Начертательная геометрия 8 класс.
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) по теме

Ермакова Мира Владимировна

Курс начертательной геометрии адаптирован для основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachertatelnaya_geometriya_8_kl..rar12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ООШ х.Малая Скатовка

Забабурин А.Г.

«____»  __________ 2010г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

Нескребтов А.Л.

«____» __________ 2010г.

Согласовано:

Руководитель МО

Ермакова М.В.

«___» ___________ 2010г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПЕДАГОГА

Ермаковой Миры Владимировны

высшая категория

по  начертательной геометрии 8 класс

.

2010-2011 учебный год


Адаптированная программа по спецкурсу "Начертательная геометрия".

Пояснительная записка

Учебная программа  направлена на формирование графической культуры учащихся, развитие пространственного мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» в широком значении совокупность достижений человечества в области  разработки и освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению учащихся под графической культурой подразумевается достигнутый ими уровень освоения графических методов и способов передачи информации, который используется в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности, и неотделим от развития их мышления.

Начертательная геометрия является одним из разделов геометрии, в котором пространственные фигуры, представляющие собой совокупность точек, линий, поверхностей, изучаются по их проекционным изображениям на плоскости. Программа спецкурса рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю для 8 класса. Составлена программа на основе базового курса начертательной геометрии для технических вузов технического профиля.

Стандарт курса “Инженерная графика” знакомит учащихся с основами начертательной геометрии, а данный спецкурс расширяет и углубляет знания по начертательной геометрии, применяет их в практических работах по проекционному и техническому черчению.

Перспективна связь графики, черчения, начертательной геометрии, инженерной графики, дизайна и т. д. с информатикой и ВТ. Во всех высших учебных заведениях для построения графических изображений применяется компьютерная графика – программы графопостроители CorelDraw, Archi CAD, AutoCAD, 3ds max и другие.

Цели и задачи курса.

Целью обучения программе спецкурса является углубление знаний по конструктивно – геометрическому образованию и формированию у учащихся необходимых теоретических основ для успешного изучения в дальнейшем курса технического черчения.

Цель обучения данному спецкурсу конкретизируется в основных задачах:

  1. в ознакомлении с теоретическими основами построения изображений точек; прямых, плоскостей и поверхностей;
  1. в овладении решением задач на взаимную принадлежность и взаимную пересечение геометрических образов, а также на определение натуральной величины отдельных геометрических фигур;
  2. в формировании умения передачи ряда выводов начертательной геометрии в практику выполнения технических чертежей, обеспечивая их выразительность и точность

Формы организации учебных занятий.

  1. Лекционная часть занятий дает общие знания и обучает их четко и правильно выполнять чертежи, которые приучают понимать задание геометрических элементов, их сочетаний в виде проекций, усваивать принятые обозначения задания точки, прямой и других элементов проекциями.

Содержание

Тема 1. Введение в предмет. Визуализации информации.

Виды проецирования.

  Введение в предмет. Компьютерные средства визуализации информации (текстовые и графические редакторы) в целях коммуникации.

Виды проецирования, используемые при разработке графических моделей. Входной контроль знаний: построение недостающего вида по двум заданным, выполнение простейших геометрических построений.

Тема 2.  Метод Монжа. Понятие комплексного чертежа.

Прямая. Следы прямой.

  Метод Монжа. Понятие эпюра или комплексного чертежа. Проецирование точки на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Понятие конкурирующих точек, видимость точек. Понятие прямой, положение прямой в пространстве. Следы прямой.

Построение комплексного чертежа прямой. Построение следов прямой на трех плоскостях проекций.

Тема 3.  Натуральная величина отрезка.

 Понятие натуральной величины отрезка. Нахождение натуральной величины отрезка прямой общего положения методом прямоугольного треугольника. Определение угла наклона прямой общего положения к плоскостям проекций. Способы преобразования эпюра: замена плоскостей, метод вращения. Признак принадлежности точки прямой.

Решение задач на определение угла наклона, расстояний и натуральных величин отрезков, используя  методы замены плоскостей, вращения и метод прямоугольного треугольника.

Тема 4. Взаимное положение прямых в пространстве.

Теорема о проецировании прямого угла.

 Взаимное положение прямых в пространстве. Признак параллельности прямых в пространстве. Пересекающиеся и скрещивающиеся прямые.   Теорема о проецировании прямого угла.

