Методическая разработка "Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"
методическая разработка по теме

Игнатова Эника Ивановна

в методической разработке рассмотрены теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования; представлен цикл занятий для работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций ( 6 занятий по теме «Единицы речи» и скелет занятия по введению нового знания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» пгт УСОГОРСК

Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

(цикл занятий для работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Единицы речи»)


Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………………стр. 2
  2. Теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования………. стр. 3
  3. Цикл занятий для работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций по теме «Единицы речи»……………. стр. 8
  4. Заключение………………………………………………………………………. стр. 30
  5. Список используемой литературы………………………………………………стр. 30
  6. Приложения:

Приложение 1.Скелет занятия введения нового знания.

Приложение 2. Материал для «Минуток письма».

Приложение 3. Наглядные и раздаточные материалы к занятиям.

Приложение 4. Схемы для запоминания нового знания.

 

  1. Введение.

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного периода обучения.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Дошкольное образование это этап проявления задатков и начала формирования способностей ребенка. Основная задача – создание условий для введения дошкольников в разные виды познавательной и учебной деятельности, проявление и развитие интеллектуальных, творческих, художественных способностей детей.

Главной задачей педагога в данных условиях является не передача знаний в готовом виде, а ориентирование обучающихся в самостоятельном поиске нужной информации через совместную поисково-познавательную деятельность, решение возникающих проблем в сотрудничестве и взаимопомощи. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, развитие продуктивного мышления, воспитание умения учиться понимается в современной педагогике как ведущая ценность и цель современного образования.  

Как идти в ногу со временем? Как познавательно, интересно и продуктивно организовать работу дошколят на занятии? Как в условиях учреждения дополнительного образования организовать работу детей так, чтобы они не испытывали перегрузок и отрицательного отношения к учению?  Эти вопросы возникают в связи с особыми условиями обучения детей дошкольного возраста:  дети посещают занятия в доме детского творчества уже после целого дня нахождения в стенах детского сада.

В современном образовательном пространстве существует великое множество педагогических технологий. Одни из них уже прошли апробирование в условиях дошкольного обучения, другие только внедряются и адаптируются к использованию в обучении детей разных возрастов.

Помочь в ориентировании детей на  самостоятельное добывание знаний способно  проблемное обучение, при котором ребенок может войти в мир знаний только через преодоление трудностей, а учебный процесс начинается вовсе не со счета или чтения слогов и слов, а с загадки, проблемы.

2. Теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования.

  2.1. Проблемные ситуации. Их характеристика.

    Психолого-педагогические основы проблемного обучения уже многосторонне освещены в педагогической литературе. Психологическая наука указывает следующие этапы продуктивной познавательной деятельности человека: 1)проблемная ситуация; 2) проблема; 3)поиск приемов ее решения; 4) решение проблемы. Поэтому получается, что проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении. От того, насколько она соответствует существу изучаемого вопроса, насколько удалось активизировать учащихся, возбудить интерес, зависит эффективность проблемного обучения.

Мельникова Е.Л. даёт следующее определение проблемной ситуации: «Производство» новых знаний начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием, которое вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущение  творческого затруднения».      

          Проблемная ситуация включает в себя следующие компоненты:

1) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;

2) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

3) возможности учащегося при выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

              Осознание проблемы зависит от того, как построена проблемная ситуация. Если задача сформулирована, то  осознание ее проблемности со стороны обучающихся связано с умением увидеть разрыв между известным и неизвестным, с проведения анализа информации, выделения противоречия в ней.

         С этой целью предусматриваются различные уровни проблемности:

  • 1-й уровень характеризуется тем, что учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
  • 2-й уровень отличается тем, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее.
  • 3-й уровень предполагает доведение до обучаемых проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

  Первые два уровня соответствуют возможностям детей 6-7 лет.

 Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов (Таблица 1.).

Классификация методов обучения (По Мельниковой Е.Л.)

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановки проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сообщение темы

Поиска решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий от проблемы  диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знаний

Таблица 1.

          В современной теории проблемного обучения педагогами и психологами предлагаются различные виды и классификации проблемных ситуаций. Мельникова Е.Л. считает, что в зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две группы: «с удивлением», «с затруднением», и предлагает следующие приемы создания этих ситуаций (Таблица 2.).

Автор видит возможности использования проблемных ситуаций только  на этапе введения новых знаний. Основной метод, используемый при этом – побуждающий диалог. Поиск решения проблемы, выход из проблемной ситуации основывается на  побуждающем от проблемной ситуации диалоге или  подводящем диалоге.

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

С УДИВЛЕНИЕМ

Между 2-мя или более положениями

1) Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения

- Что интересного заметили?

- Какие вы видите факты?

Выбрать необходимое:

- Какой возникает вопрос?

- Какой будет тема урока?

2) Столкнуть разные мнения уч-в вопросом или практическим заданием

- Сколько же в нашем классе мнений?

- Почему?

Между житейским представлением уч-ся и научным фактом

3) ШАГ1. Обнажить житейские представления уч-ся вопросом или практическим заданием

ШАГ2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

-Вы сначала как думали?

-Как на самом деле?

С ЗАТРУДНЕНИЕМ

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4) Дать практическое задание, не выполнимое вообще

-Вы смогли выполнить задание?

-В чем затруднение?

Выбрать необходимое:

- Какой возникает вопрос?

- Какой будет тема урока?

5) Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему не получилось?

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

6) ШАГ1.  Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

ШАГ 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

- Что вы хотели сделать?

- Какие знания применили?

- задание вами выполнено?

Таблица 2.

2.2. Особенности организации учебного процесса для детей старшего дошкольного возраста в  учреждении дополнительного образования при применении  проблемных ситуаций.

