«Золотая Хохлома».
план-конспект урока на тему

Плужникова Ирина Николаевна

    Это занятие позволяетзакрепить знания об особенностях хохломской росписи – её производстве, истории. Упражнять в составлении узора, в нанесении главных и дополнительных элементов узора на различные поверхности. Упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, спичкой. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zolotaya_hohloma.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Золотая Хохлома».

Цель: Закрепить знания об особенностях хохломской росписи – её производстве, истории. Упражнять в составлении узора, в нанесении главных и дополнительных элементов узора на различные поверхности. Упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, спичкой. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

Оборудование: Хохломская посуда, акриловые краски.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Педагог. Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую. Посмотрите, сколько здесь хохломской посуды.

Предлагает сесть за стол в центре кабинета и поговорить о Хохломе.

2.Подготовительный этап.

Педагог. Вы помните, где начали изготавливать хохломскую посуду и почему её стали так называть?

Рассказ детей.

- Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки посуду развозили в разные города, продавали и кричали: «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки?!» А их спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось, Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

Педагог. А как же начинался этот удивительно красивый промысел?

Рассказ детей.

- Об этом даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу, и птицам пшена насыпать не забывал. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем Золотым  пером посуду расписывать.

Педагог. Это сказка. А мастера много сил и умений тратили, чтобы изготавливать чудесную хохломскую посуду. Кто из вас помнит, как её делают?

Рассказ детей.

- Вначале из дерева вытачивали посуду. Была она белой, и называли её «белье». Затем её покрывали жидкой глиной, сушили, пропитывали маслом и снова сушили, после этого изделие покрывали алюминиевым порошком, становилась посуда словно металлическая. Затем посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась как золотая.

3. Основной этап.

Педагог. В своей росписи мастера отразили красоту родной природы: травушку-муравушку, лазоревые цветочки, багряные и золотые листья, гроздья ягод. Проявляли свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте. Какие же элементы хохломского узора использовали художники? Возьмите хохломскую чашу, расскажите о её узорах. (Дети называют элементы узора) – Да, доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».

В работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили о них: «Маленький, да удаленький», «Маленькое дело – лучше большого безделья».

Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы нам поможете? Будете как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. Выберите себе две одинаковые формы, на одной выложите узор, а на другой форме этот узор нарисуете.

Дети приступают к работе. Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.

4. Итоговый этап.

Педагог. Какие красивые работы получились, постарались на славу мастера.

5. Рефлекторный этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"

Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи;   - развивать художественный вкус;   - воспитывать интерес к народным промыслам:  ...

Золотая хохлома

На данном уроке происходит    знакомство  учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...

Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома

Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в...

Золотая хохлома

Представлен интегрированный урок технология +ИЗО "Золотая хохлома", в котором широко используются ИКТ (интерактивная доска, презентация, сеть Интернет....

Наш вернисаж. Золотая хохлома

Фотографии в альбоме «Наш вернисаж. Золотая хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...

Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....


 

Комментарии

Плужникова Ирина Николаевна

В своей росписи мастера отразили красоту родной природы: травушку-муравушку, лазоревые цветочки, багряные и золотые листья, гроздья ягод. Проявляли свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте.