План-конспект открытого урока по фортепианному ансамблю
план-конспект урока по музыке
Дидактический материал для педагогов дополнительного образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО ЦРТ «Созвездие»
План-конспект
открытого урока
с обучающимися 2 и 3 класса по теме «Фортепианный ансамбль как средство развития образно-ассоциативной сферы творческого восприятия обучающихся»
Подготовила:
Педагог дополнительноого образования
Жохова Светлана Владимировна
2025г.
План-конспект
открытого урока
с обучающимися 2 и 3 класса по теме «Фортепианный ансамбль как средство развития образно-ассоциативной сферы творческого восприятия обучающихся»
Педагог ДО (Фортепиано): Жохова С.В.
Тема: «Фортепианный ансамбль как средство развития образно-ассоциативной сферы творческого восприятия обучающихся»
Тип урока: комбинированный; включает знакомство с новым материалом, закрепление, творческий подход при применении новых умений в процессе исполнительской деятельности.
Цель: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта обучающихся через освоение навыков совместного музицирования.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представление обучающихся об истории жанра романса и балета.
- Углубить необходимые знания, умения и практические навыки для изучения пьес разных жанров.
- Закрепить представления об особенностях работы над солирующей фортепианной партией и сопровождения.
- Продолжить развитие у обучающихся музыкального слуха, чувства самоконтроля и навыков исполнения в ансамбле.
- Научить самостоятельно находить информацию в интернете, сравнивать исполнение различных исполнителей.
Развивающие:
- Активизировать слух в области метроритмической пульсации и игре rubato.
- Раскрыть особенности художественного содержания посредством освоения комплекса средств выразительности.
- Продолжить работу над развитием двигательно-игровых навыков.
- Понимать исполнительские задачи и способы их решения в процессе раскрытия авторского замысла.
- Развивать воображение у обучающихся с помощью ярких ассоциаций и образов.
Воспитательные:
- Воспитывать исполнительскую выдержку и волю.
- Воспитывать умение распределения динамической и тембровой звучности.
- Выяснить роль дыхания и цезуры в ткани исполняемого произведения.
- Воспитывать чувство партнерства и взаимовыручки.
- Ответить на вопрос, какие качества личности воспитывает игра в ансамбле.
Оборудование: нотный материал, 2 инструмента, cмартфон
Методы обучения:
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
- Метод упражнений и повторений (выработка пианистических приемов, работа над художественно-образной сферой произведения).
- Метод показа и попутных поправок.
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный метод (повторение и закрепление навыков и умений).
Принципы обучения:
- Деятельностный подход, согласно которому обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности.
- Принцип познавательной активности.
- Личностно-ориентированный подход с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
- Принцип интеграции, реализуемый через межпредметные связи и различные виды творческой деятельности
- Принцип комплексного подхода через совместную деятельность обучающихся.
- Принцип развивающего обучения, направленный на воспитание творческой личности, умеющей находить оригинальные решения в постановке и разрешении проблем.
- Принцип систематичности и последовательности обеспечивается всем комплексом умений и навыков.
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип природосообразности с учетом возрастных и психологических особенностей личности.
Планируемый результат:
Предметные умения:
- освоение средств художественной выразительности в процессе работы над ансамблевыми произведениями;
- формирование осознанного отношения к исполнению произведения;
- развитие творческих подходов целостного воспроизведения музыкального образа.
Универсальные учебные действия:
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности;
Регулятивные:
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе исполнительской деятельности с применением основных принципов формообразования;
- понимание терминологии, использование терминологии.
Познавательные:
- выявляет необходимую информацию в процессе познавательной деятельности;
- отличает новые знания от известного, умение их присваивать в процессе деятельности (исполнения).
Коммуникативные:
- умеет слушать и слышать своего партнера;
- оформляет внутреннюю речь во внешнюю.
Структура урока:
I. Организационная часть. (3 мин.)
Вступительное слово преподавателя. Обоснование темы, цели и задачи урока (2 мин).
II. Основная часть по теме «Фортепианный ансамбль как средство развития образно-ассоциативной сферы творческого восприятия обучающихся» (30 мин)
III. Подведение итогов и выводы. (3 мин)
IV. Домашнее задание. (2 мин)
Музыкальный материал:
И. Беркович. Романс
К. Хачатурян. Вальс цветов из балета «Чиполлино»
К. Хачатурян. Вальс цветов из балета «Чиполлино», слушать onlaine по смартфону.
Ход урока
- Организационный момент.
Представление преподавателя. Сегодня мы представим урок с обучающимися 2 и 3 класса Пановой Вероникой и Журавлевой Наталией. Тема нашего урока «Фортепианный ансамбль как средство развития образно-ассоциативной сферы творческого восприятия обучающихся».