      Технология проблемного диалога сейчас широко  применяется  в развивающем обучении в начальных классах школ.  Такое обучение возможно и в условиях учреждений дополнительного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, но при условии учета особенностей построения учебного процесса в данном учреждении и возрастных особенностей детей 6-7 лет.

Особенности построения учебного процесса  с детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования:

  • Занятия организуются в будние дни после окончания пребывания детей в группах детского сада. Примерное начало занятий 17.30.
  • Организуется 2 занятия разной предметной направленности. Одно занятие длиться 30 минут с перерывом 10 минут. Всего 4 занятия в неделю.
  • В одной группе занимаются дети, посещающие подготовительные группы детского сада, а также дети, которые пойдут в школу сразу после окончания старшей группы.

Некоторые возрастные особенности детей 6-7 лет:

  • низкий уровень самостоятельности;
  • не сформированность произвольности поведения;
  • гиперактивность при необходимости проводить большую часть дня в положении «сидя»;
  • самый сильный стимулятор – поощрение, получение награды;
  • неумение планировать свои действия;
  • часто, неумение работать в группе и проявлять активность.

Таким образом, использование проблемных ситуаций на занятии с детьми старшего дошкольного возраста должно соответствовать следующим условиям:

  1. При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность детей при разрешении учебной проблемы.
  2. Учебная проблема должна заинтересовать детей своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
  3. Планируя занятие, педагог должен выбрать наиболее эффективный тип проблемной ситуации, продумать несколько вариантов развития действия, предусмотреть все возможные варианты ответов детей, а так же продумать систему наводящих вопросов для разных этапов занятия. В работе с детьми 6-7 лет на этапе построения проблемной ситуации желательно использовать подводящий к теме диалог или сообщение темы с мотивирующим приемом.  На этапе поиска решения подводящий от проблемы диалог (через материал для наблюдений и систему вопросов, которые подводят детей к открытию нового знания).
  4. На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка при разрешении проблем, вовремя выяснить причины затруднений и оказать своевременную помощь.
  5. Необходимо принять во внимание тот факт, что дети 6-7 лет не читают. Следовательно, в занятии отсутствуют записи. Это требует от педагога тщательного продумывания схем – эталонов для воспроизведения знания, значков для фиксации темы и т.д.

На  проблемном уроке с проблемной ситуацией и выдвижением гипотез  использовать групповую форму работы. Мельникова Е.Л.  рекомендует: «Организуйте работу в группах, ибо она вносит неоценимый вклад в детское развитие, а  побуждающий вариант урока представляет учителю богатые возможности для групповой работы»[1]. Так как дети 6-7 лет  только начинают приобретать навыки групповой работы, то ведущая роль в организации групп берет на себя педагог.

Скелет занятия введения нового знания может выглядеть так, как показано в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

  1. Цикл занятий для работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций по теме «Единицы речи».

Цикл состоит из 6 занятий введения нового знания по темам:

  • Слово. 1 занятие.
  • Предложение. 2 занятия.
  • Слог. 1 занятие.
  • Звук. 2 занятия.

Перечень теоретических и практических вопросов, осваиваемых в ходе изучения темы:

Единицы речи. Слово.

Т: Понятие РЕЧЬ и СЛОВО. Слово – единица речи. Обозначение слова на листе черточкой.

ПР: Выделение слова из потока речи. У каждой вещи есть свое имя. Упражнения на развитие логического мышления: «Найди лишнее», на развитие умения классифицировать «Собери огород», «Объедини в группы», «Веселый зоопарк» и т.д.

Единицы речи. Предложение.

Т: Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Из чего состоит предложение. Схема предложения.

ПР: Упражнения в умении анализировать, т.е. выделять слова в предложении. Упражнения в умении синтезировать, т.е. составление предложений из отдельных слов. Составление предложений по картинкам.  Упражнения в составлении схемы предложения и обозначении слов черточками.

Короткие и длинные предложения.

Единицы речи. Слог.

Т: Понятие СЛОВО и СЛОГ. Звуки окружающей действительности (речевые и неречевые).

ПР: Слог – часть слова. Деление слов на слоги. Упражнения и игры на выделение слогов в двусложных и трехсложных словах. Слова, состоящие из одного слога.

Единицы речи. Звук.

Т: Понятие о самой маленькой единице речи ЗВУКе. Гласный звук. Согласный звук. Звонкий согласный звук. Глухой согласный звук. Шипящие звуки.

ПР: Практические упражнения по выделению звуков в словах.  Сравнение слов с твердыми согласными звуками и слов, в которых есть мягкие согласные звуки. Работа со словами,  имеющими в своем составе глухие, звонкие, шипящие или сонорные звуки. Цветовое обозначение разных звуков. Упражнения в анализе. Составление слогов и слов из отдельных звуков.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ №1.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Автор:

Раздел программы:

Подраздел:

ТЕМА: ЕДИНИЦЫ РЕЧИ. СЛОВО.

ЦЕЛЬ: Дети знают, что словами человек рассказывает об окружающем мире.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать представления детей о речи и словах.
  • Познакомить с понятием «слово».
  •  Учить выделять отдельные слова из потока речи.
  • Развивать речь и дикцию.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок Говоруна, рисунки, объясняющие смысл слов  шар, летит,  небо,  выше и выше, лопнул. сдулся, упал (приложение 3), 3 фото «Уровни общения» (приложение 3).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:  12 карточек для «минутки письма» (приложение 2).

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы

Последовательность работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Резуль

тат  

Актуализация знаний

А)Организационный момент

Б) Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

В) Подготовка к новой теме

- С каким настроением вы пришли сегодня в класс?

- Поднимите сигнал красного цвета, если вы готовы узнать сегодня на занятии что-то новое.

