Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в организации профилактической работы с учащимися.
статья на тему

Школьная социально – психолого – педагогическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными руководителями, родителями и учителями – предметниками, ученическими коллективами

Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии).. 

  Cоциально-психологическая служба нашей школы одним из главных направлений в работе с педагогами видит в оказании помощи классным руководителям организовать полную педагогическую поддержку своим воспитанникам. Обязательный компонент деятельности социально – психолого – педагогической службы – сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в организации профилактической работы с учащимися.

Школьная социально – психолого – педагогическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными руководителями, родителями и учителями – предметниками, ученическими коллективами

Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии).. 

  Cоциально-психологическая служба нашей школы одним из главных направлений в работе с педагогами видит в оказании помощи классным руководителям организовать полную педагогическую поддержку своим воспитанникам. Обязательный компонент деятельности социально – психолого – педагогической службы – сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего.

 В нашей школе количественный состав такой: родителей – примерно 1500, учащихся  - 957. Уже обратив внимание на цифры, понимаешь, что двум социальным педагогам  без помощи классных руководителей и учителей – предметников не справиться.

Как же строится совместная работа социального педагога и классного руководителя? Мы выделяем три наиболее значимые составляющие: диагностика, коррекционная работа и профилактическая работа.

Совершенно очевидно, что диагностический инструментарий включает в себя как социологические, так и психологические методики: тесты, вопросники, анкеты и др. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типологии семей, их социокультурный и педагогический портрет Коррекционная работа – это работа с так называемой « группой риска»), куда входят учащиеся, состоящие на учете в КДН, ПДН, ВШУ, дети из неблагополучных семей.

 Дети « группы риска» есть в каждом ОУ и если ребенок оказался в этом списке, то чаще всего проблема заключается в его семье. « Я не знаю, что с ним делать?», « Я работаю, мне некогда за ним следить!», « Он уже самостоятельный, я ему доверяю!», « Он меня не слушается, я от него откажусь!». Знакомые фразы, не правда ли?  Работа школьной социально-психолого-педагогической службы с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы «риска»:

  • неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);
  • экономическая и социальная обделенность;
  • педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
  • влияние дурной компании,

Наличие вышеуказанных факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит признаки антисоциального поведения. Однако наличие их повышает вероятность подобного поведения. Чем больше подобных факторов, тем больше степень риска.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде

Вся прфилактическая , воспитательная работа социально – психологической службы  школы ведется по программе «Правильный выбор», которая состоит из 2подпрограмм:

  1. по  профилактике  безнадзорности и правонарушений «Помоги себе сам»;
  2. по профилактике употребления психоактивных веществ « Путешествие в страну Здоровья» (9 –12 лет), «Здоровым быть модно» (5 -11 классы);

В школе традиционно проведение разных месячников, в том числе и  месячника правовых знаний и профилактики правонарушений (ноябрь), по профилактике употребления ПАВ (декабрь), акция « Милиция и дети (март) декада правовых знаний (апрель). Последняя среда каждого месяца объявлена Днем профилактики правонарушений.

          Большое внимание   уделено правовому просвещению в школе, взаимодействию служб системы профилактики

Во время месячника:

  - проведены анкетирования учащихся 5,6,9-х классов на тему « Я и ЗОЖ», «Предотвращение издевательства в школе» 7 «а», 5 «а», 5 «б», 5 « в» классах.

  -  классными руководителями проведены классные родительские собрания, темами которых стали вопросы правового просвещения родителей. Педагоги знакомили родителей основными нормативно-правовыми документами, регулирующими процессы воспитания и образования в семье и в школе, рассказывали о правах и обязанностях родителей и детей. Последняя среда каждого месяца объявлена днем профилактики правонарушений. Во время месячника правовых знаний организуются встречи с работниками ОВД, прокуратуры, адвокатуры. Показаны фильмы по профилактике правонарушений и ПАВ; театрализованное представление « Берегите жизнь». индивидуальные и групповые беседы , посещены  неблагополучные семьи.

Проведена профилактическая работа с учащимися «группы риска». И инспектора ПДН   выступили перед учащимися   тему: «Административная и уголовная ответственность».

