Открытый урок по теме "Работа с ансамблем в классе флейты"
материал
Открытый урок по теме "Работа с ансамблем в классе флейты"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 188.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Чунская ДМШ»
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Работа с ансамблем в классе флейты»
Подготовила: Преподаватель по классу флейты
Велижанина Е. В.
р.п. Чунский
2025
Тема урока: «Работа с ансамблем в классе флейты».
Цель урока: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся в коллективном музицировании.
Форма урока: Практическое занятие.
Тип урока: Комбинированный
Задачи урока:
1.Обучающие:
- сформировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого исполнения;
- добиться единого понимания характера исполнения, отработать единый темп, динамические оттенки, штрихи в исполняемых произведениях.
2. Воспитательные:
- научить обучающихся анализировать качество индивидуальной подготовки, ансамблевое единство между участниками ансамбля, добиваться преодоления возникающих в процессе работы трудностей.
3. Развивающие:
- развить творческие способности;
-стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
4. Методы проведения урока:
-словесный,
-метод практической работы,
-показательный.
Оборудование: флейты, пульты, нотный материал, ноутбук
Урок проводится с учащимися: Илюшкина Екатерина 5кл; Мельникова Анастасия 4кл; Кривко Анастасия 3кл; Козлова Елизавета 3кл; Скворцова Василина 3кл.
План урока:
- Организационный момент
- Вступление
- Работа с ансамблем
- Домашнее задание
- Заключение
Ход урока
1.Организационный момент.
Подготавливаем пюпитры, расставляем ноты. Подстраиваем инструменты.
2.Вступление.
Обучение игре в ансамбле является составной частью профессиональной подготовки музыкантов - исполнителей. Оно предусматривает развитие навыков ансамблевого музицирования в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста оркестра или ансамбля.
В музыкальных учебных заведениях в классе ансамбля приобретаются многообразные навыки совместного исполнительства, расширяется музыкальный кругозор; формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения, воспитывается слуховой самоконтроль и исполнительская ответственность учащихся. При этом создается творческая атмосфера, необходимая в совместной работе, умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения. Вместе с тем, развиваются и закрепляются навыки чтения нот с листа. Наряду с развитием практических навыков в задачи предмета входит воспитание у учащихся творческой воли, стремления к самосовершенствованию: знакомство с лучшими образцами русской, зарубежной музыки, произведениями современных композиторов. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.
3.Работа с ансамблем.
1. Начнем с того, что нам нужно проделать упражнения для разыгрывания. Упражнения в коллективе помогают детям слышать друг друга, развивают внутренний слух, дают четкость совместного начала звука и его окончания. Как и на специальности, мы начинаем с длинных звуков, поработаем с интонацией и динамикой. Длинные звуки помогают нам правильно выстроить звук, четкость и устойчивость. После длинных звуков займемся гаммой, возьмем самую удобную для флейты гамму F-dur. Играем половинными длительностями, чтобы скоординировать атаку и конец звука между всеми участниками ансамбля. (Вначале работы с ансамблем преподаватель тоже должен играть вместе с детьми, чтобы вести за собой детей.) Когда дети проиграли половинные, начинаем играть четверти, затем восьмые. Обязательно добавляем различные штрихи и их вариации. Так же существуют различные упражнения для работы с оркестром, их можно применить в работе с ансамблем, но для этого лучше выделять отдельный урок.
2. Приступаем к работе с произведениями. У нас в работе два произведения разного характера: А. Вивальди концерт «Зима», 2 часть и Ю. Фучик «Выход гладиаторов». Оба произведения переложены для квинтета флейт. Все партии разбираются с каждым ребенком отдельно, после чего собираются в единое целое на нашем уроке «Ансамбля».
Все произведения обязательно нужно дать детям прослушать, чтобы у них было цельное восприятие произведений которое должно у нас получится по итогу.
2.1. Поработаем с Вивальди «Зима» 2 частью концерта. Объясняем ученикам кто, какую партию играет. Кто играет тему, кто является аккомпанементом. Это нужно, чтобы аккомпанемент не выделялся, а тема не терялась. Все должно находиться в балансе.
Работаем над четкостью штрихов, дети не должны сбиваться, когда у них разны штрихи. Должны слушать друг друга, различать партии и подстраиваться. Уметь слышать важный навык в коллективной игре. Корректируем динамику. По необходимости останавливаем и отрабатываем по частям.
2.2. Переходим к произведению Фучик «Выход гладиаторов». Так как мы находимся на стадии сведения партий, то обязательно проигрываем в медленном темпе. «Вычищаем» звуки, штрихи. Работаем над четкостью, так как произведение быстрое все атаки должны быть совместные, так же как и дыхание. После ускоряем темп. По необходимости, так же, останавливаем и отрабатываем по частям.
4. Домашнее задание: У каждого участника ансамбля будет отдельное задание в зависимости от самого ученика, но одно задание будет у всех. Это повторять свои партии.
5.Заключение.
В результате таких занятий технический уровень учащихся возрастает без особых усилий, улучшается интонация. Более слабые дети тянутся за более сильными, что дает хороший рывок в занятиях. Большой плюс ансамбля в том-что на сцену можно выставить не только самых лучших учеников, а и самых обыкновенных, т.к. ансамблевые партии зачастую проще и понятнее, чем сольные произведения. В итоге у детей повышается самооценка, вера в собственные силы и появляется желание заниматься с большей отдачей и они ходят на ансамбль с удовольствием.
Список литературы:
- Н. М. Михайлов, Е. С. Аксенов, Д. А. Браславский «Школа игры для духового оркестра». Москва «Советский композитор» 1989г.
- Валерий Березин «Музыкальная педагогика. Некоторые особенности работы с ансамблем духовых инструментов»
- Ю. Н. Должиков «Нотная папка флейтиста №1» издательство «ДЕКА-ВС» Москва 2004г.
- Р. М. Петров «Школа коллективной игры для духовых оркестров» Ташкент 2004г.
- https://myflute.ru/2013/01/20/элементы-орф-педагогики-на-занятии-ан/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы орф педагогики на уроке ансамбля в классе флейты
В статье рассказывается о видах групповой работы с применением элементов орф-педагогики на уроках ансамбля в классе флейты детской музыкальной школы. Описывается работа с гаммой в дуэте и трио....
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....

План-конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль"
Тема урока: "Работа над репертуаром в ансамбле. Подготовка к эстрадному исполнению."...

Самоанализ открытого урока по предмету «фольклорный ансамбль» в младших классах отделения музыкальный фольклор. «Знакомство с хороводно-плясовыми песнями »
Актуальность выбранной темы в приобщении к народному песенному творчеству, воспитании вокально-исполнительской культуры на лучших образцах народного песенного искусства, развитии творческих способност...

Открытый урок по английскому языку в 8 классе МБОУ "Орловская ООШ" по теме: " The profession of a Reporter" на день открытых дверей для родителей
ТЕМА: Пробуем себя в качестве корреспондента (репортера).(The profession of a reporter)ТИП УРОКА: комбинированныйФОРМА УРОКА: урок – обмен мнениямиЦЕЛЬ УРОКА:- Развивать иноязычную к...







