Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Дойбухаа Аяна Дондуковна


Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в ребенке творческое начало, необходимо вовлечь его в мир искусства.Изобразительное искусство- главное связующее звено  между  ребенком и Наукой. Изобразительная деятельность -привлекательный ключик  к познанию закономерностей окружающего мира, первая ступень   в лестнице Знаний, приводящая  к стремлению постичь новое  и еще неопознанное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Объяснительная  записка  к разработкам  уроков

Интегрированное  обучение   в цикле  уроков литературы и русского языка с изобразительным искусством «Поэзия  в живописи»

     В связи   c реализацией  целевой программы «Новая школа» , школа сегодня  ставит перед собой цели  и задачи, выводящие образование  на качественно новый  уровень . Представленные уроки из цикла «Поэзия в живописи» на наш взгляд соответствуют этим требованиям и являются актуальными в условиях перехода общего образования на новый уровень обучения в соответствии   с требованиями нового стандарта.

      В предлагаемых разработках активно применяются педагогические технологии, оправдавшие себя как эффективные и  часто используемые на практике  у учительства. Это такие технологии, как проблемное обучение, метод проекта, интегрированное обучение, интерактивное обучение, личностно-ориентированный подход в обучении и т.д.  

    Преподавание курса литературы  в современной школе  основывается  на принципах  связи искусства  с жизнью, единства формы  и  содержания, историзма, традиций  и новаторства, осмысления  историко- культурных сведений , нравственно-эстетических  представлений , усвоения основных понятий  теории  и истории литературы , формирования  умений оценивать  и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими  выразительными средствами  русского литературного языка.

Таким образом,  важное значение  приобретает рациональное планирование  учебного материала  с учетом современных требований  к содержанию  образования.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики межпредметных интегрированных уроков .

Реализация  межпредметных  связей  с целью приобщения  учащихся  к искусству слова позволяет  вычленять  взаимосвязь литературы  с русским языком  и  изобразительным искусством.

Изобразительное искусство как дисциплина художественного цикла  формирует  у учащихся представление о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения.

Литература тесно связана и  с другими учебными предметами,  и  в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей.

  Предлагаемые уроки   в цикле «Поэзия  в живописи», активизирует  познавательную деятельность учащихся на уроке. Постановка проблемного вопроса на уроке рассматривается  как основной метод при планировании интегрированных уроков.

Во всех учебниках –хрестоматиях  литературные художественные произведения  сопровождаются  рисунками лучших- художников иллюстраторов.

Иллюстрирование  отдельных произведений  литературы  является важным звеном  в цепи постижения знаний  в плане восприятия художественного текста, правильного понимания текста.

Данный проект позволяет учащемуся вовлечь себя  в творческий процесс словесного  и карандашного иллюстрирования  изучаемого произведения, что позволяет качественно улучшить процесс обучения  в изучении литературы  в целом.

    Процесс комментирования учащимися выполненного рисунка способствует  совершенствованию речи, обрамленной  в более свободную форму. От карандашного изображения, переходящего к осмыслению  содержания при  чтении  текста произведения,  формируются навыки  выразительного чтения, то есть происходит более осознанный процесс, сопровождаемый   иллюстрацией  собственного  исполнения.

     В разработке уроков используются такие  распространенные педагогические технологии   как  интерактивное обучение и метод тестирования.

     Применяемый на уроках метод входного  и выходного тестирования позволяет контролировать уровень обученности и воспитанности  на начальном и конечном этапах обучения; дает возможность за несколько минут объективно выявить  результаты усвоения учащимися  нового материала.
     Применение  интерактивных методов  обучения, предполагающих диалоговое  обучение , в ходе которого  осуществляется  взаимосвязь учителя и ученика - одно из целей создания комфортных условий   обучения, где ученик чувствует свою успешность свою интеллектуальную  состоятельность , что делает  продуктивным сам процесс  обучения.

     Метод проекта  в цикле уроков « Поэзия в живописи» показывает  особую  эффективность использования межпредметных  связей  уроков литературы  с уроками русского языка  и изобразительного искусства, которые должны обеспечивать у учащихся  развитие комплексного анализа литературного произведения ,речевых навыков  и художественно-изобразительных  способностей  .

    Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением , в языке передается не только логическое содержание ,но и  эстетическое впечатление .        

    Обучаясь  языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того , чтобы писать грамотно , и что грамматические явления , отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях , в произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется  ими как средствами изобразительности.

   Взаимосвязанное обучение возбуждает  интерес к знанию, активизирует познавательную деятельность учащихся.

     Активизация  взаимосвязи литературы  и изобразительного  искусства  ,использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе  на уроках строящихся по принципу  интеграции  позволяют :

-формировать высокую языковую  культуру  и внутренне -единое художественно-эстетическое сознание;

-формировать творческий  подход к языковому образованию;

-глубоко понимать изучаемое;

-устанавливать органическую связь между искусством слова и изобразительным искусством и более основательно понимать особенности каждого из них.

Интегрированный подход  в обучении   при этом не исключает  основной цели учителя- словесника  -работы с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета « Литература».

                                       

                                     Виды учебной деятельности на уроке:

– рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;

– репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

– продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественного текста, устное словесное рисование.

– поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

                                       

                                              Схема урока по методу проекта

1.Тема урока (для учителя  и ученика)

2.Тип урока

3.Вид урока

3.Определение целей и задач:

Цели учебные и воспитательные(для учителя  и ученика)

4.Оборудование урока. Зрительный ряд:

А)Портрет писателя

Б)Изображение предмета или объекта изучения

5.Входное тестирование.

6.Вступительный текст учителя на раскрытие темы урока, осуществление  целей и задач  урока (зачем  и для чего изучается данный материал)

7.Вступительная беседа учителя с учащимися   с воспитательным уклоном по теме  урока и по проблеме ,которая затронута в заданном тексте.

8.Место литературного произведения  в творчестве писателя.

9.Практическая часть работы. Выполнение задания:

А)Чтение отрывка

Б)Анализ отрывка.

В)Работа со словарем

Г)Иллюстрирование отрывка

Д)Комментирование своего рисунка

10)Итог урока. Выходное тестирование.

11) Домашнее задание ( с учетом способностей учащихся, дифференцированный подход)

                                                                                                  Дойбухаа Аяна Дондуковна

Педагогический стаж:18 лет



Предварительный просмотр:

                                    Муниципальная гимназия №9

                                                  Начальная школа

                 Урок изобразительного искусства в 4 классе

                                                        Тема:

                                             Золотая хохлома

 

                                                 Тип урока:

               Урок- путешествие в старину, в гости к народным умельцам.

         (Урок –ознакомление с одним из видов русских народных промыслов).

                                               Цель урока:

1.Знакомство с одним из видов русских художественных промыслов- хохлома

Хохломские узоры на изделиях из дерева.

2.Выполнение элементов  хохломской росписи на условной посуде,вырезанной из картона.

     

                                                                             Составила и провела :

                                                                              Учитель рисования

                                                                              начальных классов школы- гимназии№9

                                                                              Дойбу-хаа А.Д.        

                                                                              Педстаж-13лет, высшая категория

                                                     Кызыл-2006        

                                   

 

                                            Воспитательные цели:

1.Привитие национальной культуры русского народа подрастающему поколению.

2.Воспитание и развитие эстетического вкуса,чувства гармонии к окружающему миру.

3.Воспитание уважения к национальным традициям других народов с учетом национально-регионального компонента.

                                             Оборудование урока:

1.Расписная посуда из дерева.

2.Наглядный материал с образцами хохломской росписи ,выполненный учителем.

3.Иллюстрированный альбом для демонстрации с изделиями хохломской росписи.

4.Иллюстрации с изображением петуха.

5.Иллюстрации с изображением растений как материал для мотивов хохломской росписи:

Куст земляники, кустик рябины, листья растений.(стилизованный вариант)

6.Гуашевые краски, бумажные палитры.

7.Беличьи кисточки.

     

                                         

        Урок изобразительного искусства в 4 классе начальной школы.

