Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.
материал на тему

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель этой работы – совместное выявление причин, проблем  возникающих у ребенка и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель этой работы – совместное выявление причин, проблем  возникающих у ребенка и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

За последние годы выявились три группы неблагополучных семей – это семьи, где родитель злоупотребляют алкоголем, семьи где один родитель  семьи мигрантов и переселенцев.

В нашей совместной работе очень важно своевременное и достоверное заполнение социального паспорта класса.

На основании этих паспортов, составленных классными руководителями, социальный педагог  формирует списки семей

« группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы, где дети находятся в неблагоприятных  для их развития условиях:

-это неполные семьи, где дети обделены вниманием, безнадзорны.

 -малообеспеченные, многодетные, где родители не  могут обеспечить  детям полноценное питание, отдых летом, занятие в престижных секциях, кружка.

-опекунские семьи, где по мере взросления детей   возникают конфликтные  ситуации, проблемы во взаимоотношении с опекунами.

-семьи  детей инвалидов,  которые нуждаются в особой   поддержке.

Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности  с детьми «группы риска». Без организации  и мобилизующей помощи (которую им не могут предоставить родители в неблагополучных семьях ) дети не в состоянии преодолеть трудности. В семьях они терпят грубость, пьяные разборки родителей, рукоприкладство.

Такие дети, как правило, уже в начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться.

Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях  и  отношением к ребенку в семье. Поэтому  профилактическая и коррекционная работа проводится     в течение года как с детьми так и с семьями.

На первом  подготовительном этапе  идет сбор информаций  о семье и  социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики:

-Изучение личных дел

-Опроса, анкетирования

-Контактных бесед, наблюдений, посещений семей            

Его выполнение полностью ложится на плечи классного руководителя и социального педагога. Классный руководитель создает на каждую конкретную семью и ребенка  «папку семьи», в которой фиксируется вся информация и дальнейшая проводимая работа  классного руководителя и социального педагога.

На втором  организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы,  негативно влияющие на ребенка, составляется  план индивидуальной профилактической и коррекционной работы.

Третий этап  социально педагогического  сопровождения – это реализация планов   коррекционной, реабилитационной  и профилактической работы. Где классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем.  В   совместной работе  используются уже проверенные формы  и методы работы:

-Социально – педагогические беседы

-Консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической  ответственности

-День инспектора  ( видеолектории, выставки и т.д.)

-Обязательный патронаж семей

-Метод  кризисного  вмешательства

-Применение при необходимости строгих мер

И поскольку у нас большинство неблагополучных семей с общим диагнозом:  безнадзорность  детей, проживание  детей в таких семьях становится опасным для жизни и здоровья, то  совместно с классным руководителем и инспектором ОДН готовятся документы  на КДН, прокуратуру, в охрану прав детства, суд.

К сожалению, далеко не все виды семейных  дисфункций поддаются коррекции. И не всегда это зависит от усилий специалистов. Разрешение семейных проблем – это,  прежде всего, дело свободного выбора и ответственности  поведения самих членов семей. Без их желания, волевого усилия, например, в семье алкоголиков – даже самая эффективная социальная технология не приносит успеха.

Поэтому наша задача, раннее выявление неблагополучных семей, оказание помощи ребенку, защищать его, научить жить, бороться с трудностями. А главная цель взаимодействия классного руководителя и социального педагога – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях в воспитании и обучении, основанное на доброжелательном отношении.

Помощь подростку объединяет нас, хотя каждый из нас в этой работе выполняет свою функцию. Классный руководитель владея  информацией  об учащихся, о его семье,  досуговой   занятости, о здоровье, круге общения,  зная проблемы этих детей  обращается за помощью к социальному педагогу, психологу.

Для выявления причин  девиантного  поведения,  неуспешности  в учебе, пропусков занятий, бродяжничества, агрессии, конфликтности  с учителями, учащимися, совершение правонарушений  составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом,  школьным психологом.

В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.

Так же для определения причин и возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий  воспитания и  взаимоотношений в семье.

Такой тщательный сбор информаций о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем  и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой  мы должны предусматривать степень эффективности  и результат, а это:

-возможность получения образования

-обеспечение благополучия, развития ребенка

-защита его прав и интересов

Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем  у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи. Как правило, дети из неблагополучных семей имеют низкую учебную мотивацию, пропускают уроки.  Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить ребенка утром не контролировать его  посещаемость учебных занятий и успеваемость.  

 Исходя из проблем учащихся, определяются наиболее эффективные направления, формы и методы  работы социального педагога и классного руководителя:

-материальная необеспеченность неблагополучных семей отрицательно влияет на здоровье и развитие детей, поэтому такие дети обеспечены бесплатным питанием, посещают все развлекательные мероприятия бесплатно

По результатам проводятся беседы с учеником, учителем – предметником, администрацией, инспектором ОДН, организуется помощь по ликвидации пробелов в знаниях, включающую  индивидуальные дополнительные занятия,  зачеты.  Итоги четверти успеваемость и посещаемость  фиксируются в     информационном листе.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное время, т к  таких детей очень сложно привлечь к внеурочной деятельности мы рекомендуем привлекать их к классным мероприятиям, к городскому летнему лагерю и к работе в трудовом отряде.

А классным  руководителям своевременно подавать информацию о предварительной занятости  детей в летний период.

Некоторые дети из неблагополучных семей  проявляют агрессивность  в отношениях с учителями и ровесниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.

В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога,  так и классного руководителя. И осуществляется  оно через такие формы: ежедневные беседы, консультации, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.

Нужно  помочь  подростку в сложившейся ситуации, а « не втирать ярлык «нарушителя» или «правонарушителя», потому что это способствует у ребенка развитие устойчивого стереотипа нежелательного поведения. Тем более, что любая проблемная ситуация создается несколькими участниками, а не одним ребенком. Это может быть учитель, одноклассник, семья или кто-то из его близкого окружения.

Поэтому в своей  практике мы решаем возникшую проблему со всеми  ее участниками с различными вариантами решений, чтобы   дать возможность ученику осмыслить ситуацию и собственное поведение.

Поступок, совершенный подростком, обсуждается как сделанный им выбор одного из  возможных вариантов поведения, но мы рассматриваем и другие способы поведения  более подходящие. Это позволяет   использовать приобретенный положительный опыт и устранить факторы, систематически мешающие позитивному  развитию ребенка  и  его поведения.  Такие приемы и формы совместного педагогического воздействия на трудного школьника дают позитивные результаты.

Обобщая   вышесказанное,   хочу   отметить, что от совместной деятельности социального педагога и классного руководителя многое зависит в работе с неблагополучными семьями и детьми,  но нельзя  игнорировать тот факт, что без помощи  специалистов охраны прав детства, инспектора ОДН, комиссии по делам несовершеннолетних,  мы не смогли бы  решить  многие жизненно важные проблемы семьи  и детей.

 Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для

обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и наша совместная цель

Так в этом году активная совместная  работа с инспекторами ОДН принесла хорошие результаты:

Два ученика средней школы после рейда инспектора и соц.педагога домой и разъяснительной беседы с родителями прекратили пропускать уроки без уважительной причины;

После совместного показа фильмов вместе с управлением по борьбе с употреблением наркотических веществ, многие ученики перестали выходить на переменах курить;

С целью исправления девиантного поведения 4 семьи были направлены в комиссию по делам несовершеннолетних и привлечены по протоколу за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...