Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации
статья по теме

ИВАНОВА Наталья Степановна

В статье говорится о традициях развития детского общественного движения в России и роли взрослых в детских объединениях. Статья может  представлять интерес для старших вожатых, педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юркинская средняя общеобразовательная школа»

Школьная организация детей и подростков «РИТМ»

«Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации»

Иванова Наталья Степановна,

 заместитель директора по

воспитательной работе

МБОУ «Юркинская СОШ»

П. Юркино, 2012 г.

Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации

Вожатый  - это сказочная личность,

 И,  сказано,  он скромен, господа,

 В нём сказочно отсутствует двуличность,

 И выгод он не ищет никогда.

 Какая сложная работа,

 Счастливым сделать хоть кого-то,

 Цветок удачи принести,

 От одиночества спасти,

 А самому затем тихонечко уйти.

Традиции детского общественного движения России.

     100 летний опыт отечественного детского движения позволяет достаточно полно и объективно осмыслить сложившиеся, проверенные временем традиции, которые, органично войдя в жизнедеятельность различных общественных молодежных и детских объединений, привели к тому, что детское движение стало постоянным фактором жизни современного российского общества.

     Опыт отечественного детского общественного  движения породил систему традиций, классификация которых представлена различными параметрами. Обратим внимание на традиции, которые представляют целевую, ценностно-содержательную направленность основных направлений, видов, характеризуют его национальную специфику и при творческом осмыслении могут стать одним из ресурсов развития.

      В обобщенном виде эти традиции можно охарактеризовать как традиции – ценности отечественного детского общественного движения.

Эти традиции-ценности (цели, принципы, социально-педагогическая направленность содержания деятельности) обусловлены природой детства, его возрастающей активностью, прогрессивной ролью в цивилизационном развитии человеческого общества (объективные традиции). Эти объективные традиции придают устойчивость реальности детского движения, сохраняя связь времен, поколений, способствуют возрастанию его роли в жизни гражданского общества, становлении нового поколения граждан.   Использование этих традиций – один из приоритетных принципов создания и функционирования детского общественного объединения.

     Но детское общественное движение – конкретно-историческая, социальная и национальная, культурологическая, представляющая лицо «конкретного времени», среды, пространства (государства, его регионов, типа государственного устройства и т.п.). И поэтому наряду с общими традициями объективного свойства исторически оформляются специфические ценностные традиции, придающие формам детского движения существенные различия. Скаутизм и пионерство – наиболее яркие примеры специфичности детского движения разных социально-экономических систем.

     Эти специфические традиции как ценности особенно отражены в целях, принципах, формах, символике, атрибутике,  девизах, законах и обычаях детских организаций, объединений, движений.

     Субъективно-исторические (специфические) традиции детского движения, особенно отечественные пионерские в их грамотном научном осмыслении, - важные ориентиры в определении перспектив развития современного детского движения в самых различных его видах и формах. Их ценность – в творческом использовании (при условии знания о них, их социальной, национальной ценности, органичной связи с деятельностью конкретно-исторических детских общественных объединений, организаций), как стимулов активности членов объединений, роста их авторитета в обществе, государстве, как средств осуществления преемственной связи поколений России.

     Конкретно-исторические отечественные традиции детского движения – это, с одной стороны, отражение объективных традиций (общих) с учетом времени и пространства, реальных факторов действительности, с другой стороны, исторические инновации, прошедшие испытание временем и ставшие новыми традициями, придавшими детскому движению национальный колорит, более полно раскрывающими социально-педагогический потенциал детского движения.

     В соответствии с этим можно выделить:

     -традиция органичной связи детского движения с реальной жизнью, событиями окружающей действительности, активностью в этих процессах детей различных возрастов, социальных, национальных групп детей,

     -традиция патриотической направленности деятельности детских объединений,

     -традиция трудового участия членов детских объединений в  общем

 созидательном труде,

     -традиция социальных инициатив детских общественных объединений,

     -традиция самодеятельности, самоуправления – как основополагающий принцип детского движения,

     -игра-традиция, основа деятельности детского объединения, отражающая

 естественные потребности детей(краткосрочные, долгосрочные, игровые

 элементы, приемы, формы и т.п.). Скаутинг – долгосрочная игра

 самовоспитания и саморазвития подростка.

     -традиция содружества поколений, детей и взрослого общества,

     -традиция связи детского движения с системой образования,

     -традиция приоритетной воспитательной направленности (конкретно-целевой) в  деятельности детских объединений.

     

Взрослые и детское движение.

     Детское общественное движение всегда было связано с деятельностью взрослых, которые помогали детским объединениям, возглавляли их, были их идеологами, организаторами.

     На  протяжении истории развития детского движения менялись позиции взрослых, роль лидеров детских объединений, типы взрослых, работающих в детских объединениях. Это зависело от явлений общественной жизни и государственной политики в отношении детства.