Решение задач на определение минимального расстояния между скрещивающимися прямыми, определение расстояния между параллельными прямыми .

Тема 5. Плоскость,  способы задания плоскости. Классификация плоскостей.

Главные линии плоскости.

Способы задания плоскости. Классификация плоскостей. Главные линии плоскости: фронталь, горизонталь. Линии наибольшего наклона.

Решение задач на построение главных линий плоскости.

Тема 6. Прямые и плоскости. Точка встречи прямой и плоскости.

Первая позиционная задача. Вторая позиционная задача.

 Взаимное положение прямой и плоскости в пространстве. Точка встречи прямой и плоскости. Построение перпендикуляра к плоскости и определение его натуральной величины. Пересечение плоскостей: построение линии пересечения плоскостей, определение видимости плоскостей методом конкурирующих точек.

Решение задач:

  1. определение точки встречи прямой и плоскости (первая позиционная задача);
  2. определение расстояния от точки до плоскости, расстояния  между плоскостями, используя различные способы задания плоскости; 
  3. построение натуральной величины геометрической фигуры, лежащей в плоскости; 
  4. построение натуральной величины высоты пирамиды.
  5. построение линии пересечения плоскостей, заданных различными способами, и определение видимости плоскостей методом конкурирующих точек (вторая позиционная задача).

Тема 7. Развертка поверхностей

Понятие о развертках. Примеры разверток многогранников, поверхности вращения.

Тема 8. Практические занятия по проекционному черчению

Построение отверстий на гранных поверхностях и поверхностях вращения. Построение линии среза.

Примеры тем рефератов.

  1. Роль графического языка в передаче информации о предметном мире.
  2. Графическое представление информации в различных профессиях (модельер, экономист, менеджер, конструктор и др.).
  3. Развертка, как технологическая основа сложных архитектурных форм.
  4. Эскиз как основа конструкторской разработки изделия.
  5. Аксонометрия, технический рисунок, перспектива - наглядные изображения изделий  на плоскости.
  6. Использование элементов начертательной геометрии в профессиональной деятельности  (архитектура, машиностроение, коммуникационные сооружения, легкая промышленность, дизайн и др.)

Календарно-тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Тема

Количество учебных часов

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Визуализации информации. Виды проецирования.

1

2

2.

Метод Монжа. Понятие комплексного чертежа.

Прямая. Следы прямой.

1

2

3.

Натуральная величина отрезка.

1

2

4.

Взаимное положение прямых в пространстве. Теорема о проецировании прямого угла.

2

2

5.

Плоскость,  способы задания плоскости. Классификация плоскостей. Главные линии плоскости.

1

2

6.

Прямые и плоскости. Точка встречи прямой и плоскости. Первая позиционная задача. Вторая позиционная задача.

4

4

7.

Развертка поверхностей

1

2

8.

Практические занятия по проекционному черчению.

2

5

Всего:

13

21

Итого:

34

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны иметь представление:

- о методах познания человеком природы;

- о способах передачи и восприятия информации об объектах, явлениях,  процессах;

- о социальной значимости визуализации;

- о методах проекционного черчения, в том числе с использованием        современных средств компьютерной графики;

- об использовании компьютеров и графопостроителей в создании чертежей и другой конструкторской документации.

Учащиеся должны знать:

- графические формы, грамматику пространства, принципы компоновки графической фразы;

- преимущества графического способа представления информации;

- алгоритмы построения проекций геометрических объектов;

-основные правила выполнения чертежей в соответствии с государственными стандартами ЕСКД, ГОСТ2.301-68   –  ГОСТ2.305-68;

- метод прямоугольного проецирования, метод Монжа;

- способы построения натуральной величины  отрезка прямой и   геометрических фигур (в частности фигур сечения);

- способы преобразования эпюра;

- способы построения линий пересечения плоскостей, плоскогранных поверхностей, криволинейных поверхностей;

- способы построения лекальных кривых;

- способы построения наглядных изображений предметов, содержащих  линии пересечения поверхностей.

