«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»
материал по теме

Людмила Анатольевна Баурина

Выступление на районном семинаре педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

 «Здоровьесберегающие технологии

в системе  дополнительного образования»

        

Баурина Людмила Анатольевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД СЮТур

г.Ногинск Московской области

2012 г.


                                         Содержание:

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - приоритетное направление государственной политики.

Программа «Юный спасатель» - комплексный подход к здоровьесбережению.

Реализация программы «Юный спасатель» на базе МОУДОДСЮТур г. Ногинска.

Ожидаемые конечные результаты программы « Юный спасатель».

Пропаганда и формирование здорового образа жизни - приоритетная задача в сфере дополнительного образования.

Здоровьесберегающие технологии

в системе  дополнительного образования

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлением не только для системы образования, но и государственной политики. «Именно в школьный период, - подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своём послании Федеральному собранию, формируется здоровье человека на всю последующую жизнь».

Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркозависимую и криминальную среду города,  государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства  и самого индивида. 

Вопросы о здоровье и здоровом образе жизни в настоящее время включены в федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего образования.

Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является соответствующая воспитательная деятельность с обучающимися, организация социально – значимого досуга, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, и здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей.

Здоровьесберегающая направленность учебно–воспитательного процесса в группах «Юный спасатель» реализуется через программу, органично наполненную здоровьесберегающим содержанием с учётом  биологического возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня их здоровья.

           Программа реализуется на базе МОУДОД « Городская станция юных туристов» г Ногинска в специально оборудованном классе « Юный спасатель» и тренажерном зале ( силовая подготовка). Занятия по пожарно- тактической подготовке проходят в пожарной части.

Разделы программы по специальной подготовке спасателей ведут квалифицированные специалисты Управления ГО  и ЧС, РОСТО, ГИМС.

РХБЗ и  техническая подготовка (штатный аварийно- спасательный инструмент), подготовка по связи, медицине катастроф  – на территории ПСО-8 г. Ногинска.                                                                                                                                                                                                                

Обучение альпинистским навыкам проводится в первую очередь на естественном рельефе – в Ногинском районе, на известняковых карьерах в Рузском районе, а также на искусственных сооружениях – скалодроме в г. Черноголовки и Дворце детского спорта в г. Москве, пожарной вышке в пожарной части, на ж/д мосту.

Тренировки по спасательным работам на воде проходят на озере Коверши, Черноголовском пруду, Успенской плотине, на реке Клязьме и р.Шерне Ногинского района.

Занятия по физическому совершенствованию школьников организуются на открытом стадионе  « Автомобилист», военно-спортивной полосе препятствий в Глуховском парке, тренажерном зале СЮТур, а кроссы по пересеченной местности, спортивное ориентирование, лыжные тренировки – на естественном рельефе.

Комплексный подход к здоровьесбережению включает следующие компоненты:

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

Проведение спортивно- оздоровительной работы;

Организация психолого- педагогической помощи воспитанникам;

Мониторинг состояния здоровья обучающихся;

Организация работы по формированию ценности, здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

       Санитарно-гигиеническое направление предполагает:

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения  детей и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

проведение физкультминуток на теоретических занятиях;

четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учебного класса

 Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

организацию и участие в спортивных мероприятиях - спортивных соревнованиях, месячниках здоровья, спортивных праздниках, тренировки свежем воздухе, походы выходного дня, дальние категорийные походы с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу и активному отдыху, а также к формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение воспитанников, родителей, социальных партнёров МОУДОД СЮтур к туризму, физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;

добиться естественного симбиоза детского и взрослого туризма. на базе проведения совместных мероприятий,  активного развития семейного туризма, как продолжения здоровых отношений в семье и основы развития любого нормального общества. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.

 Психолого-педагогическое направление предполагает:

использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах дополнительного обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

профилактика психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствование здоровье сберегающих технологий обучения;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

        Диагностическое  направление предполагает:

Проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:

общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

 режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

         Просветительское  направление предполагает:

организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через здоровьесберегающие образовательные технологии)

В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Эффективная просветительно-образовательная деятельность, при адекватной правовой и обширной материально-технической базе учреждений дополнительного образования, будут способствовать увеличению числа учащихся, занимающихся спортивно – оздоровительным туризмом, ведущих спортивный образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя и сигарет, совершении правонарушений,  окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Отечества.