- Теперь поднимите сигнал красного цвета те, кто взял с собой на занятие внимание, старание.

Если кто-то из детей не поднимает сигнал, необходимо поинтересоваться о причине.

- Предлагаю подготовиться к занятию.

  • Глубокий вдох – полный выдох.
  • Надувание щек – надавливание на щеки пальцами – выпускание воздуха.
  • «Лошадки» - щелканье кончиком язычка за верхними губами.
  • «Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

Детям предлагаются три фото «Уровни общения» (приложение 3).

- Рассмотрите внимательно эти фотографии и скажите, как одним словом можно назвать то, чем заняты герои этих фото?

- Выделите одно фото, на котором уровень общения отличается от остальных. Скажите чем?

Ответы на вопрос педагога.

Предлагают варианты. Важен вариант ОБЩЕНИЕ.

- Люди общаются при помощи слов.

Личностные цели обучения определены.

Речевой аппарат к работе готов.

Введение нового знания:

1-й этап

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы.

Прием 2.

- Сегодня к нам в гости пожаловал интересный гость. Вот он. Его зовут Говорун.

   D:\Мои рисунки\Много разных\Человеки\герои мифов, сказок и легенд\SPOOKC.WMF

Говорун рассказал мне стихотворение, а я расскажу его вам. Вы внимательно послушайте.

Педагог рассказывает стихотворение без слов, при помощи жестов:

Летит, летит по небу шар.

По небу шар летал.

Все выше, выше к небу шар.

Вдруг лопнул, сдулся и упал.

- Скажите, о чем это стихотворение.

- Сколько вариантов стихотворения в нашем классе?

- Почему?

 

Слушают (смотрят на педагога и пытаются догадаться, о чем стихотворение).

Предлагают свои варианты ответов.

- Много.

- Жесты каждый понимает по своему, а что хотел рассказать говорун непонятно.

Дети удивлены. Возникла проблемная ситуация.

Осознание проблемы.

Понимают, что чего-то не знают

Формулирование учебной задачи (проблемы)

- Какой возникает вопрос?

- Что предстоит выяснить?

- Как будем действовать?

- Что еще нужно, кроме жестов, чтобы понимать друг друга?

- Что хотел рассказать нам Говорун?

- Будем искать, что обозначает каждый жест.

- Будем искать подходящее слово.

Учебная цель определена.

2-й этап

Поиск решения учебной задачи

Подводящий от проблемы диалог

 Идет работа по определению смысла каждого жеста. При возникновении трудностей педагог задает наводящие вопросы. На доске появляются картинки, определяющие смысл жестов (приложение 3).

 - Итак, кто воспроизведет стихотворение целиком?

- Вам было понятно, о чем стихотворение?

- Что именно помогло вам понять смысл?

- Сделайте вывод, что точнее передает смысл мысли человека?

 

Кто-то из детей рассказывает стихотворение.

- Да.

- Рисунки.

- Слова.

Пытаются сформулировать вывод.

Решение проблемы найдено.

3-й этап Воспроизведение нового знания

Выражение решения научным языком

- Попробуйте сказать, что такое СЛОВО?

- Можем ли мы при помощи слов сказать обо всем, что видим вокруг?

Варианты ответов.

Знание воспроизведено в во внешней речи.

Закрепление пройденного

Игра «Найди лишнее»

Минутка Письма.

- Назовите словами, что вы видите вокруг себя.

- Определите, сколько слов я скажу:

А) Домик, зайчик, мел, цветок.

Б) Мальчик, девочка, кошка, собачка, медвежонок.

- Произнесите слово, которое я назвала первым, последним, какое слово вы услышали после слова…

Дети работают на карточках

Выделяют слова из потока речи.

Итог занятия. Рефлексия.

- У меня вопрос. А кто-нибудь догадался, почему Говорун не смог рассказать нам стихотворение словами?

- Давайте прикрепим нашему гостю рот.

- - С каким настроением вы пришли к концу занятия?

- Поднимите сигнал красного цвета, если вы  узнали сегодня на занятии что-то новое.

- Теперь поднимите сигнал красного цвета те, кому пригодились на занятии внимание, старание?

- У него нет рта.

Говоруну крепится рот.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ №2.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Автор:

Раздел программы:

Подраздел:

ТЕМА: Единицы речи. Предложение.

ЦЕЛЬ: Дети знают, что предложение состоит из слов, умеют составить схему предложения.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать знания учеников о предложении.
  • Повторить знания о словах.
  • Сформировать представление о предложении, как единице речи.
  • Развивать и совершенствовать умение выделять предложение из потока речи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: наборы картинок отгадок (приложение 3), наборы картинок для составления предложений(приложение 3), индивидуальные карточки для «минутки письма» (приложение2), 1\2 чистого листа А4.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭТАПЫ

Последовательность работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат  

Актуализация знаний

1) Организационный момент.

2) Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

3)Упражнение на повторение.

- Сегодня у нас грамматика. Но сначала мы с вами поздороваемся друг с другом. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. Теперь протяните друг другу правую руку и пожмите ее со словами: «Здравствуй, друг!». Так же поздоровайтесь с соседом за соседней партой.

- Ну что, вы готовы к занятию?

  • Глубокий вдох –полный выдох.
  • Надувание щек –надавливание на щеки пальцами –выпускание воздуха.
  • «Лошадки» - щелканье кончиком язычка за верхними губами.
  • «Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

Викторина загадок ( приложение 3):

- Вам необходимо отгадать загадки и положить перед собой картинку-отгадку.

- Сколько предметных картинок вы перед собою положили?

- Что мы произносим, называя эти объекты?

- Назовите все эти объекты одним словом?

ФИЗМИНУТКА «МОЯ СЕМЬЯ»

- Положите перед собой столько полосок, сколько человек живет в семье из нашей физминутки.

