Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей
методическая разработка по теме

Садчикова Наталья Иннокентьевна

 

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

                           Садчикова     Наталья     Иннокентьевна

                          социальный    педагог МОБУ СОШ № 16

 

 Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель  работы – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

             На основании социальных паспортов класса, составленных классными руководителями, социальный педагог  формирует списки семей

« группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы.

               Это неполные семьи, где дети обделены вниманием, безнадзорны.  Это малообеспеченные, многодетные, где родители не  могут обеспечить  детям полноценное питание, отдых летом, занятие в престижных секциях, кружка. Опекунские семьи, где по мере взросления детей опекаемых   возникают конфликтные  ситуации, проблемы во взаимоотношении с опекунами. Семьи  детей инвалидов,  которые нуждаются в особой   поддержки.

                 Но особенно пристального внимания и изучения требуют неблагополучные  семьи, где дети находятся в неблагоприятных социальных  для их развития условиях.

Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности  с детьми «группы риска». Без организации  и мобилизующей помощи (которую им не могут предоставить родители в неблагополучных семьях ) дети не в состоянии преодолеть трудности. В семьях они терпят грубость, пьяные разборки родителей, рукоприкладство.

                        Такие дети, как правило, уже в начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться

                  Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях  и  отношением к ребенку в семье. Поэтому  профилактическая и коррекционная работа проводится  одновременно   в течение ни одного года и с детьми и их семьями.

                  На первом  подготовительном этапе  идет сбор информаций  о семье и  социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики:

  1. Изучение личных дел
  2. Опроса, анкетирования
  3. Контактных бесед, наблюдений, посещений семей            

 Его выполнение полностью ложится на плечи классного руководителя и социального педагога. На каждую конкретную семью и ребенка заводится «папка семьи», в которой фиксируется вся информация и дальнейшая совместно проводимая работа и классного руководителя, и социального педагога

 На втором  организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы,  негативно влияющие на ребенка, составляется  план индивидуальной профилактической и коррекционной работы.  На протяжении уже нескольких лет самой большой группой неблагополучных семей  является группа, где оба родителя  злоупотребляют алкоголем или неполные семьи, где  пьет мать.

                 Третий этап  социально педагогического  сопровождения – это реализация планов   коррекционной, реабилитационной  и профилактической работы. И классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем.  В   совместной работе  используются уже проверенные формы  и методы работы:

  1. Социально – педагогические беседы
  2. Консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической  ответственности
  3. Обязательный патронаж семей
  4. Метод  кризисного  вмешательства
  5. Применение при необходимости строгих мер

 И поскольку у нас большинство неблагополучных семей с общим диагнозом – алкоголизм  родителей, и часто проживание  детей в семье становится опасным для жизни и здоровья детей, то  совместно с классным руководителем готовятся документы  на КДН, прокуратуру, в охрану прав детства, суд.

                 К сожалению, далеко не все виды семейных  дисфункций поддаются коррекции. И не всегда это зависит от усилий специалистов. Разрешение семейных проблем – это,  прежде всего, дело свободного выбора и ответственности  поведения самих членов семей. Без их желания, волевого усилия, например, в семье алкоголиков - самая эффективная социальная технология не приносит успеха.

                    Поэтому наша не менее важная задача оказать помощь ребенку в этой семье, защитить его, научить жить, бороться с трудностями. А главная цель взаимодействия классного руководителя и социального педагога – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях в воспитании и обучении, основанное на доброжелательном отношении.

                      Помощь подростку объединяет нас, хотя каждый из нас в этой работе выполняет свою функцию. Классный руководитель владеет  информацией  об учащихся, о его семье,  досуговой   занятости, о здоровье, круге общения, он знает проблемы детей и обращается за помощью к социальному педагогу, психологу.

                   Для выявления причин  девиантного  поведения,  неуспешности  в учебе, пропусков занятий, бродяжничества, агрессии, конфликтности  с учителями, учащимися, совершение правонарушений  составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом.

                 В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.

               Так же для определения причин и возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий  воспитания и  взаимоотношений в семье.

