Взаимодействие социального педагога со школьными детскими объединениями и организациями
статья на тему

Колесникова Елена Николаевна

Выступление с докладом и презентацией "Роль школьных объединений и организаций в становлении личности ребенка" на семенаре социальных педагогов г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_sotsialnykh_pedagogov.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное решение задачи создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, дающих возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость.

Человек как биосоциальное существо вне общества себе подобных не может нормально ни развиваться, ни функционировать. Дети не являются исключением. В демографической структуре современного общества они составляют значительную часть. Возрастной показатель объединяет их в единую группу. Однако это не означает, что они автономны в обществе. Подрастающее поколение живет, действует, формируется в условиях социальной жизни государства и, естественно включение их в соответствующую социальную структуру, которая оказывает влияние на его положение в обществе, род занятий, интересы, ценностные ориентации.

Для того чтобы защитить свои специфические интересы и найти выход сферу общественных отношений, дети создают свои объединения, которые могут быть различны по характеру и сфере деятельности, обладать меньшей или большей устойчивостью.

Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности. Явление это социальное, закономерное, динамичное, многоуровневое. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями.

Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное  время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов  или  просто  на  улице, убивающими своё  свободное  время  посредством  курения,  распития  спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом  это  происходит  потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой  деятельностью, плохо организован  их  досуг,  резко  сократились  материальные,   технические   и духовные блага,  которые  традиционно  принадлежали  детству  и  должны  ему принадлежать.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних государственной Думой РФ был принят Закон   № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. Этим документом определены основные направления работы органов управления образования и образовательных учреждений в организации досуга и занятости несовершеннолетних.

Выход из состояния неопределенности, напряженности, неуверенности, ставшего в последнее время проявлением нестабильного состояния практически всех сфер жизни общества, многие подростки ищут и находят в социальной среде, в том числе в различных компаниях, группировках, объединениях, которые могут и предлагают им самые различные личностные и социальные ориентации. В этой ситуации велики роль и значимость детских общественных организаций и объединений, как основы детского движения. Именно в таких объединениях подростки проходят «уроки жизни», получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.

Положительной тенденцией в развитии детского движения стало создание детских объединений не по указанию «сверху», а «снизу» — добровольно, демократично, на основе инициатив и с учетом интересов детей и взрослых. Для этого в конце учебного года в нашей  школе проводится анкетирование учащихся, целью которого является определение приоритета  направленности досуговой деятельности на следующий год. Отсюда — многообразие форм детских объединений, их «принадлежность» к ребенку, среде его жизнедеятельности, а значит — и возрастание их роли в воспитании, развитии личности конкретного ребенка.

В начале  нового учебного года в школе проводится презентация кружков, спортивных секций, детских объединений и организаций, где для ребят создается благоприятная среда развития всех видов поисковой активности. Во внеурочной жизни школы моделируются формы существования гражданского общества, вырабатываются необходимые для него навыки отношений и взаимодействий.

Именно здесь, после уроков, в работе кружков и секций, общественных объединений, художественной самодеятельности, подготовки различных развлекательных и познавательных мероприятий, в работе органов самоуправления, в реализации принятой школой концепции  развития – проявляется свободная инициатива, самостоятельно разрабатываются планы и программы, осуществляются решения.

Мною в сентябре  проводится мониторинг занятости учащихся группы ДЕСОП во внеурочное время и выявление неопределившихся.  Дальнейшую работу проводит психолог, помогающий в выборе вида деятельности на основе результатов тестирования. По итогам мониторинга и результатов тестирования даются рекомендации классным руководителям, руководителям кружков, спортивных секций, творческих объединений и организаций заинтересовать учащихся в выборе досуговой деятельности. Свои рекомендации получают и ребята для дальнейшего самоопределения.

Анализ современного состояния детских объединений и организаций позволяет распределить их по следующим группам:

  1. объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей:

отряд ЮИД «Постовой» - руководитель Якимова И.А.

фитоклуб – руководитель Ковшова И.А.

юные пожарные – руководитель Якимова И.А.