- Положите перед собой столько полосок, сколько животных живет в этой семье.

Выполняют задания.

Отгадывание загадок.

- 4 картинки.

- Слова.

- Семья.

Выполняют задания.

Дети настроены на работу.

Введение нового знания:

1-й этап

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы.

Прием 3.

Пробное действие:

- Положите перед собой предметные картинки с членами семьи.

- Теперь возьмите на своих столах предметные картинки из другой стопки и положите их перед собой.

- Назовите словами эти предметы.

- Утром, каждый из членов семьи, занимался своим делом. Разложите картинки так, чтобы по картинкам можно было рассказать, кто каким делом занимался. Каждому члену семьи подберите две картинки. Одна картинка – это одно слово.

- Скажите, что делала утром мама?

Дети могут начать сочинять рассказы даже по одной картинке, оставляя без внимания тот факт, что одна картинка – это одно слово.

- Какое важное уточнение я дала в конце задания?

- Значит, сколько слов вы должны были сказать о маме? Почему?

-Вы сначала как выполнили задание?

- Как на самом деле нужно было сделать?

Выполняют задание.

- Иголка, платье, молоток, гвоздь, щетка, зуб, глаз, телевизор.

Выполняют задание.

Варианты ответов могут быть различными.

- Одна картинка – это одно слово.

- Три слова, т.к. три картинки.

- Рассказывали о том, что делала мама просто по картинкам.

- Подобрать две картинки к картинке МАМА и сказать при помощи трех слов, что делала мама.

Дети удивлены. Возникла проблемная ситуация.

Осознание проблемы.

Осознают, что чего-то не знают

Формулирование учебной проблемы.

- Какой возникает вопрос?

- Как связать три картинки - слова?

Выходят на проблему.

2-й этап. Поиск решения учебной задачи

Подводящий от проблемы диалог 

- Что можно делать при помощи таких предметов как иголка, молоток, щетка?

- А для чего нам нужен глаз?

- Я расположила картинки про маму в ряд: Мама иголка платье.

- Назовите каждое из слов.

- Учитывая то, что иголкой можно шить, скажите, что делала утром мама?

- Нам удалось связать вместе три слова?

Иголкой можно шить. Молотком заколачивать гвозди.

- Чтобы видеть, смотреть.

- Мама, иголка, платье.

- Мама шила платье.

- Да

Решение найдено.

3-й этап.

Воспроизведение нового знания

Выражение решения научным языком

- Нам не просто удалось связать слова. Мы с вами сказали предложение из трех слов.

Новое знание введено.

Реализация продукта.

- Сколько слов в предложении о маме?

- Сколько черточек я должна нарисовать на доске, чтобы записать предложение? Почему?

- Назовите первое слово.

Чертит черточку на доске.

- Назовите второе слово.

Чертит еще одну черточку рядом с первой.

- Назовите третье слово.

Еще одна черточка.

- Предложение закончилось?

- Значит, ставим точку. Обратите внимание, первое слово я записала по-особому, потому что с него начинается предложение. У нас получилась схема предложения: !____  ______  _____ .

- Составьте такие же предложения про папу, брата и дедушку, расположив картинки в нужном порядке.

- Запишите схему предложения про папу в тетрадь.

- Три слова.

- Три черточки, т.к. три слова.

- Мама.

- Шьет.

- Платье.

Выполняют задание.

Дети умеют составить предложение.

Закрепление пройденного

А) Игра «Что делал зайка?»

Б) Если остается время. Индивидуальная работа на карточках (Приложение 2)

У ребят на столах предметные картинки. Педагог произносит слова:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайка погулять.

Вы ребята отвечайте,

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

Далее идет проверка.

- …, сколько слов было в твоем предложении?

- Назови первое слово.

Один из детей выбирает любую из картинок и составляет предложение. Остальные должны нарисовать на своих листочках столько черточек, сколько слов в его предложении.

Умеют составить предложение.

Итог занятия. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Что запомнилось вам больше всего?

- С каким заданием вы справились без труда?

- Какое задание заставило вас задуматься?

Цель достигнута.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ №3.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Автор:

Раздел программы:

Подраздел:

ТЕМА: ЕДИНИЦЫ РЕЧИ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАНЯТИЕ 2.

ЦЕЛЬ: Дети знают что предложение – это законченная мысль и оно состоит из слов, связанных по смыслу.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать знания учеников о предложении.
  • Сформировать представление о видовом понятии.
  • Учить составлять схему предложения.
  • Развивать и совершенствовать умение выделять предложение из потока речи, отличать его от набора слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: человек и его мысль; полоски для составления предложений (приложение 3); варианты схем для запоминания (приложение 4).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: 12 карточек для «минутки письма» (приложение 2), полоски бумаги по 5 на каждого; наборы предметных картинок для составления предложений (приложение 3).

СОДЕРЖАНИЕ

ЭТАПЫ

Последовательность работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат  

Актуализация знаний

А)Организационный момент

Б Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

 В) Подготовительные упражнения и упр. на повторение.

- Прежде чем начать занятие грамматики, подготовимся к нему. Какую часть тела, на ваш взгляд, готовят ученики к работе перед началом занятия грамматики? Почему?

Приходим к единому мнению – рот.

- Если вы хотите стать успешными учениками, то и вам нужно готовить свой речевой аппарат. Вы  согласны?

- Выполним следующие упражнения:

  • Глубокий вдох – полный выдох.
  • Надувание щек – надавливание на щеки пальцами –выпускание воздуха.
  • «Лошадки» - щелканье кончиком язычка за верхними губами.
  • «Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

- Я буду называть вам слова, а вы должны положить перед собой столько полосок, сколько слов я назвала. Одна полоска – это одно слово.