      МОУДОД СЮТур – крупное образовательное  объединение, самостоятельно функционирующее с целью  обеспечения комплексности педагогического воздействия на развитие личности ребёнка. Учебная группа «Юный спасатель» входит в структуру центра и успешно внедряет здоровьесберегающие технологии в учебный процесс.

Все воспитанники отряда занимаются в 5 разновозрастных учебных группах под руководством опытных педагогов дополнительного образования СЮТур, инструкторов школьного туризма: Левитского Б.Н., Бауриной Л.А., Майсак Г.Н..

Общий списочный состав отряда – 47 учащихся, делится на 3 группы:

младшие воспитанники /11-12 лет/

среднее звено /13 –14 лет/

старшие курсанты /15 – 17 лет/

Ребята - выпускники НМО ЮС,   достигшие 18 лет, являются персональными членами отряда, помощниками руководителей и выполняют посильные инструкторские функции.

Базовой основой для программы обучения юных спасателей является программа  первоначальной подготовки спасателей МЧС России, адаптированная к учебно-воспитательному процессу в детских коллективах и дополненная различными разделами туристских знаний и навыков. Программа рассчитана на 3 года.

Деятельность групп 1-го года обучения направлена  в основном на изучение основ выживания и жизнедеятельности в природной среде, на 2-ом году обучения ребята получают специальные знания по поисково-спасательным работам и медицине, 3-ий год обучения предполагает изучение основных положений законодательства по вопросам организации поисково-спасательных работ, углубление специальных знаний и психологическую подготовку как метод психологической закалки спасателя, формирования гражданской сознательности, патриотизма и нравственного совершенствования.

Большое внимание в процессе обучения уделяется физической подготовке, которая является естественной основой умственного, трудового, нравственного, эстетического развития школьников.

Учебные занятия групп «Юный спасатель» (1 год обучения – 6 часов в неделю, 2-3 год обучения – 9 часов в неделю) организуются руководителями – педагогами в соответствии с программой. Разделы программы по специальной подготовке спасателей ведут квалифицированные специалисты Управления ГО  и ЧС, РОСТО, ГИМС.

Туристско- краеведческая деятельность отряда играет важную роль в механизме обучающего познания. С принципами подготовки и организации туристского похода ребята начинают знакомиться на первом году обучения.

Начиная с однодневного, со временем совершают все более сложные походы – степенные и категорийные.Любой поход для юных спасателей – это обобщение и закрепление всех знаний и умений, полученных на занятиях, школа психологической и нравственной закалки. В  пику формальному, нередко   принудительному гражданскому воспитанию детей  в учреждениях образования, педагоги отряда посредством туристско-краеведческой деятельности организуют настоящую школу практического гражданского воспитания, активная общественно- полезная работа ребят в походах позволяет им  самостоятельно осваивать идеи патриотических и демократических ценностей, отстаивать свои убеждения и самостоятельно оценивать политическую информацию. Знания патриотического характера, полученные в этих экспедициях воспитывают в детях высокую  нравственность  и гражданское сознание.

Материалы исследований, собранные экспонаты, отчеты хранятся в созданном ребятами и педагогами « Музее туристских путешествий».

Ежегодно в начале летних каникул организуется профильный лагерь « Юный спасатель» на базе воинской части в д. Громково Ногинского района, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются воспитанники отряда.

Общее руководство делами отряда осуществляет руководитель « НМО ЮС» - педагог д/о СЮТур Баурина Л.А., командир – старший воспитанник. Руководители учебных групп объединяются в Координационный Совет, который планирует, организует и контролирует деятельность отряда.