юные милиционеры – руководитель Колесникова Е.Н.

клуб «Юный спасатель» - руководитель Темирчева Х.А.;

  1. объединения творческой направленности:

кружок «Маленький художник» - руководитель Альбощий Э.Ю.

кружок «Быстрый крючок» - руководитель Фисунова Н.А.

вокальная группа – руководитель Нечаева Т.В.

кружок «Юный журналист» - руководитель Авдющева Л.В.

хореографический кружок «Ассорти» - руков.Измайлова Л.Н.;

  1. детские общественные организации, ориентированные на патриотическое и гражданское воспитание:

       поисковый отряд «Следопыт» - рук.Зимовейская Н.П.

                                                             Зимовейская Ю.Ю.    

военно-патриотический клуб «Витязь» - рук.Курочка Л.В.

  1. объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни:

спортивные секции:

карате-до – тренер Ревенко Дмитрий

бокс – тренер Попов  Александр

Согласно результатам анкетирования учащихся группы ДЕСОП, наибольшим вниманием (в сумме  более 35%  опрошенных)    пользуются патриотические   организации,  объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни. Профильные   детские   общественные объединения, выигрывающие в  глазах  ребят  конкретностью  своей  предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей  их  интересы и   потребности   пользуются    приоритетом    у 20,8% опрошенных, объединения творческой направленности - у 14,7 % .

В целях выявления эффективности работы в организации досуговой деятельности учащихся группы ДЕСОП систематически - один раз в четверть осуществляется мониторинг посещаемости кружков, спортивных секций, детских объединений и организаций.

Взаимодействие социально-психологической службы, классных руководителей с детскими объединениями и организациями показывает свою высокую результативность.

Учащиеся группы ДЕСОП участвуют в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах разного уровня,  в выставках, в научно-практических конференциях, в туристическо-краеведческих акциях, в мероприятиях патриотической направленности: военно-спортивная игра «Зарница», Вахта Памяти на мемориале Вечной Славы, мероприятия посвященные Дню Победы.

Организация досуговой деятельности имеет цель не только занять учащихся во внеурочное время, но и позволяет самоопределиться с будущей профессией. Учащиеся Шавкута Артем и Пихота Иван, состоявшие на  учете в КДН, активно занимались в секции бокса (тренер Попов Александр) и показывали высокие результаты на краевых и всероссийских соревнованиях. По окончании 8 класса ребята успешно поступили в школу олимпийского резерва в г. Ставрополь.

    В заключение хотелось бы сказать, что организованная занятость учащихся во внеурочное время является и на сегодняшний день самой актуальной и требующей особого внимания проблемой. Главными помощниками становятся спорт, творчество и культура. Ведь в каждом учебном заведении действуют творческие кружки, объединения и спортивные секции. Их высокая посещаемость – показатель того, что дети под контролем не только во время уроков. Целью работы  социального педагога является оказание помощи учащимся в самоопределении и самореализации.

Чем так привлекал меня Непал?

Почему к нему вели дороги?..

Он ребенка божеством назвал…

Может статься, дети вправду боги?..

Может, от рожденья им дано

Смутное сознанье высшей цели?..

Будущее в них воплощено.

Вот оно – лепечет в колыбели!

Дети – это совесть всей Земли.

Чем мы нашей совести ответим?

В мир они для радости пришли…

Ну а мы?.. Что мы оставим детям?!

Кто подскажет выход из тисков

Нашего жестокого столетья?!

Боги?.. Плохо верится в богов!..

Может, выход нам подскажут дети?

В детском сердце – нового ростки.

Чудо – каждый малый человечек,

Но они, как стебельки, хрупки…

Дети!.. О, как надо нам беречь их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации

В статье говорится о традициях развития детского общественного движения в России и роли взрослых в детских объединениях. Статья может  представлять интерес для старших вожатых, педагогов-организа...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БОУ «ЧЕКРУШАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОБРОГРАД»

Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным...

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в организации профилактической работы с учащимися.

Школьная социально – психолого – педагогическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными рук...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...