ЛОДКА, РАКЕТА, АВТОМОБИЛЬ, ПАРОХОД.

- Сколько полосок вы положили?

- Как назвать эти объекты  одним словом?

ВОЛК, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ.

- Сколько полосок вы положили? В какую группу можно определить все эти живые объекты?

ЛОЖКА, КРУЖКА, ТАРЕЛКА.

- Сколько полосок вы положили? В какую группу можно определить все эти не живые объекты?  

- А теперь я буду говорить предложения. Ваша задача услышать сколько слов в предложении и положить перед собой столько полосок, сколько слов в этом предложении.

Варианты.

- Да.

- 4.

- Транспорт.

-5.

- Дикие животные.

-3.Столовые приборы.

Личностные цели обучения определены.

Речевой аппарат к работе готов.

Дети знают, что такое слово и предложение. Умеют составлять схему слова.

Введение нового знания:

1-й этап.

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы.

Прием 4.

ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ.

- Напомните мне, пожалуйста, из чего состоит предложение?

- Я даю каждой группе даю набор из трех картинок (приложение 3). По картинкам нужно составить предложение. Например:

 D:\Мои рисунки\Много разных\Человеки\CATKC187.WMF     D:\Мои рисунки\Много разных\Школа\CATBC179.WMF      D:\Мои рисунки\Много разных\животные\дикие животные\CTANI069.WMF

- На выполнение задания у вас 1 минута.

 (Из 3-й линии картинка МАМА не выдается).

- Вы составили предложения? Сколько их у вас получилось?

- Прочитайте предложения к первому ряду картинок.

- Прочитайте предложение, составленное ко второму ряду картинок.

- Прочитайте предложение по третьему ряду картинок.

- Вы смогли выполнить третье задание?

 

- Почему не получилось составить предложение?

- Из слов.

Работа в группах.

- Да. Три.

- Девочка пишет письмо.

- Дети поют песню.

Получилось неверное предложение или совсем не составили.

- Нет.

- Чего-то не хватает. 

Дети удивлены. Возникла проблемная ситуация.

Осознание проблемы.

Понимают, что чего-то не знают

Формулирование учебной задачи

- Какой возникает вопрос?

- Что предстоит выяснить?

- Как будем действовать?

- Что еще нужно, кроме слов, чтобы получилось предложение?

- Достаточно ли для образования предложения только слов?

- Будем искать подходящее слово.

Учебная цель определена.

2-й этап. Поиск решения учебной задачи

Подводящий от проблемы диалог 

- Чем третий ряд картинок отличается от предыдущих?

- Я предлагаю командам еще несколько картинок (картинки у команд могут быть не похожи). Ваша задача, выбрать то, при подстановке которого, получиться предложение.

- Я предлагаю заслушать ответы команд. Расскажите как действовали и что получилось.

-  Что дала вам эта новая картинка?

- Посмотрите на новый ряд картинок:                                

D:\Мои рисунки\Много разных\Человеки\RELAXMAN.WMF

D:\Мои рисунки\Много разных\продукты и еда\FDDNK013.WMF

- О чем думает мужчина?  

- Выразите его мысль при помощи слов.  

- Что вы сказали?  

- То есть, вы выразили его мысли при помощи предложения.   Что же это может значить?  

- Тогда скажите, чем  же предложение отличается от простого набора слов?

- Не хватает слова, чтобы связать между собой все остальные.

Работа в командах.

Обосновывают свои рассуждения

- Связала между собой все слова.

- Мужчина думает о еде.

- Я хочу есть.

- Предложение.

- Если мы выражаем мысль словами, получается предложение.

- Предложение – это мысль.

Решение проблемы найдено.

3-й этап. Воспроизведение нового знания

Выражение решения научным языком

- Составим схему для запоминания.  Из предложенных выберите картинку, которая будет напоминать вам, о предложении (приложение 4).

Реализация продукта.

- Расскажите о том, что такое предложение по схеме.

- На ваших столах есть наборы предметных картинок. Выберите три картинки и составьте по ним предложение (приложение 3).

умеют подбирать слова и связывать их по смыслу в предложения.

Закрепление пройденного

 Работа

на карточках

Приложение 2.

Итог занятия. Рефлексия.

- Помогла ли вам дыхательная гимнастика, которую мы выполнили в начале занятия? Каким образом помогла?

- Нужна ли такая гимнастика в начале занятия?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Понравилось ли вам составлять предложения по предметным картинкам?

- Какие затруднения возникали у вас на занятии?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ №4.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Автор:

РАЗДЕЛ:

ПОДРАЗДЕЛ:

ТЕМА: Единицы речи. Слог.

ЦЕЛЬ: Дети знают, что слова делятся на слоги и умеют делить слова на слоги.

 ЗАДАЧИ:

  • Повторить знания о слове и предложении.
  • Познакомить с новым понятием СЛОГ.
  • Учить делить слова на слоги путем прикладывания ладони к подбородку.

ОБОРУДОВАНИЕ: любая сюжетная картина, предметные картинки для составления предложений (приложение 3), три варианта схемы для запоминания (приложение 4).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки для «минутки письма» (приложение 2).

СОДЕРЖАНИЕ

ЭТАПЫ

Последовательность работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат  

Актуализация знаний

1)Артикуляционная гимнастика.

2) Повторение пройденного.

Объясняет и показывает задание:

«Вкусное варенье».

«Почистим зубы».

 

«Лошадки» -

«Закрытые ворота» -  

«Маятник» -

Беседа по картине с составлением предложений из 2-х или 3-х слов. Определение порядка слов в предложении. Составление схемы предложения у доски.

- Что мы свами составляли?

- Из чего состоят предложения?

Облизывают губы.

Обводят языком круговыми движениями по зубам.