Учащиеся должны уметь:

 - использовать чертеж, технический рисунок для графического представления технических решений;

- использовать стандарты ЕСКД для выполнения проекционных чертежей;

- правильно пользоваться учебной и дополнительной литературой для самообучения;

- правильно использовать чертежные инструменты;

- выполнять построения лекальных кривых, сопряжения, геометрические построения;

- наблюдать и анализировать линии пересечения поверхностей и плоскостей;

- применять полученные знания для построения чертежей предметов;

- применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Учащиеся должны владеть:

- основными понятиями, связанными с графическим представлением информации;

- проекционным аппаратом для построения изображений геометрических объектов;

Учащиеся должны иметь опыт:

- представления информации в удобной для восприятия форме:

-оформления и составления графических моделей геометрических объектов;

- решения задач творческого характера.

Средства обучения.

Для учащихся:

- готовальня школьная;

- линейка и угольники с углами 900, 300, 600 и 900, 450, 450;

- лекала;

- трафареты окружностей и эллипсов;

- карандаши марок Т, ТМ, М;

- форматная бумага А4, А3;

- тетрадь с печатной основой;

- учебник;

- компьютер;

- программы – графопостроители.

Для учителя:

- цветные мелки, линейка 1м, транспортир, угольник школьный, циркуль школьный, лекала;

- таблицы;

- модели пространственные, раздаточный материал, карточки заданий;

- задания в тестовом виде;

- программное обеспечение: программы - графопостроители;

- набор УМП по темам курса для показа на мультимедийном проекторе;

- компьютер;

- мультимедийный проектор.

Литература

Для учащихся  

  1. Черчение. Учебник /Под ред. В.В.Степаковой-Москва «Просвещение», 2001.-206с.
  2. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика.- М.,2000

        Для учителей

  1. Арустамов Х.А.Сборник задач по начертательной геометрии. Учебное пособие для студентов вузов. М., «Машиностроение», 1978. 445с. с ил.
  2. Виноградов В.А. Начертательная геометрия для педагогических вузов. М., 1982
  3. Гардон В.О. Курс начертательной геометрии. М., 1975
  4. Гардон В.О., Иванов Ю.Б., Солнцева Т.Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. М., 1973
  5. Инженерная графика. Учебник под ред. В.Г.Бурова и Н.Г.Иванцивской – Новосибирск: НГТУ,2002.-230с.
  6. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов  по спец. «Общетех. Дисциплины и труд».-М., 1987
  7. Чекмарев А.А. Инженерная графика. М., 2000.-400с.

Оценка достижений учащихся.

Качество знаний учащихся в значительной мере зависит от регуляр ности работы учащихся в течение всего периода обучения. На первом уроке учащихся знакомят с порядком работы на занятиях по начертательной геометрии. Знакомятся с правилами начисле ния баллов за весь спектр учебно-познавательной деятельности: тестирова ние, самостоятельная работа, домашние задания, устный опрос. Дополнительные баллы учащиеся могут получить за выполнение задания повышенной сложности, за активность на уроке, за выполнение индивидуальной работы в форме докладов. Рекомендуется для итогового контроля кроме графических работ написание рефератов..

Очень интересно в качестве творческих работ давать на разработку учащимся  УМП (учебно-методические пакеты) или мультимедийные презентации по изучаемым темам курса.

Критериями оценки графической работы являются:

  1. соблюдение стандартов ЕСКД (формат, основная надпись, масштаб, линии, шрифты чертежные, виды, разрезы, сечения, графические обо значения материалов, простановка размеров, аксонометрические про екции);
  2. правильность выполнения изображений (полнота информации, по грешности построений);
  3. компоновка (рациональное использование поля чертежа); аккуратность;
  4. своевременность выполнения (срок установленный календарным пла ном, с какого предъявления принята работа).

Учащиеся, которые освоили данный курс и подтвердили высокий уровень графической образованности, в дальнейшем успешно обучаются в вузах, ста новятся специалистами, способными создавать высокие современные техно логии.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересечение многогранников/Начертательная геометрия

Материал представлен для учащихся  в рамках изучения начертательной геометрии в разделе «Пересечение многогранников».Учащимся представлено поэтапное построение линии пересечения многогранни...

Математические основы начертательной геометрии

Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Основы начертательной геометрии для 10 класса

Разработка уроков - два урока....

Культурная среда в пространстве урока начертательной геометрии.

Статья , поясняющая  психологические  проблемы  учащихся  при восприятии  и  работе  с чертежами  на  уроках  начертательной геометрии.  Способы ...

Начертательная геометрия 11 класс.

Обобщающий урок по начертательной геометрии в 11 классе.Тема :"Прямая. Плоскость"....