Открытый урок "Работа над фортепианным ансамблем"
план-конспект урока по музыке на тему

Романова Татьяна Евгеньевна

Открытый урок в классе фортепианного ансамбля.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок педагога Романовой Т.Е. в классе фортепианного ансамбля с ученицами 6 класса Губинской Марией и ученицей 7 класса Алфёровой Вероникой.

Дата проведения:

Тема урока: Работа  над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля на примере пьесы В.Сапожникова "Путешествие в небеса или по Невскому в карете"

Цель урока: Формирование и развитие у обучающихся навыков ансамблевой игры с раскрытием звукового и художественного содержания произведения.

Задачи:

-учить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера;

-показать практическое применение приёмов работы над музыкальным произведением;

-воспитывать интерес учащихся к ансамблевой игре и концентрации внимания на чувстве партнёра;

-развивать воображение у учащихся яркими образами.

Ход урока:

Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля  –  одна из составных частей учебного процесса. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущих музыкантов, так и в последующем развитии их исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом приобретённая  техника  игры в ансамбле является в этом процессе средством реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской цели. Звуки фортепиано, связываемые с помощью четырех рук, идеальное поле для демонстрации новых идей. Изучение того или иного музыкального произведения для ансамбля может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного – последовательного разучивания.    
 Начальный этап работы –  знакомство с произведением. Информация об авторе.

Композитор произведения Влади́мир Алексе́евич Сапо́жников (родился в Санкт-Петербурге в 1945году) — советский российский композитор, член Союза композиторов, секретарь Союза композиторов Санкт-Петербурга, председатель секции музыки для детей и юношества. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Прослушивание аудио и видеозаписей данного произведения.  Формирование музыкального образа. Процесс ознакомления с нотным текстом.  Определение направления предстоящей работы. Уточнение исполнительских задач, связанных с особенностями образного строя, формы и музыкального языка сочинения. Значение педагогической установки, интуиции, знания индивидуальных особенностей ученика.


   
Средний этап работы ознакомление с нотным текстом каждым участником ансамбля отдельно, а затем вместе. На этом этапе учащиеся внимательно знакомятся с произведением, уясняют его форму, стиль, тональность, размер, темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов. Дальше пьеса проигрывается каждым участником ансамбля с педагогом целиком или отдельными фрагментами в доступном, но не в быстром темпе, с целью выявления длительности нот, пауз, ритмических группировок, встречающихся знаков альтерации и темповых отклонений. 

 Дальше следует тщательная работа над фрагментами сочинения или отдельными элементами музыкальной ткани. Уделяется внимание выразительности интонирования мелодии. Дифференциация сопровождения и отдельных голосов, ощущение движения гармоний. Индивидуальный подбор аппликатуры. Уточняются места смены дыхания, определяются трудные технические места, которые предстоит преодолеть.  Определяются характерные особенности в строении мелодии: нахождение в её контуре смысловых акцентов, кульминаций, агогических нюансов, элементов выразительности и звукового колорита. На этом этапе произведение выучивается наизусть при помощи разных способов запоминания. Главная роль в этом отводится сознанию, сосредоточенности, вниманию и самоконтролю учащихся.
Этот дуэт уже со стажем. Девочки хорошо знают друг друга, играют вместе успешно четвёртый сезон. Мы будем продолжать учиться вести диалог с партнером, понимать его, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, будем учиться слушать партнера. Будем продолжать работу над выразительностью звука, над вокальными свойствами мелодии, будем учиться передавать музыкальный образ и характер исполняемой пьесы, пользуясь динамическими красками и различными приемами звукоизвлечения.
Помогают передать все эти нюансы живая речь и конкретный образ, который может пробудить фантазию ученика. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы, рождает способность передать его необходимыми для этого движениями рук. Хочется, чтобы у ребенка  родился яркий образ, и возникло желание передать этот образ собственными силами.

Особенностью текста ансамблевых сочинений является его «партитурность». Очень хорошо, если ребята будут ориентироваться не только в своей партии, но и в партии своего партнера. В  изучении двух партий в отдельности и совокупности — есть большой плюс.  Обмен партиями способствует углубленному пониманию ансамблевой фактуры сочинения. Важнейшей предпосылкой ансамблевого исполнения является глубокое, всестороннее изучение авторского текста, нахождение не только явных, но скрытых его закономерностей, что нередко уподобляется как бы чтению «между строк». 
Все произведение нужно играть в одном ритме без замедлений и ускорений, что вырабатывает выдержку и чувство уравновешенности в ритме. Овладение ритмом занимает  много времени в формировании ученика, как музыканта.

  
При 4х-ручной игре за одним роялем отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в  своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь "поделить” клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно  при  сближающемся  голосоведении. 
При игре в ансамбле желательно,  чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого.  Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру, чтобы охватить произведение целиком. 

/Девочки играют произведение целиком/


Беседа педагога с учащимися:

- Скажите, пожалуйста, сколько частей  в этом произведении?
- Три части.
- А что находится в начале произведения?
- Вступление.
- Девочки, таким  коротким вступлением можно настроиться на характер произведения? 
-  Можно. 
 /Прошу Машу и Веронику сыграть вступление/
- А как называется первая часть в любом произведении?
- Экспозиция.
- Какое у нашей экспозиции строение? 
- 2 фразы или предложение. 
- Девочки, чтобы вы лучше услышали звучание ансамбля, я заменю одну из вас. Слушайте ансамбль и свою партию в нём. 

