Элементы орф педагогики на уроке ансамбля в классе флейты
статья по теме

Шульц Наталья Александровна

В статье рассказывается о видах групповой работы с применением элементов орф-педагогики на уроках ансамбля в классе флейты детской музыкальной школы. Описывается работа с гаммой в дуэте и трио. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шульц Наталья

преподаватель по специальности «флейта»

дмш им. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург.

                                                         

«Элементы Орф-педагогики на занятии ансамблем в классе флейты»

   В данной статье я хотела бы поделиться с коллегами опытом успешного применения приемов орф-педагогики на уроке ансамбля в классе флейты дмш.  Ученики, посещающие класс ансамбля, имеют разную техническую подготовку и общемузыкальную базу. Кто-то растет в семье музыкантов, у кого-то родители далеки от музыки и не могут контролировать занятия ребенка, кто-то борется с астмой с помощью занятий флейтой, а музыка, собственно, не очень интересна ни родителю, ни ребенку.

   Как за 45 минут в неделю из таких разных ребят собрать ансамбль? Ведь необходимо  разучить партии, научить детей играть интонационно чисто, чувствовать друг друга.

  В работе с детьми каждый педагог рано или поздно сталкивается с тем, что для  закрепления какого-то навыка  или освоения нового материала необходимо несколько раз повторить одно упражнение или гамму или другое задание. Дети, обычно, быстро устают от монотонности действий и больше трех раз повторять не хотят, а за три проигранных раза не успевают овладеть каким-либо приемом или выучить нотный текст или аппликатуру.

  Первые мои шаги в преподавании ансамбля заканчивались тем, что мы минут 20 пытались настроиться, потом выяснялось, что никто дома партии не разбирал и мы начинали разучивать нотный материал в классе. Ребенку, у которого был 2 голос, становилось скучно и он мучился от безделья. В следующий раз повторялось тоже самое, только скучал уже другой исполнитель, чей голос мы разбирали в прошлый раз.

Через какое-то время таких бессмысленных занятий я решила обратиться к приемам орф-педагогики. Начали мы с того, что выбрали самую простую гамму, которая была по силам всем участникам ансамбля. Дети сыграли фа-мажор целыми нотами в унисон. Их задачей было изобразить единый организм, те превратиться в некое существо, у которого две флейты, четыре руки и одна голова. Кто-то сбивался, они останавливались, начинали сначала. Наконец у них получилось. Затем они сыграли гамму более короткими длительностями и стали уже сами придумывать ритмический рисунок и скорость. Потом я предложила им играть гамму по очереди. Первую ноту играет один, вторую-другой, третью снова первый и тд. Нужно было играть в одинаковом темпе, не ошибаться и не фальшивить. Затем, я рассказала детям, что такое канон и они начали играть каноном. Сначала отстающим голосом была я, преподаватель. Вскоре дети сами договорились, кто будет каким голосом и сыграли канон сами. Такой урок пролетел незаметно и дети очень удивились, когда пришло время уходить. Нужно ли говорить, что фа-мажор они сыграли огромное кол-во раз, даже этого не  заметив и выучили его. А на следующем занятии рассказывали мне, каким должно быть то существо с двумя флейтами и одной головой, как его назвать и тп. Также они сами предложили другую гамму для игры каноном и сами предложили свои варианты исполнения. Правда, когда наш канон в большую секунду зазвучал в третьей октаве, в класс заглянул преподаватель из соседнего кабинета и удивленно спросил, чем это мы занимаемся.

  Теперь мы на уроках ансамбля используем подобные приемы в работе с гаммами, увеличиваем кол-во голосов в каноне, играем расходящуюся или сходящуюся гамму, исполняем звукоряд аккордами, те каждый играет от определенной ноты звукоряд и получается трезвучие. Также, разучиваем все вместе каждый голос ансамбля. Играем этот голос в унисон, каноном и задом наперед, те нотный текст читаем справа налево.

  В результате таких занятий технический уровень учащихся возрастает без особых усилий, улучшается интонация. Более слабые дети тянутся за более сильными, что дает хороший рывок в занятиях. Большой плюс ансамбля в том-что на сцену можно выставить не только самых лучших учеников, а и самых обыкновенных, тк ансамблевые партии зачастую проще и понятнее, чем сольные произведения. В итоге у детей повышается самооценка, вера в собственные силы и появляется желание заниматься с большей отдачей и они ходят на ансамбль с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ансамбль в классе флейты"

Рабочая программа для ДМШ (1-7 классы)...

Элементы ТРИЗ-педагогики на уроке информатики

В статье содержится практический опыт применения элементов ТРИЗ на уроке информатики....

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

ФГОС. Элементы театральной педагогики на уроке музыки в 5-ом классе. "Кинолента видения".

Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода "киноленту видения". Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю , что...

Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка.

Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка....