Основы начертательной геометрии для 10 класса
методическая разработка (10 класс) по теме

Курченок Галина Анатольевна

Разработка уроков - два урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ong_dlya_sayta.docx349.01 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету

 «Основы начертательной геометрии и

проекционного черчения »

10 класс

Учитель черчения

Курченок Г.А.

первая кв.категория

УРОК №1

1). Тема урока: Основные положения. Способы проецирования. Аксонометрические проекции.

2). Цель урока:

а) образовательная: Обучить теоретическим основам построения изображений (включая аксонометрические проекции) точек, прямых, плоскостей; 

б) воспитательная: приобщение к графической культуре, формировать логико-языковую культуру, привить интерес к графической деятельности;

в) развивающая: развитие пространственного воображения и логического мышления, развитие творческой личности ученика в современных условиях.

3) Оборудование урока: плакаты, наглядно-дидактическое пособие, демонстрационный материал, электронно-методические пособия.

4) Ход урока:

а) вводная часть, знакомство с предметом, требования к обучающимся.

б) изложение материала:

Способы графических изображений изучает наука – начертательная геометрия.

Методы начертательной геометрии позволяют изобразить на плоском чертеже существующие и проектируемые предметы, а также по готовому графическому изображению представить фому предметов, т.е. читать чертеж.

В практике мы постоянно встречаемся с большим количеством изображений: фотографии, иллюстрации в книгах и газетах, картины художников, изображения на экранах кино и телевизоров, планы и карты местности, чертежи машин, зданий или инженерных сооружений и т.п.

Ограничимся изучением только некоторых способов изображения на плоскости, применяющихся в технике, - способов построения чертежей.

Изображение пространственных тел на плоскости основано на методе проекций, который заключается в следующем.

Условимся плоскость, на которой строится изображение предмета, называть плоскостью проекций. Обозначим эту плоскость буквой К (рис.60). Отдельные точки предмета в пространстве будем обозначать прописными латинскими буквами А,В,С и т.д. Проведем через точку А (рис.60,а) прямую Аа параллельно заданной прямой  MN до пересечения с плоскостью К в точке а; точка а будет проекцией точки А на плоскости К. Проекции точек условимся обозначать строчными буквами.

Проецирующий луч – прямая, с помощью корой строится проекция точки.

 MN – направление проецирования;

АВС – треугольник в пространстве;

авс – проекция треугольника АВС.

Прямоугольное проецирование – проецирующие лучи параллельны между собой и составляют с плоскостью проекций прямой угол.

Косоугольное  проецирование – проецирующие лучи пересекают плоскость проекций под любым угол, но они параллельны между собой.

Центральное проецирование (рис.60,б) – проецирующие прямые проходят через заданную точку S(цент проецирования).

Разновидности проекций:

а) перспективная проекция (рис.61) – наглядно, но по ним трудно определить размеры изображенных предметов; 

 

       

б) ортогональный (комплексной) проекции (рис.62) – чертеж, выполненный в ортогональных проекциях, менее нагляден, но все элементы изображаемого предмета на таком чертеже показаны в одном и том же масштабе, что позволяет определить их размеры и взаимное расположение.

в) аксонометрическая проекция (рис.63) – они менее наглядны. Чем перспективные проекции, но в то же время меньше искажают размеры изображаемых предметов. Аксонометрические проекции делятся на:

  1. фронтальные диметрические (кабинетные) проекции;
  2. изометрические проекции;

               

г) проекции с числовыми отметками (рис.64)числовые отметки при каждой букве показывают высоту отдельных точек и ребер тела от плоскости проекций.

В техническом черчении, широко применяется способ параллельного проецирования, который лежит в основе аксонометрических, ортогональных проекций и проекций с числовыми отметками.

5) Закрепление нового материала в форме беседы в ходе объяснения нового материала.

Д/з: теория.

УРОК №2

Проецирование точки и прямой.

1). Тема урока: Проецирование точки. Положение точки в пространстве. Координаты(абсцисса, ордината, аппликата).

2). Цель урока:

а) образовательная: изучить принцип проецирования точки. Положение точки в пространстве. Координаты(абсцисса, ордината, аппликата).

б) воспитательная: приобщение к графической культуре, формировать логико-языковую культуру, привить интерес к графической деятельности;

в) развивающая: развитие пространственного воображения и логического мышления, развитие творческой личности ученика в современных условиях.

3) Оборудование урока: плакаты, наглядно-дидактическое пособие, демонстрационный материал, электронно-методические пособия.

4) Ход урока:

а) Проверка домашнего задания: 1)Разновидности проекций:

а) перспективная проекция ;

б) ортогональный (комплексной) проекции;

в) аксонометрическая проекция:

  1. фронтальные диметрические (кабинетные) проекции;
  2. изометрические проекции;

г) проекции с числовыми отметками.

б) изложение материала:

А –точка в пространстве;

а – проекция точки А;

Н – плоскость проекций;

Аа – проецирующий луч.

По одной проекции точки невозможно определить ее положение в пространстве, так как одной проекции точки будет соответствовать бесчисленное количество точек пространства, расположенных на проецирующем луче (рис.65).

Такое изображение называют метрически неопределенным.

Метрической определенности можно достигнуть, если точку проецировать не на одну, а на две взаимно перпендикулярные плоскости лучами, перпендикулярными к плоскостям проекций.

В некоторых случаях при изображении более сложных, чем точка объектов, пользуются тремя взаимно перпендикулярными плоскостями проекций. Полученные таким образом изображения называют ортогональными (прямоугольными) проекциями точки.

Условимся называть:

плоскость Н – горизонтальной плоскостью проекций;

плоскость V – фронтальной плоскостью проекций;

плоскость W – профильной плоскостью проекций.

Плоскости H,V,W взаимно перпендикулярны. Они  образуют трехгранный угол и составляют пространственную систему плоскостей проекций.

Прямые линии x,y,z по которым пересекаются плоскости  H,V,W называются осями прямоугольных координат, а точка их пересечения О – началом координат.

А, А, А- горизонтальные, фронтальные, профильные проецирующие лучи. Эти лучи, проходят через точку А пространства, в пересечении с плоскостями проекций образуют:

- горизонтальную проекцию;

- фронтальную проекцию;

- профильную проекцию точки А.

x; x; z ; z;; y; y – лини связи (линии связи перпендикулярны к соответствующим осям координат.

Чтобы по заданным проекциям точки определить ее положение в пространстве, необходимо, как минимум, иметь две проекции, поскольку одна проекция не определяет положение точки в пространстве.

На рисунке 66 показано, как по заданным горизонтальной и фронтальной проекциям построена точка В в пространстве. Для этого из проекций точки проведены проецирующие прямые В и В, в пересечении которых и получена точка В.

Комплексный чертеж (эпюр) – чертеж полученный после совмещения плоскостей проекций, состоящий из нескольких связанных между собой проекций изображаемого предмета. На рис. 67,б показан эпюр точки А.

Положение точки в пространстве можно задать числами единиц длины, определяющими расстояние от точки до плоскостей проекций. Эти числа называются координатами точки.

Абсцисса (x) – расстояние от точки до профильной плоскости W.

Ордината (y) - расстояние от точки до фронтальной плоскости V.

Аппликата (z) - расстояние от точки до горизонтальной плоскости H.

В(x,y,z) =˃ В(3,2,3)

5) Закрепление нового материала в форме беседы в ходе объяснения нового материала.

Д/з: Решение позиционных задач на нахождение точки и прямой. На формате А*4 по заданным координатам А(4;6;3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начертательная геометрия 8 класс.

Курс начертательной геометрии адаптирован для основной школы....

Пересечение многогранников/Начертательная геометрия

Материал представлен для учащихся  в рамках изучения начертательной геометрии в разделе «Пересечение многогранников».Учащимся представлено поэтапное построение линии пересечения многогранни...

Математические основы начертательной геометрии

Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Дистанционный курс "Основы начертательной геометрии"

Дистанционный курс представлен в форме лекций и заданий по начертательной геометрии. Учащиеся могут разобрать этот курс более детально и подробно на домашнем обучении и как дополнение к изученному на ...

Начертательная геометрия 11 класс.

Обобщающий урок по начертательной геометрии в 11 классе.Тема :"Прямая. Плоскость"....