Щелкают кончиком язычка за верхними губами.

Просовывают язык  сквозь плотно сжатые зубы.

Медленное с постепенным убыстрением движение языка – влево и вправо, как маятник.

- Предложения.

- Из слов.

Речевой аппарат готов.

Введение нового знания:

1-й этап.

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы.

Прием 2.

- Сейчас я покажу вам три картинки, по которым вам нужно выполнить самостоятельно три задания.

1) Вам нужно составить предложение.

2) Определите, сколько слов в этом предложении?

3) Составьте схему этого предложения.

- А теперь назовите мне третье слово в этом предложении?

Пробное действие:

- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить слово РОЗА?

- Положите перед собой одну полоску. Возьмите в руки ножницы и разделите ее на столько частей, сколько их в слове роза.

- Сколько частей у вас получилось?

- Сколько мнений в нашем классе?

- Почему?

D:\Мои рисунки\Много разных\Человеки\Семья\CRTN208.WMFD:\Мои рисунки\Много разных\, органы и части тела\CATLC060.WMFD:\Мои рисунки\Много разных\природа\FLOWER2.WMF

Самостоятельная работа детей.

- Роза.

Варианты детей.

Самостоятельное выполнение задания.

Варианты детей.

- Много.

- Мы не знаем, на какие части нужно или можно делить слово.

Дети справились с заданием.

Осознание проблемы.

Разные мнения вызывают удивление.

Формулирование учебной задачи (проблемы).

- Какой вопрос возникает?

- Кто скажет, какой будет тема нашего занятия?

- Какова цель нашей работы?

- Как правильно разделить слово на части?

- Деление слов на части.

- Узнать, как правильно делить слова на части.

Фиксируют причину затруднения

2-й этап.

Поиск решения учебной задачи

Подводящий от проблемы диалог 

- Попробуйте произнести слово РОЗА с остановками.

- Сколько остановок вы сделали?

- Назовите теперь те части, которые получились?

- Положите ладонь под подбородок так, чтобы она не касалась его. Вот так (показ педагога). Теперь произнесите слово РОЗА.

- Сколько раз ваш подбородок коснулся ладони?

- Что это значит?

- Назовите первую часть?

- Назовите вторую часть?

Произносят вслух. Пытаются сделать остановки.

Варианты.

Произносят.

- Два раза.

- В слове РОЗА две части.

- РО-

- ЗА

Знают как разделить слово на части.

Знают, что такое СЛОГ.

3-й этап.

Воспроизведение нового знания

Выражение решения научным языком

- Эти части называются слоги.

А это значит, что мы делили слово на СЛОГИ, т.е. на части.

Реализация продукта.

- Выберите одну из схем, по которой вам легко будет запомнить новое знание .

Три варианта схемы представлены на доске (приложение 4).

Выбирают схему для запоминания.

Закрепление пройденного

А) Работа с новым знанием.

Б) Чистоговорка.

В) «Минутка письма»

- Составьте предложение по картинкам:

D:\Мои рисунки\Много разных\Человеки\CATKC187.WMFD:\Мои рисунки\Много разных\предметы для быта\CATLC076.WMFD:\Мои рисунки\Много разных\, органы и части тела\DENTIST.WMF

D:\Мои рисунки\Много разных\Человеки\ПРОФЕССИИ\CATBC132.WMFD:\Мои рисунки\Много разных\предметы для быта\CATKC100.WMFD:\Мои рисунки\Много разных\продукты и еда\BRDSLICE.WMF

Просит разделить слова на слоги.

- Я буду произносить предложения. Ваша задача повторять за мной только последний слог последнего слова.

Например: Мы солили огурцы – вы говорите ЦЫ_ЦЫ_ЦЫ

Если остается время работают на карточках.

Составляют предложения.

Делят слова на слоги по заданию педагога.

Дети повторяют последние слоги чистоговорки:

Мы ходили в огород – од-од-од.

В огороде огурцы – цы-цы-цы.

Все как добры молодцы – цы-цы-цы.

Мы сорвали огурец –ец-ец-ец.

Положили в рот –рот –рот-рот.

Умеют делить слова на слоги при помощи ладошки.

Правильно выделяют последний слог. Слово РОТ повторяют целиком.

Итог занятия. Рефлексия.

- Чему учились на занятии?

- Что такое СЛОГ?

- Понравился вам способ деления на слоги?

- Что больше всего запомнилось?

- Что вызвало затруднение?

Цель занятия достигнута.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ №5.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Автор:

Раздел программы:

Подраздел:

ТЕМА: Единицы речи. Звук. Занятие 1.

ЦЕЛЬ: Дети знают и выделяют отдельные звуки в словах; умеют определять количество звуков в словах.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать знания учеников  о звуках окружающей действительности: речевых и неречевых.
  • Сформировать представление о новом видовом понятии ЗВУК (речевой).
  • Тренировать умение слышать и выделять  звуки в словах.
  • Воспитывать внимание к звучащей речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема для усвоения (приложение 4), колокольчик.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: полоска белой бумаги и ножницы на каждого, ½ листа белой бумаги.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭТАПЫ

Последовательность работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат  

Актуализация знаний

А)Организационный момент

Б) Упражнения для подготовки к изучению новой темы.

- Сегодня у нас занятие грамматикой. Давайте проверим, готовы ли мы к занятию?

- Сейчас я буду читать стихотворение о разных животных, а вы будете говорить,  как эти животные подают голос:

Кто на елке, на суку счет ведет:

Рано-рано поутру пастушок трубит ту-ру-ру-ру.

А коровки в лад ему затянули:

Гуси начали опять по-гусиному кричать:

Кошки замурлыкали:

Птицы зачирикали:

Лошади заржали:

Мухи зажужжали:

Лягушата квакают:

А утята крякают:

Поросята хрюкают:

- Это стихотворение написал Корней Иванович Чуковский.