     Современная ситуация в детском движении обострила проблему взаимодействия взрослых и детей. О каких взрослых идет речь? Их круг достаточно широк. Это официальные и неофициальные лидеры (руководители, организаторы) детских объединений, методисты, старшие вожатые, ученые, исследователи, журналисты, родители, педагоги образовательных учреждений, общественные и государственные деятели. Их роль и функции в детском движении различны.

     Наибольшей потенциальной степенью влияния на становление и развитие детского объединения, как самого объединения, так и на личность ребенка, осознание им своих гражданских прав и свобод, освоение норм демократии обладают взрослые – непосредственные участники детского объединения.

     Членство взрослых в общественных объединениях детей является новым явлением в современном детском движении. Факт наличия взрослых в детских объединениях противоречив, так как существуют разные источники появления взрослого в детском объединения: государственный и общественный.

     Старший вожатый как представитель государства назначается директором образовательного учреждения, является членом педагогического коллектива, работником системы образования. В силу своего профессионального статуса старший вожатый подчиняется органам управления образованием. Это входит в противоречие с самодеятельным характером детской общественной организации, руководителем которой он одновременно является.

     Второй источник связан с общественной инициативой взрослых В этом случае имеют место две формы проявления этой инициативы. Во-первых - это энтузиасты, увлеченные люди, объединяющие детей вокруг своего общественного интереса. Во-вторых – это лидеры, выросшие внутри организации.

     И если функции старших вожатых как работников образования строго очерчены государственными документами, то функции второй группы складываются в процессе развития организации и фиксируются в локальных ее документах (устав, положение и т.п.).

     Взрослый в детском общественном объединении является для ребенка своим человеком, который увлечен вместе с детьми общей целью, видит в ребенке единомышленника, поддерживает его стремление к самосовершенствованию, строит отношения с ним на основе правды, терпимости, добра. Демократизм, доверие и уважение в отношениях «взрослый – ребенок» - обязательное условие самореализации ребенка и развития личности самого взрослого.

     В вопросе о функциях взрослого в детском общественном объединении следует говорить о тенденциях. Функции взрослого как члена объединения закладываются в устав объединения. Среди них можно выделить следующие:

     -защитная (защита прав и интересов, здоровья и безопасности детей),

     -педагогическая (создание условий для развития личности ребенка и развития объединения),

     -материально-финансового обеспечения деятельности объединения.

     Взрослый как руководитель объединения дополнительно берет на себя следующие функции:

     -организаторская,

     -прогностическая,

     -коррекционная.

     Эффективность деятельности взрослого в детском общественном объединении зачастую определяется его позицией. Позиция взрослого есть определенным образом мотивированное отношение к ребенку, группе подростков, объединению в целом. Позиция- это осознание своей принадлежности к организации и своего места в ней.

     Если исторически сложилась позиция старшего вожатого как руководителя-воспитателя, то сегодня этот стереотип начинает преодолеваться: отношения взрослых и детей строятся не как отношения воспитателя и воспитанников. Лидерская позиция взрослого более соответствует ожиданиям участников детских общественных объединений.   Она позволяет взрослому в детском объединении исполнять роль организатора совместной деятельности.

     Дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию. Тогда можно определить позицию взрослого как организатора детской самодеятельности.

     Позиция члена организации и в то же время человека, несущего ответственность за детей, их жизнь, здоровье, безопасность проявляется в различных ролях в процессе взаимодействия с детьми.

     Вот какие примеры ролей взрослого приводит С.А.Шмаков.

     Командная роль. Используется в тех случаях, когда речь идет о жизни и здоровье детей (поход, экспедиция). Но и здесь взрослый опирается на коллективное мнение членов организации, являясь членом штаба или другого органа самоуправления.

     Частная творческая роль. В этом случае взрослый участвует в подготовке и проведении дела, подчиняясь кому-то из членов организации.

     Роль арбитра. Это роль доброго и умного судьи, способного заметить всех и оценить каждого заслугам.

     Роль рядового участника дела. В этом случае взрослый подчиняется детям-организаторам дела, влияя на содержание и организацию изнутри.

     Нейтральная роль. Взрослый оказывает помощь детям, если они его об этом попросят.

     Консультативная роль. Взрослый выступает в роли консультанта, советника, эксперта.

     Роль гостя.

     Приведенные выше роли отражают многообразие проявления активности в подготовке и проведении конкретных дел.

     Непосредственное взаимодействие взрослых и детей в детской организации складывалось исторически и может складываться по-разному. Т.В.Трухачева предлагает несколько моделей такого взаимодействия, которые имеют место и определяются как позицией взрослого в детском объединении, так и реализацией взрослым своих функций.

     Соединение. Функции взрослого и самого объединения переплетаются, смешиваются. Внешне отношения благополучны, но участники взаимодействия могут потерять свое лицо.

     Сосуществование. Отстраненность взрослого от объединения под предлогом предоставления ему самостоятельности.

