю соломку, не откладывая это важное дело на следующий день, она может покрыться плесенью и почернеть. Если не уcnели всю прогладить, высушите её на газете, замочите снова, полив горячей водой.

Холодная окраска

В  бутылку (с широким горлышком) кладут соломку, добавляют краситель и держат 5-7 суток. Подкрашивание содой или  марганцево-кислым калием производят в то время, когдa соломку распаривают в кипятке. Кипячение в растворе питьевой  соды придаст ей желто-золотистый оттенок, а в маpганцево-киcлом калии - розовый.

Для окраски соломки можно применять морилку, цветными лаками соломку покрывают после разглаживания ее утюгом.

Фон, клей.

Подготовив материал, вам необходимо выбрать основание для работы, на что вы будете наклеивать соломку. Для основы берут тёмный фон.

В качестве основы берут картон, бархатная бумага, хлопчатнач или льняная ткань, бортовка, шифон, шёлк, микрофибр, бархат на х/б основе, осенние листья, крашенную марлю тёмного цвета, замшу.

Красивым фоном может стать спил дерева, фанера, ДВП, окрашенные в чёрный, вишнёвый, коричневый, тёмно-зелёный цвет.

Лучший клей для наклеивания соломки – ПВА, он хорошо крепит соломку к любой основе, легко смывается водой, при высыхании водостоек.

С поверхности соломки клей вытирают немедленно сухой тряпочкой, если он уже подсох – осторожно срезают резачком.

Для работы нужна бумага для рисования, лучше ватман, калька, ластик, кисть размером №2 из жёсткой щетины и твёрдые простые карандаши (Т и 2Т)

Правила pаботы над  эскизом.

1. Составляется эскиз аппликации.

2. На оборотной стороне наносится сплошными штрихами белым карандашом или мылом рисунок.

3. 3аштрихованной стороной накладывается эскиз на фон и обводится карандашом рисунок.

4. Получаются линии контура.

5. Размечаются и изготавливаются детали аппликации.

6. Наклеиваются детали аппликации на фон.

7. Выполненная работа размещается под пресс.

После того как будет выбран рисунок необходимо пронумеровать все его части и переснять на кальку.

Подобрав по цвету отглаженную соломку наклейте на детальки, переснятые на кальку. Клей наносите тонким слоем. При наклейке соломки учитывайте направление, поэтому на эскизе лучше простым карандашом нанести линии, по которым будет наклеиваться соломка.

Когда все будет сделано, положите под пресс. Соломка должна сохнуть 10-12 часов, после этого можно приступать к вырезанию деталей. Их лучше хранить в конвертах, сделанных из плотной бумаги.

По карандашному следу, хорошо заметному на обратной стороне отрезают все ненужное по контуру, точно и аккуратно, не отклоняясь ни в одну, ни в другую сторону.

Если при наклейке картины детали не совпадают, значит вы сделали что-то неправильно, либо неточно вырезали, либо неточно пересняли детали на кальку.

Различные штрихи и точки производятся выжигателем. Он может соломку сжечь, потому что предназначен для выжигания по дереву, поэтому к его жалу нужно привязывать кончик иголочки.

Перед наклейкой деталей нужно проверить правильность их вырезки и подобрать тональность в соответствии с задуманной картиной. Может быть и такое, что некоторые детали придется заменить.

На качество картины влияет цвет фона, его размер и даже окантовка. Они должны служить дополнением к картине и быть гармонично взаимосвязаны.

Если все сделано правильно, можно приступать к наклеиванию деталей на выбранную поверхность. Но нужно при этом помнить, что при наклеивании на бархатную бумагу клея надо больше, потому что его впитывает ворс. Клеить нужно осторожно, не пачкая фон.

Если в рисунке много деталей, наклеить их сложно, и поэтому здесь нам поможет форматка, вырезанная из кальки. Она помогает правильному изображению деталей рисунка, не искажая его. Аппликация из соломки может быть:

  1. предметной (изображение любого предмета);
  2. декоративной (изображение орнамента, узора);
  3. сюжетной (сюжет из сказки, песни).

Работу можно сделать объемную. Для этого нужно точно так же, как сказано выше, наклеить все детали, положить под груз. Соломка сохнет 12 часов, но в данном случае не нужно держать ее столько времени под прессом. Не давая ей просохнуть, выньте детальки и положите их под горячую настольную лампу. Под воздействием теплa детальки сами начинают загибаться. В другом случае объемную соломку можно сделать так. Необходимо прокатать ее кольцами ножниц. Соломка очень сложный и капризный материал. Поэтому требует большой осторожности. Аппликация, выполненная из соломки может иметь изображение:

  1. сплошное (все изображение заполняется соломкой),
  2. контурное (изображение выкладывается соломкой по контуру);
  3. смешанное (сочетание тонкого ажурного контура и сплошного заполнения).

Принципы построения узора

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, от размера листа.

Узор на полосе - располагается по линии в различном сочетании элементов:

  1. повторение одного элемента,
  2. чередование элементов по форме и цвету,
  3. симметричное расположение элементов направо и налево.