- При помощи чего животные подают голос?

 - Как маленький теленок зовет маму на помощь?

- Как это делает маленький ребенок?

- Что дано человеку, но не дано животным?

Проверяют готовность рабочих мест.

Му-му-му

Га-га-га

Мур-мур-мур

Чик-чирик

И-и-и

Жж-ж

Ква-ква-ква

Кря-кря-кря

Хрю-хрю-хрю

- При помощи звуков.

- М-м-у-у!

- Мама.

- Человек умеет говорить. Ему дана речь.

Настроены на занятие.

Различия в речевых и неречевых звуках определены

Введение нового знания:

1-й этап.

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы.

Прием 2 – столкновение мнений практическим заданием.

Пробное действие:

- Возьмите в руки полоску белой бумаги. После того, как я скажу вам предложение, разрежьте ее на столько частей, сколько слов будет в моем предложении.

МАША  КРИЧИТ СЛОВО АУ.

- Теперь возьмите одну из маленьких полосок и разрежьте ее на столько частей, сколько слогов в слове  МАША. Положите эти маленькие части перед собой.

- Слог – это не самая маленькая часть, на которую можно разделить слово.

Я произнесу слог МА, а вы разделите его при помощи ножниц на еще более мелкие части.

- Сколько самых маленьких частей у вас получилось?

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Может быть, у всех 4 части, может быть, разное количество.

Дети удивлены. Возникла проблемная ситуация.

Осознание проблемы.

- Сколько мнений в нашем классе?

- Почему наши мнения разошлись?

- Много.

- Мы не знаем эту часть слова.

Недостаток знаний осознан.

Формулирование учебной задачи (проблемы).

- Какой возникает вопрос?

- Что предстоит выяснить?

- Как называются части, на которые можно разделить слоги.

- Узнать, что это за часть.

Тема и цель занятия определены

2-й этап. Поиск решения учебной задачи

Подводящий от проблемы диалог  Система вопросов, которые подводят детей к открытию нового знания.

- Все закройте глаза и расскажите, что вы услышали?

ЗВУЧИТ КОЛОКОЛЬЧИК.

- То, что произнес колокольчик – это что?

- При помощи чего общаются животные?

- Откуда мы знаем это?

- Снова закройте глаза и расскажите, что вы услышали?

ПЕДАГОГ ПРОИЗНОСИТ: У-У-У-У-

- Что я произнесла?

- А сейчас?

ДЕТИ СНОВА ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА. ПЕДАГОГ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ  р   а   м  а

- Я произнесла его как обычно?

- Мы слышали колокольчик.

- Это звук.

- При помощи звуков.

- Мы слышим эти звуки?

- Вы произносили У-У-У

- Звуки.

- Вы произнесли слово РАМА

- Нет, каждый звук по отдельности.

- Сколько всего звуков я произнесла?

- Назовите их.

- Возьмите в руки ножницы и одну из полосок, обозначающих слово. Я произнесу слово, а вы разделите ее на столько частей, сколько услышите звуков.

- На сколько частей вы разделили слово Маша?

- А сколько слогов в этом слове?

- Произнесите первый слог с выделением каждого звука.  Сколько звуков в этом слоге?

- Сделайте вывод о том, на какие части можно разделить слово.

- 4 звука.

Называют услышанные звуки.

Делят слово МАША на звуки.

- на 4 части.

- 2слога

- 2 звука

- Слово можно разделить на слоги, а слоги на звуки.

Вывод сформулирован.

3-й этап.

Воспроизведение нового знания

Выражение решения

- Звук – это самая маленькая единица речи. Звук уже больше не делиться.

Попробуйте рассказать о звуке. Что такое ЗВУК?

Я обозначу его при помощи квадратика.

Знание воспроизведено в во внешней речи.

Реализация продукта.

Составление опорной схемы для усвоения

(приложение 4).

Закрепление пройденного

А) Игра «Найди лишнее»

- Назовите объекты, расположенные в первом ряду.

- Назовите объекты второго ряда.

- Какие объекты расположены в третьем ряду?

- Назовите все эти объекты одним словом.

- Раскрасьте  красным карандашом кружок около того объекта, который является лишним в каждом из рядов.

Работа по карточке 1 (приложение 3).

Итог занятия. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о единицах речи?

- Понятно ли вам, что такое звук?

- Поможет ли вам схема, которую мы составили, рассказать о звуке?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ №6.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Автор:

Раздел программы:

Подраздел:

ТЕМА: Единицы речи. Звук. Занятие 2.

ЦЕЛЬ: Дети знают, чем отличаются согласные и гласные звуки,  выделяют отдельные гласные и согласные звуки в словах; умеют определять количество звуков в словах.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать знания учеников  о речевых звуках, их отличии от неречевых.
  • Сформировать представление о согласных и гласных звуках.
  • Тренировать умение слышать и выделять  звуки в словах, выделять среди них гласные и согласные.
  • Ввести обозначения: Звук –белый квадрат, гласный звук – красный квадрат, согласный звук – синий квадрат.
  • Воспитывать внимание к звучащей речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: полоска белой бумаги на парту, рисунки «Гласные звуки» для схемы на доску (приложение 3),  схема города 5-ти чувств( приложение 3), схема для запоминания нового знания (приложение 4).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: КАЖДОМУ – 4 белых, 1 синий и 1 красный квадратики, карточка 1.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭТАПЫ

Последовательность работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат  

Актуализация знаний

А)Организационный момент

В) Упражнения для подготовки к изучению новой темы.

- На какие части можно разделить предложение?

- На какие части можно разделить слово?