План работы составляется на I и II  полугодие, в него, помимо участия в массовых делах СЮТур, включаются совместные учебно- тренировочные занятия воспитанников 2 раза в месяц по альпподготовке на естественных и искусственных  полигонах, учебно- оздоровительные зимние и летние лагеря, учебные циклы по специальности в ПСО-8, пожарной части, а также соревнования среди юных спасателей – зимнее зальное спасательное двоеборье (альпинизм и стрельба) и, осенние и весенние соревнования «Акватория» - техника водного туризма и спасательные работы на воде.

Активная работа по достижению поставленных целей учебно- воспитательного процесса в НМО ЮС является эффективным средством познания воспитания и оздоровления учащихся.

Результативность деятельности детского коллектива подтверждается конкретными успехами воспитанников отряда.

Команда юных спасателей « Азимут» является призером  многих областных  и российских соревнований по туристскому многоборью и поисково- спасательным работам в природной среде, большинство ребят имеют разряды по спортивному туризму.

 Среди выпускников отряда – есть профессиональные спасатели, которые сотрудничают с МОУДОД СЮТур.

Ожидаемые конечные результаты программы « Юный спасатель»:

повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала;

рост   уровня   физического   развития   и   физической   подготовленности;

повышение приоритета здорового образа жизни;

повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

повышение уровня самостоятельности и активности воспитанников;

Реализация программы направлена на формирование культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную   (способность   управлять   своими   мыслями   и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

     Активное внедрение в школьный образовательный процесс новых технологий и программ обучения привели к интенсификации учебного процесса. Это превратило учебную среду школы в серьёзный фактор ухудшения здоровья учащихся. Исходя из того, что причастность ребёнка к активным занятия спортивно – оздоровительным туризмом,  в будущем, на протяжении всей жизни, во многом определит его отношение к основным ценностям в жизни человека – приоритетная задача в сфере дополнительного образования  - пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности должна строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей школьников и быть личностно-ориентированной. Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие – туристский поход, соревнования, физические упражнения, учебно-тренировочное занятие, экскурсия и прочие – должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программ должно быть составлено с учетом цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности детского оздоровительного туристского объединения.

Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т.д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т.д.). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность.

Программы должны предусматривать проведение систематической (не менее двух в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля за влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать дозировку объемов, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей (родители) и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно-ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.

Исходя из вышесказанного, создаётся модель формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования с учетом индивидуального подхода  к воспитанникам, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи, решаемые воспитанниками - осознание  ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Задачи, решаемые членами семьи обучающегося -удовлетворение  потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания.

Задачи, решаемые педагогами - сохранение  и  развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий.

Задачи, решаемые привлечёнными специалистами - формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний среды.

Образовательное учреждение сегодня становится важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование  здорового образа жизни,  ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

Список литературы

Езушина Е. В. Азбука правильного питания//Конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки., Волгоград, Изд. «Учитель», 2007.

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа»// М:Глобус,2010 г.

Программа «Исцели себя сам»// ЦСБС СО РАН г. Новосибирск, 2000г.

Сорокина Л. А. Компетентностный подход в обучении ОБЖ //                                                       Основы безопасности жизни. – 2006. – № 12. – С. 13-15.  

Выготский Л.С. Психология подростка // Собр.соч. Т.4. М: Педагогика, 1984,с.65

Батрова О.В. Перспективы внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования//М: Преподаватель XXI век.-2007.-№1-С.3-8.

Антропова М.В., Глухова Р.И., Ефимова С.П. Родителям о здоровье школьников//М: Педагогика,1975.

Баль Л.В., Барканова С.В.Формирование здорового образа жизни российских подростков//М: гуманитарный издательский центр Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике и психологии ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сегодня в условиях  уменьшения уровня рождаемости и сохранения достаточно высокого уровня смертности проблема здоровья невольно входит на передний план среди других вопросов, определяющих судьбу ...

Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.

Статья о применении здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности....

Здоровьесберегающие технологии и языковое образование

Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия, а также совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой ег...

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании

В современном мире вопросы сохранения здоровья детей становятся все более актуальными, так как из года в год растет нагрузка в школе, все больше превалирует гиподинамия у школьников, причиной которой ...

Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физи...

Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"

абота школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здор...