Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»
статья

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя обусловлено, прежде всего тем, что их работа связана с одним объектом – это ученик.

И главная цель работы – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Социальный педагог совместно с классными руководителями составляет социальный паспорт класса. На основании социальных паспортов класса, социальный педагог формирует списки семей «группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы.

Это неполные семьи, где дети обделены вниманием, безнадзорны. Это малообеспеченные, многодетные семьи, где родители не могут обеспечить детям полноценное питание, отдых летом, занятие в престижных секциях, кружках. Опекунские семьи, где по мере взросления детей опекаемых возникают конфликтные ситуации, проблемы во взаимоотношении с опекунами. Семьи детей инвалидов, которые нуждаются в особой поддержке.

Но особенно пристального внимания и изучения требуют неблагополучные семьи, где дети находятся в неблагоприятных социальных для их развития условиях.

У классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Без организации и мобилизующей помощи (которую им не могут предоставить родители в неблагополучных семьях) дети не в состоянии преодолеть трудности. В семьях они терпят грубость, пьяные разборки родителей, рукоприкладство.

Такие дети, как правило, уже в начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться

Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях и отношением к ребенку в семье. Поэтому профилактическая и коррекционная работа проводится одновременно в течение ни одного года и с детьми и их семьями.

На первом подготовительном этапе идет сбор информации о семье и социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики:

  • Изучение личных дел
  • Опроса, анкетирования
  • Контактных бесед, наблюдений

Его выполнение полностью ложится на плечи классного руководителя и социального педагога. На каждую конкретную семью и ребенка заводится «папка семьи», в которой фиксируется вся информация и дальнейшая совместно проводимая работа и классного руководителя, и социального педагога.

На втором организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы, негативно влияющие на ребенка, составляется план индивидуальной профилактической и коррекционной работы. На протяжении уже нескольких лет самой большой группой неблагополучных семей является группа, где оба родителя злоупотребляют алкоголем или неполные семьи, где пьет мать.

Третий этап социально педагогического сопровождения – это реализация планов коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. И классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем. В совместной работе используются уже проверенные формы и методы работы:

  • Социально – педагогические беседы
  •  Консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за

воспитание детей и юридической ответственности

Если встречаются неблагополучные семьи с общим диагнозом – алкоголизм родителей, и часто проживание детей в семье становится опасным для жизни и здоровья детей, то совместно с классным руководителем готовятся документы в ПДН, КДН в отдел опеки и попечительства.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции. И не всегда это зависит от усилий специалистов. Разрешение семейных проблем – это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственности поведения самих членов семей. Без их желания, волевого усилия, например, в семье алкоголиков - самая эффективная социальная технология не приносит успеха.

Поэтому наша не менее важная задача оказать помощь ребенку в этой семье, защитить его, научить жить, бороться с трудностями. А главная цель взаимодействия классного руководителя и социального педагога – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях в воспитании и обучении, основанное на доброжелательном отношении.

Помощь ребенку объединяет нас, хотя каждый из нас в этой работе выполняет свою функцию. Классный руководитель владеет информацией об учащихся, о его семье, досуговой занятости, о здоровье, круге общения, он знает проблемы детей и обращается за помощью к социальному педагогу.

Для выявления причин девиантного поведения, неуспешности в учебе, пропусков занятий, бродяжничества, агрессии, конфликтности с учителями, учащимися, совершение правонарушений составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом.

В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.

Так же для определения причин и возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий воспитания и взаимоотношений в семье.

Такой тщательный сбор информаций о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой мы должны предусматривать степень эффективности и результат, а это:

  • возможность получения образования
  •  обеспечение благополучия, развития ребенка
  • защита его прав и интересов

Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи. Исходя из проблем учащихся, определяются наиболее эффективные направления, формы и методы работы социального педагога и классного руководителя:

  • Материальная необеспеченность неблагополучных семей отрицательно влияет на здоровье и развитие детей.
  • Как правило, дети из неблагополучных семей имеют низкую учебную мотивацию, пропускают уроки. Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить ребенка утром не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость. Поэтому совместно с классным руководителем осуществляется контроль посещаемости и успеваемости детей.
  • Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное время. Беседуем и привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и спортивных секциях.
  • Некоторые дети из неблагополучных семей проявляют агрессивность в отношениях с учителями и ровесниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.

В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога, так и классного руководителя. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.

  • Классные руководители привлекают школьников, состоящих на учете в ПДН, педучете, к организации общих дел класса, дают разовые поручения. Именно в общественной работе улучшается характер межличностных отношений трудного ученика с товарищами по учебе, изменяется его поведение, формируются положительные морально-волевые качества и навыки подчинения сознательной дисциплины.
  • Такие приемы и формы совместного педагогического воздействия на трудного школьника дают позитивные результаты. В нашем учреждении по состоянию на 01.11.2014г. на учете в ПДН не состоит ни один ученик.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальному педагогу:

  • оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;
  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т. п.);
  • принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;
  • взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
  • получение какой-либо специальной информации или консультации (организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка; выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой; своевременное разрешение конфликтных ситуаций; оказание социальной помощи и поддержки учащихся; способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе; обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей; взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию).

В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют деятельность социального педагога и  классного  руководителя.

ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование. УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.

НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни; формирование нравственности, воспитание трудолюбия.

ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.

ОБЩЕНИЕ: педагог  – ученик;  педагог  – родитель; родитель – ученик.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Статья "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в работе с детьми группы риска"

В статье определен алгоритм взаимодействия классного руководителя и социального педагога при работе с детьми данной категории, а также конкретные советы и рекомендации  исходя из многолетнего опы...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....