Вступительное слово преподавателя. Работа детских школ искусств ставит себе целью эстетическое и общее развитие обучающихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности. Одна из эффективных форм музыкального воспитания и развития обучающихся – это занятия в классе фортепианного ансамбля. Коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи.
Обоснование темы, цели и задачи урока. Занятия в классе ансамбля способствуют закреплению навыков, приобретенных на уроках специального класса. Они стимулируют интерес учеников к инструменту, к урокам по специальности. Чувство ответственности перед партнером за результат общей работы, качество публичного выступления – все это должно естественным образом возникнуть в классе ансамбля. Роль ансамбля очень важна в воспитании учеников-пианистов. Искусство игры в ансамбле есть искусство вести диалог с партнером. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и вступать вовремя, совершенствует умение читать с листа – иначе говоря, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков, необходимых для игры в любом ансамбле. Но, может быть, еще важнее то, что игра в ансамбле учит слушать и уважать партнера и одновременно звучание ансамбля в целом, учит музыкальному мышлению – не пальцевому, а слуховому, и, наконец, учит тому, что выходит за границы музыкального искусства и имеет психологический и этический смысл.
Если это искусство в процессе обучения постигается начинающимися музыкантами, то можно надеяться, что они в дальнейшем успешно освоят специфику и других видов камерного ансамбля. Коллективное инструментальное исполнительство – одна из самых доступных форм ознакомления обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера занятий предполагает активное участие детей в творческом процессе. Радость и удовольствие от совместного исполнения с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. Каждый ученик становится активным участником ансамбля независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе, повышению коммуникабельности обучающихся.
Определение цели и задач урока.
- Содержание занятия
Преподаватель: Итак, вернемся к нашей теме. Что же такое ансамбль и когда он появился?
Ответ: Ансамбль (от франц. Ensembl - вместе) – группа исполнителей, выступающих совместно.
Преподаватель: Фортепианный ансамбль как жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине XVIII века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу XIX века для фортепианного ансамбля возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы XIX и XX столетия. Сейчас можно задать проблемный вопрос, что же есть такое в жанре фортепианного ансамбля, что до сих пор он продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и сердечностью? Какие качества личности он помогает воспитать? Мы попытаемся ответить на эти вопросы. Первое исполняемое произведение — Исаак Беркович Романс. Что же означает слово «романс»?
Ответ: Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни.
Преподаватель: Назовите, какие романсы вы слышали?
Ответ: П.И Чайковский «Я помню чудное мгновенье», «Благославляю вас леса», «Средь шумного бала», М. Глинка «Жаворонок», А. Алябьев «Соловей», «Зимний вечер», П. Булахов «Колокольчики мои» и много, много других, самых разнообразных романсов, отражающие переживания, чувства, мечты человека.
Преподаватель: Есть произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, стремлениям. А может быть и обращение к природе. Ранняя весна, ласковое дыхание земли. Все как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. И все же задумайтесь: нет ли в этой радости слегка уловимого оттенка грусти - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер, а может быть, возникающего просто так, из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние - мечтательной грусти, но без тоски, без осенней безысходности - гениально передал И. Беркович в своей небольшой миниатюре. Романс, который вы исполняете, написан для ансамбля фортепиано в 4 руки. А можно ли исполнить этот романс на других инструментах?
Ответ: Наверное, можно. Например, квартетом струнных - 2 скрипки, альт и виолончель.
Преподаватель: Певучую мелодию половинными нотами ведет 1 скрипка, 2 скрипка заполняет её четвертями. Г. Коган пояснял, что «певучесть звука достигается особым способом нажима клавиш. Не толкать, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «приклеиться» к ней не только пальцем, но и – через посредство пальца – всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая» от клавиши, держа ее на «подушечке» длинного, словно от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливать давление, пока рука не погрузится в клавиатуру «до дна». Фразируя мелодию, важно вслушиваться в окраску звука при различной степени прикосновения к клавиатуре. Все движения должны быть подчинены слуховому контролю. А если представить, что мелодию исполняет скрипач, то желательно двухтактовые фразы как бы объединять движением смычка и привести к кульминации, которая находится в третьей фразе. Альт и виолончель полетными арпеджированными пассажами отображают лёгкое колебание листвы, создают ощущение умиротворённости.
И. Беркович Романс (часть первая)
Преподаватель: В трепетно-взволнованной средней части мелодия переходит в нижний виолончельный голос партии второго фортепиано. Партия первого фортепиано, стремительная и взволнованная, состоит из двух коротких нисходящих мотивов, объединенных третьим. Поэтичный порыв agitato уносит грусть и реприза вновь приносит умиротворение и неповторимое ощущение наступающей весны. Кроме настроя на выразительное исполнение, перед исполнением необходимо вспомнить о дыхании - перед началом исполнения и началом каждой части и обязательном дослушивании не только своей партии, но и партии партнера, ведь ансамбль должен звучать как единое целое, как один живой организм.
