Главные вкладки

    Методическая разработка по обучению основам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития
    методическая разработка на тему

    Савина Валерия Константиновна

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровнем речевого развития

     

    Тема:

    • Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-«И»;
    • Лексическая тема: Зима. Зимующие птицы.
    • Грамматическая тема: Различение окончаний  у существительных в единственном и множественном числе;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к  школе группы с ОНР III уровнем речевого развития

    Тема:

    • Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-«И»;
    • Лексическая тема: Зима. Зимующие птицы.
    • Грамматическая тема: Различение окончаний  у существительных в единственном и множественном числе:

    Цель: Развивать слухо-произносительную дифференциацию звуков [Ы]-[И], закрепить зрительный образ букв «Ы»-«И»;

    Задачи:

    1. Коррекционно-развивающие:

    - Развивать навыки чёткого различения и произношения звуков [Ы]-[И];

    - Развивать фонематическое восприятие;

    - Развивать фонематический анализ (учить выделять звук в середине слова) и синтез;

    2. Образовательные:

    - Актуализировать и систематизировать словарный запас по лексической теме;

    - Закреплять навык образования форм мн.ч. существительных;

    - Уточнить значения пространственных предлогов «в», «на», «за»;

    - Развивать звукобуквенный анализ;

    3. Воспитательные:

    - Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

    Оборудование: презентация по теме «Зима. Зимующие птицы», запись песни «Пёрышко», искусственные перья птиц, синельная проволока, карточки с напечатанными слогами, мяч, раскраски с изображением зимующих птиц.

    Ход занятия:

    Деятельность логопеда

    Деятельность детей

    1. Организационный момент:

    Активизация внимания, пробуждение интереса к познанию нового материала

    Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а поедем мы на поезде!

    Посмотрите, что изменилось вокруг? Какое время года к нам пришло? Какой зимний месяц наступил? Какой он по счёту? Посмотрите, вокруг растут ели, на ветках сидят птицы, где же мы очутились?

    II. Введение в тему:

    1. Развитие фонематического анализа:

    Внимательно послушайте и назовите последний звук в слове:

    - синицы

    - дятлы

    - голуби

    - свиристели

    - снегири

    - клёсты

    Догадались, с какими звуками мы сегодня познакомимся?

    III. Основная часть. Изучение нового материала:

    1. Уточнение правильной артикуляции звуков:  

    - [И]: губы в улыбке, язык за нижними зубами;

    - [Ы]: уголки губ слега опущены вниз, язык отодвигается от зубов;

    2. Характеристика звуков:

    Есть ли препятствие для прохождения воздуха, когда мы говорим эти звуки?  Значит как они называются? Каким цветом обозначаются?

    Какие гласные звуки мы ещё знаем? Сколько их всего?

    3.Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков [Ы]-[И]:

    Пы – пи

    Мы- ми

    Ты-ти

    Кы-ки

    Хы – хи

    Поднять флажок: зелёный – когда услышите слог с мягким звуком, синий – слог с твёрдым звуком.

    4. Выделение гласного звука в середине слова:

    Был – бил  

    Мыл – мил

    Пил - пыл

    Выл – вил

    5. Звуковой анализ слов:

    Я в походе … (был), В барабан я … (бил)

    Был – бил

    - Какой звук первый (гласный/согласный, твёрдый/мягкий), второй третий.

    Составление схемы.

    Логопед предлагает сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твёрдости-мягкости согласного звука, который стоит перед звуками [Ы]-[И]. Объясняет правило: звук [И] придаёт мягкость предыдущему согласному звуку.

    Физкультминутка:

    Ребята, прислушайтесь, кажется, я слышу песенку птиц!

    Смотрите, смотрите, что я принесла! 
    Смотрите, какое перо я нашла
    Оно по ладошке тихонько ползёт
    Сначала по кругу, а после вперед.

    По ручке оно до плеча доползает,
    И шейку оно очень нежно ласкает.
    Куда полетит - интересный вопрос. 
    Перо прилетело на маленький нос!

    Потом эти ушки перо гладить хочет, 
    Одно и другое немножко щекочет,
    Но пёрышку надо теперь отдыхать,
    Оно улетает в карман полежать.

