Проектные технологии в системе дополнительного образования
статья по теме

 

Включение проектной технологии в систему деятельности детского объединения «Флористика» является показателем адаптации к стремительно изменяющимся условиям времени. Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование - особый вид деятельности, позволяющий осуществить изменения в социальной среде. Эта форма применяется при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов чаще предлагается самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы.

«Все новое - хорошо забытое старое» - гласит пословица. Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребо­ванными в современной школе, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими нужными на определенном этапе развития общества и системы образования. Метод проектов - яркая иллюстрация этого явления.

Он возник еще в 20-е годы минувшего столетия в США и на­зывался методом проблем.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельного конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технички, технологии, творческих областей.

Творчество, Самостоятельность, Активность являются условиями проектной деятельности. А практически - деятельностная направленность при осуществлении проекта делает целеполагание и действия учащихся более осмысленными, конкрет­но ориентированными, а в конечном итоге личностно ориенти­рованными.

Проектная деятельность активизирует и мотивирует обуче­ние. Идет становление самостоятельности, понимания социальной востребованности и зна­чимости личности. Процессы воспитания и обучения сливаются. Они не идут параллельно, а становятся единым процессом обра­зования новой личности, социализации будущего гражданина. Проектная технология превращает образовательный процесс в продуктивный.

Культуротворческая деятельность школьника, развитие на­выков планирования, рефлексии позволяют ему выходить на качественно новый уровень не только в отношениях ученик-ученик, но и в отношениях ученик - учитель. Достигнув долж­ного уровня самостоятельности, ученик может корректировать эти отношения, «использовать» учителя в качестве одного из источников информации в поисках решения проблемы. Таким образом, проектный метод (технология) обучает не столько на­выкам решения образовательной проблемы, сколько проектиро­ванию своих личных жизненных планов. А значит, социальная функция и востребованность этого метода очевидна.

Цель метода - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.

Процесс социализации (освоения человеком социальных ролей и культурных норм) идет наиболее полно: через теорию и практику.

Какие общественно значимые навыки, знания и умения по­лучает ребенок, практикуясь в проектной деятельности?

• обретение ребенком своего «Я», самоопределение;

• обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах по­знавательной, трудовой, художественно-творческой, общест­венно-организаторской, физкультурно-спортивной и тому подоб­ной деятельности;

• умение самовыражаться;

• присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, , через осознание своего места в нем, через социальную позицию.

Таким образом, социальное проектирование в современных условиях - это важнейшая составляющая формирования граж­данского общества. Это деятельность учащихся, самостоятель­ная и направленная на практическое решение общественно зна­чимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества ОУ с органами власти и общественностью.

Во время обучения на курсах повышения квалификации в ИРООО, мною в составе группы слушателей был составлен социальный проект «Вместе - мы сила!», направленный на повышение активности родителей. (Содержание прилагается).

В учебной деятельности одной из форм работы является разработка и презентация детских творческих проектов.

Так, в 2010 году был разработан проект «Флористическая картина». Автор проекта воспитанница кружка Шанова Елена.

В 2011 году - разработан проект «Картина из соломки», автор - Русинова Надежда, который был представлен на районном конкурсе проектов и отмечен Дипломом 3-ей степени (Проекты прилагаются).

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie_1.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Баженова Зоя Николаевна,

педагог дополнительного образования

МОУДОД "Центр детского творчества"

Проектные технологии

в системе дополнительного образования

Включение проектной технологии в систему деятельности детского объединения «Флористика» является показателем адаптации к стремительно изменяющимся условиям времени. Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование - особый вид деятельности, позволяющий осуществить изменения в социальной среде. Эта форма применяется при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов чаще предлагается самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы.

«Все новое - хорошо забытое старое» - гласит пословица. Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребованными в современной школе, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими нужными на определенном этапе развития общества и системы образования. Метод проектов - яркая иллюстрация этого явления.

Он возник еще в 20-е годы минувшего столетия в США и назывался методом проблем.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельного конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технички, технологии, творческих областей.

Творчество, Самостоятельность, Активность являются условиями проектной деятельности. А практически - деятельностная направленность при осуществлении проекта делает целеполагание и действия учащихся более осмысленными, конкретно ориентированными, а в конечном итоге личностно ориентированными.

Проектная деятельность активизирует и мотивирует обучение. Идет становление самостоятельности, понимания социальной востребованности и значимости личности. Процессы воспитания и обучения сливаются. Они не идут параллельно, а становятся единым процессом образования новой личности, социализации будущего гражданина. Проектная технология превращает образовательный процесс в продуктивный.

Культуротворческая деятельность школьника, развитие навыков планирования, рефлексии позволяют ему выходить на качественно новый уровень не только в отношениях ученик-ученик, но и в отношениях ученик - учитель. Достигнув должного уровня самостоятельности, ученик может корректировать эти отношения, «использовать» учителя в качестве одного из источников информации в поисках решения проблемы. Таким образом, проектный метод (технология) обучает не столько навыкам решения образовательной проблемы, сколько проектированию своих личных жизненных планов. А значит, социальная функция и востребованность этого метода очевидна.

Цель метода - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.

Процесс социализации (освоения человеком социальных ролей и культурных норм) идет наиболее полно: через теорию и практику.

Какие общественно значимые навыки, знания и умения получает ребенок, практикуясь в проектной деятельности?

• обретение ребенком своего «Я», самоопределение;

• обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной и тому подобной деятельности;

• умение самовыражаться;

• присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, , через осознание своего места в нем, через социальную позицию.

Таким образом, социальное проектирование в современных условиях - это важнейшая составляющая формирования гражданского общества. Это деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества ОУ с органами власти и общественностью.

Во время обучения на курсах повышения квалификации в ИРООО, мною в составе группы слушателей был составлен социальный проект «Вместе - мы сила!», направленный на повышение активности родителей. (Содержание прилагается).

В учебной деятельности одной из форм работы является разработка и презентация детских творческих проектов.

Так, в 2010 году был разработан проект «Флористическая картина». Автор проекта воспитанница кружка Шанова Елена.

В 2011 году - разработан проект «Картина из соломки», автор - Русинова Надежда, который был представлен на районном конкурсе проектов и отмечен Дипломом 3-ей степени (Проекты прилагаются).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»

Выступление на районном семинаре педагогов дополнительного образования....

Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...

Информационно-коммуникативные технологии в системе дополнительного образования детей

В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных инфор...

Практико-ориентированные технологии в системе дополнительного образования

В статье содержится информация о практико-ориентированных технологиях в системе допобразования...

Беседа для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования».

Сегодня перед современной музыкальной школой, стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. С...

«Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей»

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...