- Я предлагаю вам объединиться в пары и выполнить задание. Каждой паре я даю полоску с картинками. Задача: составить предложение.  Определить сколько в этом предложении слов.

Первое слово в предложении разделить

на слоги.  Последнее слово  разделить на отдельные звуки.

- Теперь проверим результаты вашей работы.

- С опорой на схему вспомните, что такое звук? (схема на доске)

D:\Мои рисунки\Много разных\, органы и части тела\ONO.WMF                          D:\Мои рисунки\Много разных\, органы и части тела\CATLC059.WMF                     

- Как мы обозначили звук?

- На слова.

- На слоги и на отдельные звуки.

Выполняют задание. По классу раздаются два варианта полосок.

- Белым квадратиком.

Введение нового знания:

1-й этап.

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы.

Прием 2.

Пробное действие:

-  Рассмотрим ближе слово ПИЛА. Подойдите к большим столам. На них лежат карточки. Каждый пусть положит  перед собой столько белых карточек, сколько звуков слышит в этом слове.

- …повтори то, что ты сделал на доске.

- Теперь, подумайте и замените некоторые из звуков этого слова красными карточками, а другие – синими.

- Проверим, как вы справились с заданием.

- Сколько вариантов у нас получилось?

- Почему?

Выполняют задание.

Выкладывает дорожку звуков на доске.

Выполняют задание.

Рассказывают, почему и как они выполнили задание.

- Много.

Высказывают свои предположения.

Дети удивлены. Возникла проблемная ситуация.

Осознание проблемы.

Формулирование учебной задачи

- Что предстоит выяснить?

- Как будем действовать?

- Чем отличаются звуки,  обозначенные красной и синей карточкой.

- Нужно эти звуки между собой сравнить.

2-й этап. Поиск решения учебной задачи

Подводящий от проблемы диалог.  Материал для наблюдений и система вопросов, которые подводят детей к открытию нового знания.

- Сравним 2-й и 4-й звуки. Произнесите их и скажите, что в них общего?

Так же сравниваются 1-й и 3-й звуки (петь и тянуть нельзя, мешают губы, зубы и язык).

- Сделайте вывод по нашим наблюдениям.

ПОЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА.

- Помните, когда мы путешествовали по улице слуха в городе 5-ти чувств, все звуки которые говорит человек, мы поселили в один домик (ПОКАЗ ГОРОДА 5-ТИ ЧУВСТВ). Но теперь мы будем знать, что живут эти звуки на разных этажах.

Варианты ответов.  Выходим на то, что: можно тянуть, петь, участвует голос, ничто не мешает их произносить.

- Звуки под красными карточками можно петь, под синими карточками нет, что-то мешает.

3-й этап.

Воспроизведение нового знания

Выражение решения.

Научным языком

- Звуки, обозначенные красной карточкой можно петь, произносятся они при участии голоса и называются они ГЛАСНЫЕ (от слова глас –голос). Поселим мы их на самом верхнем этаже нашего большого дома.

Реализация продукта.

Анализ положения губ в момент произношения отдельных гласных звуков, прикрепление к ним зрительного образа (карточки с рисунком) и расселение в домик.

Закрепление пройденного

А) Игра «Купи игрушку»

Б)Работа на карточках; письмо или игра

Каждому играющему дается задание – купить игрушку, например, в названии которой два слога или первый звук в названии которой гласный и т.д.

Работа по карточке №2.

Итог занятия. Рефлексия.

Заключение.

           В заключении следует еще раз уточнить,  что  проблемная ситуация, как  центральное звено проблемного обучения, один из этапов продуктивной познавательной деятельности человека и движущая сила творческого усвоения знаний и формирования умений. Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста способно активизировать учащихся, возбудить их интерес к учению.

Однако, проблемные методы обучения требуют  правильного использования  на занятиях в учреждении дополнительного образования, особенно в работе с детьми старшего школьного возраста. 

Использование проблемных ситуаций в работе с детьми 6-7 лет по подготовке к школе может стать движущей силой в добывании этих знаний, но  только лишь при условии учета особенностей построения учебного процесса, при использовании разнообразных форм проблемного урока и групповой формы работы, где группа становится незаменимым орудием пробуждения активности и самостоятельности детей, обмена мнениями и взглядами, сравнения различных решений.

Список использованной литературы:

  1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения – М.: Просвещение, 1977.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа.  - 1999, №5-7.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии// учебное пособие – М.:+ Народное образование, 1998.


[1] Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми//Начальная школа. – 1999г.,№5,7.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа "Семицветик" по предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Данная программа представляет комплексный подход в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и включает семь подпрограмм:- "Мир вокруг нас" (ознакомление с окружающим);- "Путешествие в ст...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "АБВГДЕЙ-КА"

Программа представляет собой стартовый уровень подготовки детей 6- 7 лет. Предметом познания  является сама речь, её внешняя сторона....

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В стране Математики"

Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Программа "В стране математики"  относится к стартовому уровню, что даёт большие  возможности для развития ...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "Готовим руку к письму"

Программа "Готовим руку к письму" относится к стартовому уровню,  что даёт большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к письму. Письмо - это слож...

Методическая разработка. Сценарий праздничного концерта для детей старшего дошкольного возраста "О той весне"

Вашему вниманию предлагаю сценарий праздничного концерта  для детей старшего дошкольного возраста "О той весне" посвященный дню Победы. Концерт готовится совместными усилиями музыкально...

Методическая разработка по обучению основам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровнем речевого развития Тема:Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-&la...

Методические рекомендации «Повышение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста средствами оздоровительного фитнеса»

Детский фитнес — это оздоровительная  программа, созданная с учетом физической подготовленности и возраста ребенка. На занятиях дошкольным фитнесом дети не только развивают координационные ...