ПРОГРАММА КРУЖКА "Рукодельница"
рабочая программа (8 класс) по теме

Соболевская Римма Александровна

Содержание программы,тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progrpmma_kruzhka_2sobolevskaya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа  кружка декоративно-прикладного искусства «Рукодельница»  разработана на основе закона РФ «Об образовании» и Ст. 26, п.1: «Дополнительные образовательные программы и Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года услуги,  в целях всестороннего удовлетворения образовательных  потребностей граждан, общества, государства. Программа базируется на методических рекомендациях по разработке образовательных программ и учебных планов дополнительного образования детей  и молодежи за 2006 г.

Проблемы гармоничного, духовно-нравственного развития детей являются актуальными для современного российского образования как школьного, так и дополнительного. Кроме того в настоящее время дети, особенно в подростковом возрасте имеют массу проблем межличностного характера.  Дети одаренные, группы-риска, инвалиды  испытывают  проблемы в не понимании, отчуждении, не признании и  нуждаются в педагогическом сопровождении, в создании ситуации успешности для них.  Включение учащихся в творческую личностно-значимую деятельность средствами декоративно-прикладного искусства и народного творчества через приобщение к региональной самобытной культуре, способствует  становлению духовно-нравственной, творческой  личности.  

Программой предусмотрено создание  образовательной среды, обеспечивающей применение инновационных технологий в формирование творческой, гармоничной личности, реализацию компетентностного, личностно-деятельностного подходов.

Программа  состоит из отдельных модулей, каждый из которых представляет собой логически завершенную часть содержание кружка и носит практико - ориентированный характер.

Целью  программы кружка является создание условий для развития творческой личности, любящей свой край и своё Отечество,  уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей важность культурного наследия прошлого и  возможности  его использования  в  современной жизни.

Реализация  программы на  основе тьюторства и сотрудничества  создает условия, для решения следующих задач:

  1. повышение мотивации обучающихся к самостоятельному решению значимых для них проблем;
  2. активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
  3.   приобретение знаний из разных областей и источников (интернет), которые могут быть использованы в жизни;
  4.   получение реального, имеющего социальный и личностный смысл результата;
  5. приобретение навыков творческой деятельности по конструированию новых объектов;
  6. создание условий для гармоничного развития одаренных детей и   желающих глубже изучать предмет технологии;
  7. ориентирование в окружающей действительности с опорой на национальные традиции и обряды.

Планирование  программы  составлено из расчета 140 ч. в уч. год. (4 часа в неделю).

Концептуальной основой  программы явились:

- теоретические основы освоения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в образовании ( В.В. Корешкова, С.П. Ломова, С.Н. Новикова, К.А. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.)

- реализация национально-регионального подхода к образованию и воспитанию в школе (А.Ж. Амиргазина, Л.Ф. Греханкиной, Р.Б. Дякиевой, Т.М. Камболова, А.В. Камкина, Н.А. Коханик, М.Н. Кузьмина, ТСтрокова, М.Н. Шабановой и др.);

- изобразительная деятельность детей, развитие декоративно-прикладного творчества, пространственных представлений, чувств, интересов, художественного обобщения (А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, И.Э. Кашековой, Е.И., Е.В. Шорохова).

- развитие творческого потенциала (В.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев,  Д.Г. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатев, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, и др).

         

Организация образовательного процесса:

Базовыми технологиями, на которых построена реализация программы, являются:

- технология дифференцированного обучения (основная);

- развивающее обучение (вспомогательная);

- проектная технология (проникающая);

- здоровьесберегающая;

-технология сотрудничества.

Содержание программы дополнительного образования  строится на модульной основе. В каждом модуле даётся информация об истории возникновении художественного ремесла и рукоделия Донского края и Приазовья. Даётся информация с точки зрения целостности пластов национальной культуры (традиции, обряды, обычаи, религиозные взгляды, нравственные установки). Даётся информация о характерных особенностях видов рукоделия Приазовья и Донского края, информация о богатых технических приёмах вышивки, бисероплетения, вязания и макраме. Даётся информация о материалах, инструментах, приспособлениях, безопасной работе при выполнении данных видов деятельности.  

        Программа включает в себя  учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение  и список рекомендуемой литературы для учащихся и педагога.

        Итоговой формой контроля по окончанию освоения программы является защита творческого проекта.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся в процессе кружковой деятельности должны овладеть следующими компетенциями:

познавательные: навыки самостоятельной работы с информацией, применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических  задач; самостоятельного конструирования изделий;

-исследовательские: выявление проблем, сбор информации с использованием интернета, построение гипотез, обобщение;

-коммуникативные: умение передавать информацию, слушать и понимать другого, умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, способность принимать собственные решения и брать на себя ответственность, регулировать конфликты;

-информационные: способы получения из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка и хранение;

-социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, способность принимать собственные решения и брать на себя ответственность, регулировать конфликты;

                             Модуль 1.

 «Как сделать композицию гармоничной?»

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции.

Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

Перечень практических работ.

1.Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

2.Выполтниние эскизов орнаментов.

3.Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.

4. Создание композиций.

                            Модуль 2.

 Вышивка. «Как петух на полотенце попал?»

Знакомство с различными видами вышивки народов нашей страны и Донского края. Знакомство с творчеством народных умельцев Донского края и Приазовья.

Инструменты материалы и приспособления, применяемые при работе с вышивкой.

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.

Экскурсия в музей.

Перечень практических работ.

1.Выполнение перевода рисунка на ткань.