И.Беркович Романс
Преподаватель: А сейчас представьте, что мы оказались в театре оперы и балета. Прозвенел последний звонок, оркестранты заняли свои места, в зале погас свет, дирижер взмахнул своей волшебной палочкой…. И началось волшебное действо - балет «Чиполлино». Конечно же, вы знаете, кто такой Чиполлино?
Ответ: Конечно! Это мальчик-луковка, герой сказки итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Преподаватель: Да, а композитор Карен Хачатурян написал музыку к балету на сюжет этой светлой сказки. Давайте послушаем, как звучит этот вальс в балете .
К Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполлино»
(слушаем onlaine )
Преподаватель: Итак, дирижер взмахнул своей палочкой и зазвучало tutti оркестра в исполнении наших ансамблисток. В изящные короткие мотивы мелодии скрипок органично вплетались движения танцоров. Во второй партии важно подчеркнуть вальсовый аккопанемент, т. е. подчеркнуть сильную долю и сыграть легко вторую и третью.
К. Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполлино»
( Вступление и первая часть)
Преподаватель: А что же происходит в средней части?
Ответ: В средней части неожиданно меняется тональность - радостный, воздушный Ля мажор сменяют настороженные и приказные интонации ре минора, как будто возникают образы принца Лимона и сеньора Помидора, сопровождаемые суетливо-торопливой мелодией флейт на staccato.
Преподаватель: Для исполнения этой части в обеих партиях важна отточенность пальцев, отчетливость звукоизвлечения и ритмическая точность.
К. Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполлино» (Средняя часть)
Преподаватель: Но все меняется и опять звучит полетная, воздушная мелодия скрипок в ритме вальса.
К. Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполлино»
IV. Выводы.
Преподаватель: Подводя итоги нашего урока, наверное, уже можно ответить на вопрос: «Что же есть такого в жанре фортепианного ансамбля, что до сих пор он продолжает радовать исполнителей и слушателей? Какие качества личности он помогает воспитать?»
Ответ: Потому что это интересно и увлекательно чувствовать себя равноправным партнером. Исполнение в ансамбле помогает приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Повышается чувство ответственности за знание своей партии, так как совместно исполнительство требует свободного владения текстом. Кроме того, возможность играть в любом ансамбле придает большую уверенность в своих возможностях.
Преподаватель: Какие качества личности помогает воспитать ансамбль?
Ответ: Чувство взаимного уважения, такта. Воспитывает волевые качества личности: инициативность, решительность, настойчивость, выдержку, умение убедить слушателей в правильности своей интерпретаторской трактовки, самоконтроль, самообладание.
Преподаватель: Давайте вспомним при исполнении в ансамбле, какие основные средства выразительности следует особо выделить?
Ответ.
- Динамика в музыке - Динамика имеет большое значение и в драматургии пьес.
- Метроритм. Организующую роль метроритма необходимо ясно осознать для достижения цельности произведения.
Преподаватель: Мы пришли к выводу:
- Характерной особенностью ансамбля является то, что обучающиеся всегда получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.
- Игра в ансамбле придает уверенность в своих силах.
- В учебно-воспитательном процессе ансамбль играет важную роль, пробуждая исполнительскую смелость и волю, воспитывая исполнительскую выдержку, ритмическую устойчивость, тембровый слух, развивает музыкальную память и творческое воображение.
- Игра в ансамбле способствует осознанию конкретных задач: понимания формы, характера партий в ансамбле. Работа над каждым фрагментом в отдельности, точным выполнением штрихов, приемов, фразировки, синхронным звучанием и ясным образным содержанием способствует формированию «мобильности» и умения переключаться при смене ярких контрастных образов.
- Овладевая ансамблевыми навыками, обучающийся развивает драгоценные нравственные качества, а совершенствуя характер, создает необходимые предпосылки исполнительского искусства.
Преподаватель благодарит обучаемых за работу, отмечает положительные моменты работы, активное участие в анализе произведения, сосредоточенность и заинтересованность на уроке.
Домашнее задание:
- Заботясь о целом, не забывайте о деталях, чтобы возможные мелкие недочеты не нарушали течения музыки.
- Попробуйте себя в роли дирижера, это помогает ощутить точный метроритм.
- Продолжите работу, используя пианистические приемы, о которых говорили на уроке.
- Еще раз сравните исполнение различными исполнителями.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...

План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...