     Содействие. Периодически активное осуществление функций либо взрослым, либо объединением при полном или частичном отсутствии ясного осознания функций другой стороны.

     Сотрудничество. Осознание, признание и соблюдение функций как своих собственных, так и функций другой стороны.

     Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экологического и  политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подросткового поколения, функционирование детских объединений.

     Для подростков типично стремление к объединению в различные группы, организации. При этом отмечается тенденция негативного отношения детей к формальному, знаковому содержанию.

     Существует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы. Для этого ему нужны определенные знания, умения, навыки.  

     Учитывая, что наиболее эффективный путь обновления содержания деятельности детского объединения - это путь разработки и реализации программ деятельности - вариативный программный подход, который предоставляет детям и взрослым возможность создания организаций, отвечающих их желаниям, учитывающим возможности и традиции образовательного учреждения, школа приступила к созданию программы деятельности своего детского объединения.

 

Роль взрослых в жизни Детского объединения:

      Роль взрослых не сводится ни к руководящей, ни к  пассивно-наблюдательной. Они являются равноправными жителями объединения.

Старшие  вожатые выполняют роль советника в органах самоуправления.

Классные  руководители выполняют роль советника на отрядном  собрании.

Детский коллектив – основа организаторской деятельности старшего вожатого.

     Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.).

     Он сформировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти, определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

     Стадии развития коллектива.

     1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

     Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

     2. Стабилизация структуры коллектива.

     Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

     Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.

     На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.

     3. Расцвет коллектива.

     На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

     Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

     4. Развитие коллектива.

     На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

     Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

     Если вожатому понадобилось сплотить ребят в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.

     Алгоритм формирования коллектива.

     Я создаю коллектив.

     1. Я должен понравиться детям.

     2. Я должен их изучить.

     3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

     4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

      5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

     6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

     7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

     8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

     9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

     10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

     11. Я должен заложить определенные традиции.

     12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

     13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

     14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

     15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

      Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах.

     В своей практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то его можно назвать объединением.

     В каждой школе постоянно действует 5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения.

     Это следующие объединения:

     - классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;

     - факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;

     -клубные – также разновозрастные, объединяют ребят на основе не только свободного выбора, но и общего интереса, часто диктуемого взрослыми организаторами клуба, более приближены к общественным; вожатые могут опираться в своей работе на эти объединения, использовать их в своих делах, входить в клуб в качестве одного из руководителей или помощников в его делах или просто рядовым членом;

     общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педколлектива за работу этих объединений;

свободно образующиеся – общественные, независимые от педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым - координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.

Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.

Список литературы.

     1.Детское движение: вопросы и ответы. (Социальная роль и позиция взрослых в детском движении. Материалы конференции). Областная типография им. М.Горького, Кострома, 1994.

     2.Э.Л.Мальцева, Н.М.Костина. Педагогика детского движения. Издательский Дом «Удмуртский университет», Ижевск,1997.

     3. Материалы конференции-семинара «Организаторы детских объединений: проблемы выдвижения, подготовки, деятельности и взаимодействия». Ассоциация исследователей детского движения, под ред. Т.В.Трухачевой, Нижний Новгород, 1997.

     4.Т.В.Трухачева. Методические системы в детском движении: опыт и результаты. Издательство Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, Кострома, 1999.

     5.Информационный вестник. Выпуск 3. Молодежные общественные организации. Комитет по делам молодежи Администрации Мурманской области, НП издательство «Релиз», Мурманск, 2000.

     6. Информационный вестник. Выпуск 4. Молодежные и детские общественные объединения. Комитет по делам молодежи Администрации Мурманской области. Мурманск, 2000.

     7.Молодежные и детские общественные объединения Мурманской области.  Комитет по делам молодежи Администрации Мурманской области, НП издательство «Релиз», Мурманск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа деятельности детского объединения «Гражданин»

Данная программа способствует  формированию  активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности, социализации учащихся образовательных учреждений.  Обучает навыкам  ...

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения

Рабочая программа для кружка по ИЗО, расчитана для детей от 9 до 16 лет...

Социальное самопределение личности в условиях деятельности детского объединения

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации....

Проектная технология в системе деятельности детского объединения « Флористика»

Проектная  технология в системе деятельности детского объединения Включение проектной технологии в систему деятельности детского объединения «Флористика» является показателем адаптации к стр...

Документация старшей вожатой по руководству детской организацией

В данной папке содержатся следующие материалы: Договор о совместной деятельности, Устав детской организации, Положение о детской организации, Программа деятельности детской организации, направления де...

Взаимодействие социального педагога со школьными детскими объединениями и организациями

Выступление с докладом и презентацией "Роль школьных объединений и организаций в становлении личности ребенка" на семенаре социальных педагогов г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставрополь...

Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"

Социально-ориентированный проект:  «Выбор профессии – выбор будущего»   является   составной частью  воспитательной  системы ОДОД СОШ №511 «С...