/Педагог играет в ансамбле с каждой  из партнёрш/ 

- Как называется следующая часть? Расскажите о её составе.
- Средняя часть, которая состоит из 2-х  предложений.
- Как вы думаете, какая из двух частей самая напряженная, первая или 
  вторая? 
  В какой части чувствуется неустойчивость, контрастность? 
- В средней части.
- Правильно. Без средней части музыкальное произведение оказалось бы статичным и безжизненным. Средняя часть помогает музыке приобрести внутреннее напряжение, нужную экспрессию, непрерывность развития,  в конечном счёте, динамическую форму сочинения. Когда чувствуется неустойчивость, напряженность, как определить, что это именно средний раздел?

Из всего этого следует, что средний раздел всегда является  главной «пружиной» развития. Поэтому именно в средних разделах «накапливаются» и размещаются кульминации (в среднем разделе две кульминации). Если в  произведении  содержится  ряд  кульминаций  (иногда  и  весьма ярких), необходимо  обратить  внимание  на  их  соотношение  по  значимости.  Трудно слушать исполнителю равновысокие, напряженные эпизоды, которые будут звучать однообразно. Кульминация лишь тогда хороша, когда она на своем месте, когда она подготовлена всем предыдущим развитием. [2]
Беседа педагога с учащимися:
- Куда зовет нас кульминация?
- В третью часть.
- Правильно. И назовем мы её Репризой. Каков её состав?
- Две фразы.
- Что вы знаете о репризе?
- Это повторение.
- Правильно повторение первой части. Реприза всегда приносит чувство удовлетворенности и радости узнавания. В репризе ощущается равновесие, устойчивость.

/Девочки  играют репризу/


Заканчивается произведение Кодой. Кода – это небольшое дополнение к сказанному. Кода нужна, чтобы поставить точку. Коду мы  с ребятами называем «хвостом». Кода начинается, как второе предложение среднего раздела, и только после некоторого развития наступает её устойчивый, завершающий раздел.

/Девочки  играют коду/


Заключительный этап работы:
    На заключительном  этапе мы должны объединить всё, что было сделано ранее.  Устанавливаем  смысловое отношение фраз внутри предложений, предложений –  внутри  периодов   и  периодов  внутри  более   крупного   построения.   Выявляем   главную кульминацию,   определяем единую линию  развития  музыкального материала. Для этого нужно работать над  всем  произведением,  или  над  его крупными разделами, объединяя их затем в законченное целое.
    У исполнителей должно  развиваться ощущение  целостности исполнения,    ощущение общей линии развития произведения. Мелодия  в  каждой фразе идёт к опорному звуку,  предложение –  к  своей  смысловой вершине. Развитие всего произведения тоже происходит целенаправленно.  Ученик  должен  это знать  и  чувствовать.  Ни  одно  сочинение   нельзя   сыграть   с   должной выразительностью и осмысленностью,  если  не  ощущать  объединённым  в  одно целое его развёртывание во времени. Общая линия  развития  является  как  бы «стержнем» этого развёртывания. 
    Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения. Кроме этого исполнитель второй партии должен педализировать, потому что вторая партия служит фундаментом произведения. При этом второй партии необходимо очень внимательно следить за тем,  что происходит в соседней партии. Слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы».  Это умение слушать не только то,  что сам играешь,  а одновременно и то,  что играет партнер. Общее звучание обеих партий  сливающихся в  единое целое - основа совместного исполнительства.
Полезно бывает предложить учащемуся,  исполняющему вторую партию,  ничего не играя,  только педализировать во время исполнения другим пианистом первой партии.  При этом сразу обнаруживается  насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Разбор педализации.


Заключение

      Вся работа музыкантов  над произведением направлена  на  то,  чтобы  оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное,  продуманное  исполнение  завершает  работу  над произведением. Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства и преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста.  Это всегда будет иметь важное  значение для  учащихся,  а  иногда может оказаться и крупным  достижением,  своего  рода  творческой  вехой  на определённой ступени  их  обучения.
С первых шагов юный пианист постигает всю красоту и богатство тембров рояля, благодаря игре в дуэте. Многие композиторы с удовольствием писали специально для детей.Эта традиция дошла и до наших дней.
На уроке педагог должен  направлять музыкально-пианистическое развитие учащихся и в органической связи со всем процессом занятий, должен  руководить воспитанием учащихся. Поэтому необходимо, чтобы педагог не только понимал в целом всю громадную значимость возложенной  на него Миссии подготовки молодого пианиста, но и осознавал важность для ученика каждого отдельного урока.

Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.
Активность учениц можно оценить как высокую.


Список  литературы: 

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.  – М.: Музыка, 1978. – 286с.
2. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966.- 119с.
3. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой.– М.: Музыка, 1985. – 133с.
4. Милич Б.Е.Воспитание ученика-пианиста.- Киев.: «Музична Украина»,1979. - 86с.
5.  Муров А.Ф. Практические советы начинающим композиторам. – Н.:1989.- 52c.
6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – 
М. Музыка,1989. – 239с.  
7. Сорокина  Е. Фортепианный дуэт. История жанра. - М.: Музыка, 1988.- 319с
8. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1988.- 143с.
9.  Федоров И.А. О роли фортепианного ансамбля в становлении профессионального музыканта - С.П.: Музыка, 2007.- 17с.
10. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -  Л.: Музыка, 
1985 .- 69с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

«Фортепианный ансамбль – один из видов коллективного музицирования»

Методическая работа раскрывает значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы....

Рабочая программа по фортепианному ансамблю

Рабочая программа по фортепианному ансамблю расчинана на 7 лет...

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

План-конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль"

Тема урока: "Работа над репертуаром в ансамбле. Подготовка к эстрадному исполнению."...

Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"

Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...