2.Выполнеине контурных вышивок.

 3.Выполнение вышивки крест.

 4.Уметь применять компьютерные программы для разработки  собственных схем и рисунков.  

Обучающиеся должны владеть:

- информацией обо всех видах вышивки Приазовского и Донского края;

- знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при работе с вышивкой.

    Должны уметь самостоятельно:

  1. - организовать рабочее место;
  2. - перевести рисунок на ткань;
  3. - выполнять контурные швы;
  4. - шов «Строчка»;
  5. - шов «Крест» в разных направлениях;
  6. - выполнять счётный рисунок;
  7. - уметь применять компьютерные программы для разработки рисунков.

                          Модуль 3.

            Вязание (крючок и спицы) «Причудливые узоры».

               

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Рапорт узора и его запись. 

 Изготовление образцов вязания крючком. 

Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.

Перечень практических работ.

1.Изготовление образцов и изделий вязания крючком.

2.Изготовление образцов и изделий вязания  спицами.

3.Разработка и выполнение проектов на основе вязания крючком и спицами.

                   Обучающиеся должны владеть:

-информацией обо всех видах вязания Приазовского и Донского края;

-знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при вязании крючком и спицами.

              Должны уметь самостоятельно:

  1. вязать образцы и изделия крючком;
  2. вязание образцов и изделий на спицах;
  3. выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев, блуз, юбок и жакетов;
  4. самостоятельно разрабатывать рапорты новых эскизов;
  5. создавать новые изделия или проекты.

                            Модуль 4.

Бисер «Кто привез бисер и жемчуг на Донскую землю?»

Краткие сведения из истории возникновения жемчуга и бисера на Дону . Изделия из жемчуга и бисера в современной моде. Инструменты и материалы для плетения жемчугом и бисером. Подготовка материалов к работе.  . Выбор  плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров. Изготовление новых образцов и изделий из бисера и жемчуга. 

Ассортимент изделий, выполняемых в технике бисероплетения.

 Материалы и инструменты для бисероплетения. Технология выполнения изделий из бисера и жемчуга.

Перечень практических работ.

1.Выполнение образцов плетения жемчугом и бисером.

2.Выполнение изделий из бисера и жемчуга.

3.Разработка и выполнение проектов с применением техники бисероплетения.  

                  Обучающиеся должны владеть:

-информацией обо всех видах техники плетения жемчугом и бисером на Дону

-знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при плетении бисером и жемчугом

             Должны уметь самостоятельно:

  1.  низание бисером в одну цепочку;
  2.   низание бисером в две нити;
  3.  низание бисерного полотна;
  4.  самостоятельно разработать и выполнить новые схемы из бисера и жемчуга;
  5.  проекты.

                          Модуль 5.

                  Макраме. «Волшебный узелок»

       Краткие сведения из истории возникновения техники макраме. Изделия из макраме в интерьере дома и в современной моде. Инструменты, материалы  и приспособления при плетении макраме. Подготовка материалов к работе. Выбор  плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов узлов и плетения узоров.

 Изготовление образцов изделий из макраме.

Ассортимент изделий, выполняемых в технике макраме.Материалы и инструменты для плетения макраме. Технология выполнения изделийиз макраме.

Перечень практических работ.

1.Выполнять расчет используемых материалов для плетения узоров.

2.Выполнять различные узлы.

3.Составлять различные узоры из узлов.

4.Выполнять образцы и изделия из узоров технике макраме.

5.Разработать и выполнить проекты, применяя технику макраме.

        Обучающиеся должны владеть:

-информацией обо всех видах техники плетения макраме.

-знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при плетении макраме

           

         Должны уметь самостоятельно:

  1. выполнять «витой шну;
  2. «квадратный узел»;
  3. «шахматка»;
  4. «репсовый узел»;
  5. «бриды»;
  6. самостоятельно разработать новые схемы узоров для изделий;
  7. проекты.

Тематический план.

Тема

Количество часов теоретических знаний

Количество часов практической деятельности

Вводное занятие. «Что я знаю о композиции?»

3

Безопасная работа с инструментами и приспособлениями

1

2

Демонстрация приемов работы по каждому

виду рукоделия:

Донская вышивка,

бисер и жемчуг на Дону,

«волшебный узелок» (макраме),

«причудливые узоры»

(вязание).

3





2

4





4

Работа по индивидуальному плану с одаренными детьми.

3

4

Работа по индивидуальному плану, подготовка к олимпиадам.

3

4

Поэтапная работа   проектной деятельности.

3

20

Выполнение изделий в техниках:

вышивка,

вязание,

макраме, бисероплетение

2

36

Подготовка проектов к выставке.

8

Работа по оформлению   выставки.

8

Экскурсии.

4

Разработка проектов.

3

10

Разработка мини проектов

3

10

Заключительное занятие. «Мои впечатления о ремеслах Дона»

4

34

110

Учебно-методическое обеспечение.

1. Журналы:

«Сюзанна»(2002-2010)

«Бурда»(2003-2010)

«Рукоделие»(2004-2010)

«Волшебница»(2005-2010)

«Бисероплетение»(2000-2011)

2.Книги по рукоделию:

А. Соколовская «Макраме»

М.Кузьмина «Макраме»

Д.  Максимова «Азбука вязания»

М. Ляукина «Бисер»

Сайты:http://stranamasterov.ru, http://oriart.ru и др./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...


 

Комментарии

Соболевская Римма Александровна

Рекомендую для обучающихся 6-8 классов.