             Такой тщательный сбор информаций о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем  и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой  мы должны предусматривать степень эффективности  и результат, а это:

  1. возможность получения образования
  2. обеспечение благополучия, развития ребенка
  3. защита его прав и интересов

Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем  у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи.  Исходя из проблем учащихся, определяются наиболее эффективные направления, формы и методы  работы социального педагога и классного руководителя:

  1. материальная необеспеченность неблагополучных семей отрицательно влияет на здоровье и развитие детей, поэтому все дети обеспечены бесплатным питанием, посещают все развлекательные мероприятия бесплатно, многие семьи получают адресную помощь через Центр  социальной помощи «Доброта»
  2. Как правило, дети из неблагополучных семей имеют низкую учебную мотивацию, пропускают уроки.  Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить ребенка утром не контролировать его  посещаемость учебных занятий и успеваемость. Поэтому совместно с классным руководителем осуществляется контроль посещаемости и успеваемости  детей через проводимые рейды и  просмотр классных журналов.  
  3. По результатам проводятся беседы с учеником, учителем – предметником, администрацией, инспектором ПДН, организуется помощь по ликвидации пробелов в знаниях, включающую  индивидуальные дополнительные занятия,  зачеты.  Итоги четверти успеваемость и посещаемость  фиксируются в     информационном листе, который заведен на каждого ребенка.

         _____По данным мониторинга уже 3-й год нет неуспевающих детей из неблагополучных семей. С 2008  года 8 учащихся окончили 9 классов  и поступили 6 в ПУ, колледж, 1- в 10 класс, 1- в  25 школу в военный класс.

  1. Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное время. Беседуем и привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и спортивных секциях.

         Особое внимание уделяем занятости детей в летние каникулы. Классные руководители подают информацию о предварительной занятости  детей.

            Социальный педагог оказывает помощь родителям в устройстве  детей в пришкольные и загородные лагеря по бесплатным путевкам через центр помощи семьи и детям «Доброта». Привлекает детей  в подростковый клуб «Орленок» на базе, которого организуется летняя площадка с бесплатными обедами;  к занятиям в коррекционной группе, которые проводит психолог и к профильным сменам, организуемым школой

       ______Ежегодно 4-5 учащихся  отдыхают в летних  оздоровительных лагерях бесплатно, организованная летняя занятость составляет 65%, внеурочная занятость 60%

  1. Некоторые дети из неблагополучных семей  проявляют агрессивность  в отношениях с учителями и ровесниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.

                 В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога,  так и классного руководителя. И осуществляется  оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.

          _____ Нужно  помочь  подростку в сложившейся ситуации, а « не втирать ярлык «нарушителя» или «правонарушителя», потому что это способствует у ребенка развитие устойчивого стереотипа нежелательного поведения. Тем более, что любая проблемная ситуация создается несколькими участниками, а не одним ребенком. Это может быть учитель, одноклассник, семья или кто-то из его близкого окружения.

                Поэтому в своей  практике мы решаем возникшую проблему со всеми  ее участниками с всякими вариантами решений, чтобы   дать возможность ученику осмыслить ситуацию и собственное поведение.

           Поступок, совершенный подростком, обсуждается как сделанный им выбор одного из  возможных вариантов поведения, но мы рассматриваеместь и другие способы поведения  более подходящие. Это позволяет   использовать приобретенный положительный опыт и устранить факторы, систематически мешающие позитивному  развитию ребенка  и  его поведения  

  1. Классные руководители привлекают педагогически запущенных  школьников к организации общих дел класса, дают разовые поручения. Именно в  общественной работе улучшается характер межличностных отношений трудного ученика  с товарищами по учебе, изменяется  его поведение, формируются положительные морально-волевые качества  и навыки подчинения сознательной дисциплины

______Такие приемы и формы совместного педагогического воздействия на трудного школьника дают позитивные результаты. За последние 3 года  на учете в ПДН не стоит  ни один ребенок из неблагополучных семей, заметна тенденция понижения  нарушителей дисциплины.

Обобщая   вышесказанное,   хочу   отметить, что от совместной деятельности социального педагога и классного руководителя многое зависит в работе с неблагополучными семьями и детьми,  но нельзя  игнорировать тот факт, что без помощи  специалистов охраны прав детства, инспектора ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних,  Центра социальной помощи «Доброта»  мы не смогли бы  решить  многие жизненно важные проблемы семьи  и детей         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...