    Давайте посмотрим, чьи же это перья? Кто спрятался?

    5) Актуализация лексического словаря по теме, уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под:

    - Кто спрятался за рябиновой веткой?

    - Где спрятался снегирь?

    - Кто спрятался в кормушке?

    - Где спряталась синица?

    - Кто сидит на еловой ветке?

    - Где сидит клёст?

    Синица, клёст, снегирь, дятел, свиристель – как их можно назвать одним словом?

    Эти птицы остались на зиму, не улетели в тёплые края. Как мы их называем? А как называем птиц, которые на зиму улетели на юг?

    6) Образование формы множественного числа существительных и выделение гласного звука в конце слова:: «Один – много»

    - Сколько на ветке синиц?

    - А в кормушке кто?

    - На ветке сколько дятлов?

    - А летают кто?  

    - На ветке сколько свиристелей?

    - Прилетели кто?

    Какие звуки нам помогли сделать из 1 птицы много птиц?

    7) Дифференциация букв «Ы»-«И»:

    Ребята, слышим и говорим мы звуки, а что мы пишем и читаем?

    - С какой буквой дружит звук [И]?

    - С какой буквой дружит звук [Ы]?

    Чтобы букву «Ы» нам получить,

    Две палки надо начертить

    И к первой вниз добавить круг.

    Вот буква «Ы», мой друг.

    Буква «И»  наискосок 
    Примеряла поясок. 
    Снизу вверх его тянула - 
    К правой ножке пристегнула. 
    (Т. Ванюхина)

    Давайте смастерим буквы «И» и «Ы»

    8) Анализ слогов, заполнение слоговых схем:

    Давайте накорми зимующих птиц: Логопед раздаёт карточки в виде зернышек, на которых написаны слоги:

    КИ, КЫ, ТЫ,ТИ, ПЫ, ИП

    Печатание этих слогов на рабочих листах и закрашивание схемы.

    IV. Заключительная часть:

     - Где мы были сегодня? Кого мы повстречали в зимнем лесу?

    - С какими звуками мы сегодня познакомились? С какими буквами они дружит?

    - Сколько элементов в букве «И», «Ы».

    - Какое правилом мы узнали:

    V. Организованное окончание занятия:

     Ребята, закрываем глаза, открываем. Ну вот, мы снова в группе! Посмотрите, птицы оставили вам на память свои портреты, которые вы сможете дорисовать и раскрасить.

    Все молодцы! До свидания!

    Дети становятся друг за другом, заходят в кабинет.

    Зима!

    Декабрь

    Третий зимний месяц.

    В зимнем лесу!

    Ы

    Ы

    И

    И

    И

    Ы

    Со звуками [Ы]-[И].

    Дети поочерёдно произносят звуки, сравнивают их артикуляцию

    Нет

    Гласные звуки.

    Красным цветом.

    [A, O, У, И, Ы, Э]

    6 гласных звуков

    Дети поднимают соответствующий флажок

    Был: согласный твёрдый, гласный, согласный твёрдый.

    Бил: согласный мягкий, гласный, согласный твёрдый звук.

    В соответствии с текстом песенки дети по подражанию за логопедом выполняют самомассаж искусственными пёрышками.

    Снегирь

    За веткой рябины

    Синица

    В кормушке

    Клёст

    На еловой ветке

    Птицы.

    Зимующие

    Перелётные

    Одна синица

    Синицы

    Один дятел

    Дятлы

    Одна свиристель

    Свиристели

    [Ы]-[И]

    Буквы.

    С буквой «И»

    С буквой «Ы»

    Выполняют задание.

    Дети по инструкции логопеда делают буквы и синельной проволоки.

    1. Обведи буквы:

    2.  Определить место звука [Ы] в названии картинок.

                                     

    3. Печатание слогов:

    КЫ

    ХЫ

    ИП

    ТИ

    КИ

    ХИ

    ИТ

    ТЫ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

    Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

    "В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

    Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

    Методическая разработка. Сценарий праздничного концерта для детей старшего дошкольного возраста "О той весне"

    Вашему вниманию предлагаю сценарий праздничного концерта  для детей старшего дошкольного возраста "О той весне" посвященный дню Победы. Концерт готовится совместными усилиями музыкально...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...