 Проводятся заседания Совета профилактики правонарушений , где рассматриваются персональные дела нарушителей дисциплины, прогульщиков.

      Декабрь– месячник профилактики употребления  психоактивных веществ.  

В рамках месячника профилактики употребления психоактивных веществ в школе с первых дней декабря  работала творческая лаборатория «Планета здоровья». Школьники   под руководством классных руководителей принимали активное участие в следующих  конкурсах:

1) конкурс рисунков среди учащихся 1 – 6 классов;

2) конкурс плакатов среди учащихся 7 – 9 классов;

3) конкурс сочинений по темам «Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни», «Письмо курящей девушке», "курящему парню" среди учащихся 9 – 11 классов. Победители были награждены грамотами.

Учащиеся 6 «а» класса подготовили театрализованные представления о здоровом образе жизни,  и выступили перед учащимися начальных классов.  Учащихся 8а класса  под руководством социальных педагогов и классного руководителя показали театрализованное представление   «Как Хрюша хотел стать взрослым»  В рамках месячника профилактики употребления ПАВ в школе педагоги социально – психологической службы  и классные руководители провели профилактическое мероприятие «Пока не поздно»  для учащихся 9 – 10 классов с просмотром видеоклипов «Моя вина», «Школьная подруга», «Нет наркотикам». Учащиеся 9 «а» класса выступили с представлением «Протест против курения». Со сцены прочитаны строки из сочинений учащихся «Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни», «Письмо курящей девушке».

  Учащиеся «группы риска» были заняты оформлением  газет. Школьники активно участвовали в конкурсах. По газетам, плакатам, рисункам оформили уголок «Планета здоровья».Социальными педагогами совместно с учащимися был оформлен «Наркопост», где в  доступной форме рассказывается о  вреде пива, алкоголя, курения, наркотиков и  способах противостояния им. Учащимся показан видеоматериал (клипы, фильмы, лекции) по профилактике употребления ПАВ. Проведены  занятия с  приглашаем медицинских работников.

В социально – психологическую службу  школы постоянно обращаются с разными проблемами, вопросами родители,  учащиеся и педагоги. У детей проблемы  взаимоотношений с родителями, одноклассниками, старшеклассниками ит.д.

У родителей конфликты с детьми: непослушание, непонимание детей. Педагоги и классные руководители обращаются к нам за разработками классных часов, видеоматериалом, с проблемами в классе.

 Несовершеннолетние совершают правонарушения из-за незанятости в свободное время, слабым, а иногда совсем отсутствующим контролем со стороны родителей, ростом неблагополучных семей. Так как названные причины актуальны и для нашей школы, решено было проверить занятость подростков, требующих повышенного  внимания со стороны педагогов в свободное от уроков время. В начале учебного года все ученики  школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки технического  направления , худож. творчества,  спортивные секции,эколого-биологические. Многие школьники посещают ФСК «Присурье»..

   Учащиеся стоящие на учете в КДН, ПДН,ВШУ и из неблагополучных семей находятся  в одном социуме, практически многие  проживают на одном микроучастке, в их семьях могут произойти перемены (изменится состав семьи, материальное положение, жилищные условия и т.д.) и в любой момент ребенок из «благополучных»  может перейти в «группу риска». Поэтому профилактическая работа должна быть «не от случая к случаю», а систематической. Под профилактикой мы понимаем мероприятия, направленные на приобретение социального опыта. Совместная деятельность социальной службы и классного руководителя построены таким образом, что все учащиеся класса должны быть задействованы в классных и школьных мероприятиях. Работу строить так чтобы менялись роли ведущего и ведомого, чтобы роли лидера или ответственного за дело могли побывать разные дети.

Обобщая сказанное можно сделать вывод, что взаимодействие социальной службы и педагогов, классных руководителей приносят положительные результаты, которые позволяют сохранить ребенка в статусе «благополучного».  Обычно наша служба с учащимися « группы риска» и их родителями ведет индивидуальную работу, но тандем с классным руководителем более эффективен, так как взаимодействие на ребенка и его семью оказывается с разных сторон. 

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что взаимодействие социальной службы и классного руководителя приносит положительные результаты, которые позволяют сохранить ребенка в статусе « благополучного».