Узор на квадрате - может быть расположен по краю, по углам, в центре или заполнять весь квадрат.

Узор на круге - может быть расположен по краю, в центре:

  1. по краю - ритмичное расположение и чередование элементов,
  2. в центре - симметрично в стороны от центра,
  3. из центра - путем постепенного наращивания, заполняя весь круг,
  4. узор на форме (прямоугольник, ромб, овал) - строят в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге.

Технология выполнения мозаики из соломки

Наклеивание соломенных лент - самое сложное в аппликации. Здесь нужно идти от простого к сложному. Создавая аппликацию из соломки, придерживайтесь тех же правил, что и в работе с бумагой. Имейте в виду, что в работе с соломкой много значит силуэт, сочетание тонких и толстых линий. Вначале разложите соломку по цвету. Светло-желтые соломенные ленточки в одно место, светло-коричневые - в другое, темно-коричневые - в третье.

Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании клеем на кальку или рыхлую бумагу соломенные ленты укладывают близко друг к друг, не допуская просветов. Для  того чтобы соломка ложилась гладко и прочно, каждый приклеенный кусочек следует осторожно прогладить сверху ручкой ножниц. Соломенные ленточки приклеятся, и получится «золотое кружево». Сверху положите груз, он должен быть тяжелым.

Разнообразие цвета в соломке крайне необходимо для работы. Цветовое сочетание - важный компонент в оформлении изделий. Когда все хорошо высохнет, лишнюю соломку срезают по краю бумажного изображения. Их промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на поверхность с выбранным фоном и вторично высушивают под грузом. Соломка покоряется только очень упорным, она не сразу рассказывает свои секреты, и первое время она будет непослушна вашим рукам. Работать с ней очень трудно, но нужно быть очень настойчивым и старательным в работе, осторожным, соломка очень нежная и хрупкая. Любовь к природе и окружающему нас миру поможет тебе в творчестве.

При разработке композиции избегайте сплошной заклейки изображениями из соломки. Оставляйте больше воздуха вокруг изображений, не усложняйте композицию мелкой деталировкой.

В мозаике из соломки особенно ярко видна красота природного материала, если в ее сюжете современные архитектурные сооружения, памятники старины. Да разве только в деревянной архитектуре воплощал народ свое стремление к красоте? Без конца можно бродить по Москве, Пскову, Новгороду, любуясь старинной архитектурой: то кремлем, то церковью, стоящей либо на пригорке, либо на берегу реки. Умел народ выбирать место для своих чудес. И эту красоту можно передать, сохранить надолго, если изобразить все это при помощи соломки.

Работы особенно хороши, когда в них сочетается сплошная масса и тонкий  ажурный рисунок. От маленьких поэтических рисунков можно смело переходить к  наиболее сложным изделиям из соломки. Великолепен хохломской орнамент. Большое впечатление производят декоративные птицы, бабочки рыбки, цветы.

Глянцевая поверхность соломки хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка, можно добиться интересного светового эффекта. Успех работы будет зависеть от того, в каком направлении будет наклеиваться каждая соломинка, так как это создает особую игру света, блеск. Очень красива соломка в сочетании с янтарем. Чтобы янтарю придать нужную форму, его обтачивают мелким напильником (надфилем). А чтобы он стал блестящим, его шлифуют кусочками шерстяной ткани.

Вот и закончились наши приготовления, время не ждет, вперед, за дело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта"Изготовление рамки из газетных листов"

Технологическую карту можно использовать для уроков по разделу "Ремонтно-строительные работы" в 5 классе при изучении темы : Бумага и картон". В карте дается последовательность изготовления рамки для ...

Урок по теме: Составление технологической карты. Изготовление изделий из металла.

Открытый урок, представленный на конкурсе "Учитель года - 2012"...

Технологическая карта изготовления куклы Царевна Лебедь

При изготовлении куклы использованы различные техники: маширование, ручное шитье, вышивка, бисероплетение. В технологической карте даются фотографии и подробное описание изготовления куклы....

Технологическая карта изготовления нагрудника, 5 класс

Пособие для урока технологии по теме "Изготовление фартука", показано поэтапное выполнение бретелей и нагрудника с фотографиями....

Технологические карты Изготовление ваз из стеклянных бутылок

Дидактичекий материал представлен в виде альбома. Составлена подробная последовательность изготовления подарочных сувениров из стеклянных бутылок в техниках декорирования: point-to-point, декупаж...

Технологическая карта изготовления махровых цветков в технике квиллинг (прямая нарезка)

Используя данную технологическую карту, Ваш ребенок без труда и без Вашего участия сможет изготовить махровые цветочки, ( прямой способ нарезки) для оформления своего шедевра....

Технологическая карта изготовления махровых цветов в технике КВИЛЛИНГ (косая нарезка)

Чтобы изготовить махровые цветы в технике квиллинг применяют разные способы нарезки. Как изготовить махровые цветы, применяя способ косой нарезки, Вы можете посмотреть в данной технологической карте....