                                    Тема:  «Золотая ХОХЛОМА»

                                                  Цель урока:

1.Знакомство с одним из видов русских народных промыслов. Хохломские узоры на изделиях из дерева.

2.Выполнение хохломской  росписи на условной посуде, вырезанной из картона.

                                      Воспитательные цели:

1.Привитие национальной  культуры русского народа подрастающему поколению.

2.Воспитание и развитие эстетического вкуса,чувства гармонии к окружающему миру.

3.Воспитание уважения к национальным традициям других народов с учетом национально-регионального компонента.

                                        Оборудование урока:

1.Расписная посуда из дерева.

2.Наглядный материал с образцами хохломской росписи, выполненный учителем.  

3.Иллюстрированный альбом для демонстрации с изделиями хохломской росписи.

4.Иллюстрации с изображением  птиц:петух(хохлатка),голубь.

5.Иллюстрации с изображением растений как материал для мотивов хохломской росписи:земляника,травка,рябина,листья растений.

6.Гуашевые краски,бумажные палитры.

7.Беличьи кисточки.

                                         Музыкальный ряд:

Русские народные мелодии в исполнении балалайки.

                                    Связь с другими предметами:

1.Устное народное творчество.

2.Народная педагогика.

3.Музыка.

                                                      Ход урока:

                                  1.Ознакомление с темой урока.

-Вы наверно знаете,что издавна, человеку было свойственно украшать  предметы, которые у него были в обиходе.Это стремление развивалось на протяжении многих лет.Обратите внимание на эти предметы-это «когээржик»,сосуд для напитков,а это «аптара»-сундук из дерева. Тувинцы ,также как и другие народы, украшали посуду и другие предметы быта характерными для тувинцев узорами. Сегодня нам предстоит примерно такая же работа-роспись посуды.

.

-На нашей земле проживают разные народы. Назовите ,какие народы живут с нами по соседству? (Дети называют:русские,буряты,казахи,монголы и т.)

-Предметом изучения сегодня мы выберем русские народные промыслы. Хохломские узоры на посуде из дерева.

Словарная работа:

ХОХЛОМА-это название местности ,на котором жили народные умельцы .Они изготовляли посуду из липы и березы,а затем расписывали их хохломскими узорами.Хохломская роспись родилась здесь примерно в17 веке.Основным мотивом рисунков причудливых узоров хохломы была травка, передающая образ птицы. Русский народ  сравнивал любую птицу с солнцем.Кто как не птицы первыми возвещают нас о приближении солнца, прилетая с теплых краев?!

А с приходом солнца земля добреет ,напоминая нам о весенних работах.Земля-кормилица в свою очередь по осени  дарует нам богатый урожай .Так ,видимо, не случайно, хохломские мастера выбрали хохлатку излюбленным мотивом в своей росписи.И, как мне кажется, отсюда и название росписи-ХОХЛОМА.

-Что дарует нам курица?( Издавна, из куриных перьев  шили теплые одеяла и подушки.В пищу употребляем яйца и мясо курицы,а по утрам голосистый петушок будит нас на встречу нового дня.То есть своего рода будильник для “ работяг”)

ХОХЛАТЫЙ-значит с хохолком на макушке.Особенностью хохломской росписи является то,как узоры словно светятся из глубины посуды.Эту особенность придает технология изготовления заготовки; мастера грунтовали поверхность посуды золотистым или аллюминиевым  порошком.Отсюда и эффект солнца.

(Учитель достает и показывает классу изделия хохломской росписи:ложки,чаши разной величины)

-Посмотрите ,какая красивая чаша!

-Посуда,украшенная хохломскими узорами, была распространена в быту русского народа еще с 17-го века!Она вырезалась из липы ,а иногда из дерева березы.

Хохломская роспись широко известна не только в нашей стране,но и за ее пределами,далеко зарубежом.Она является визитной карточкой России, также как для нашей Республики скульптурные изделия из агальматолита.То есть хохломская роспись – уникальна ,не имеет аналогов.

Учитель просит детей рассказать русские народные стихи,потешки.

                                            Варианты стишков:

                                           Уж вы, жаворонки,жавороночки,  

                                           Прилетите-ка к нам,

                                           Принесите нам

                                           Лету теплого ,песку желтого,хлеба нового!

                                           Принеси весну,

                                           На своем хвосту!

                                           Петушок ,Петушок,золотой гребешок,

                                           Шелкова бородушка,выгляни в окошко.

                                           Ах ты, поле,мое поле чистое!

                                           Ты раздолье ли мое ,раздолье широкое!

                                           Да што же та в поле,што в поле за травинка,

                                           Во чистом поле у нас што за да муравьинка?

                                           Как умесяца-звезды частые,    

                                           А у солнышка- лучи ясные                                                                                                                                              

                                           У Иванушки-кудри желтые,                              

                                           Кудри желтые по плечам лежат.

                                           Ты расти ,расти ,кручина,

                                           Зарастет моя печаль .

                                           Ты не сохни и не вянь,                        

                                           А все цветами расцветай.

                                           Ходит голубь ,ходит голубь со голубушкой,

                                           Как у Вани-голуба золотая голова,    .

                                           А у Мани ,у голубки-позолоченная

                                2.Знакомство с видами письма:

1.  «Верховое»   письмо-легкое,просторное,основано на бережном сохранении золотистого сияния посуды,на умении не записывать фон ,создавать впечатление воздуха,от этого травка ,мелкие листочки и цветы наполняются жизнью.

2.Письмо «под фон»-где внутри узора остается золото,а фон закрашивается  черной или красной краской,узор разживляется тонкими линиями.

Травка остается главным мотивом хохломской росписи всех видов ее письма.

(Учитель демонстрирует хохломскую роспись и комментирует письмо)

-Кисть мастера легка и быстра ,она скользит ,словно не касаясь поверхности,оставляя тонкие певучие линии,сочные мазки-ягоды.

-Обратите внимание на то, какие цвета использовали мастера-красный ,черный,иногда зеленый.Живая мазковая роспись стала особенностью хохломских изделий.Горящие краски древнерусской живописи породили праздничное сочетание цветов : золота красного и черного.

Хохломская роспись –коллективное творчество.Каждый мастер  вносил свой почерк,передававшийся из поколения в поколение.

Широко известны работы потомственного мастера художника С.П.Веселова.

(Учитель демонстрирует фотографию четы Веселовых. Отмечает излучающую доброту, величественное  спокойствие,неторопливость на лицах хохломичей,характерный для людей творческого ремесла)

                                    3.Практическая часть урока

Дети расписывают условную посуду из картона /15-20 минут/

Учитель подходит, по возможности, к каждому и показывает приемы письма.

                                   4.Итоговая часть урока.

 Ученику ,закончившему работу ,учитель предлагает продемонстрировать перед классом свою работу и прокомментировать ее.Высказать свои доводы по поводу сказанного учителем.

Наводящие вопросы:

1.Где вы могли раньше встретить эти узоры?

2 Что вы почувствовали, когда приобщились к миру  «Золотой хохломы»?

3.Почему называют роспись «Золотой хохломой»?(Потому, что узоры светятся из глубины посуды как лучи солнца.)

4.Для чего я рассказываю о хохломе?(Для того ,чтобы мы стремились к красоте и не забывали о духовном наследии наших предков.Человек,который приобщен к миру искусства никогда не совершит в жизни плохих поступков,его мироощущение становится чувственным,он способен сопереживать другим.Ценящий и замечающий  красоту излучает доброту и спокойствие.

                                     

                                        5.Домашнее задание.

Расписать бумажные ложки  элементами хохломской росписи –травкой.

                              Использованная литература:

  1. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности»

–М.:  Советская Россия ,  1983,-С. 38-40.

  1. « Современное народное искусство» Народное искусство как тип художественного творчества.Главные тенденции 60-70-х годов.

      -Л.:   Художник РСФСР,  1980,  -С.7-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

План- конспект урока изобразительного искусства "Золотая осень в лесу"

План-конспект  урока  изобразительного  искусства "Золотая осень в лесу"...