«Фортепианный ансамбль – один из видов коллективного музицирования»
методическая разработка по теме

Урсан Ирина Викторовна

Методическая работа раскрывает значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fortepiannyy_ansambl.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого

«Фортепианный ансамбль – один из видов коллективного музицирования»

Исполнитель: Урсан Ирина Викторовна,

преподаватель по кл. ф-но

Сургут

2013г

Вопросы коллективного музицирования занимают всё большее место в жизни музыкальных школ. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

        Понятие «ансамбль», означающее стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведении, а также и само произведение, написанное для такой группы музыкантов. Нас интересует понятие «ансамбль» как стройное, согласованное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами. Определение «хороший ансамбль» характеризует слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников; выражение «чувство ансамбля» (хорошо или плохо развитое) подразумевает способность музыканта к совместной игре и особые, специфические навыки ансамблевой игры.

Большое значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы не вызывает сомнения. И главным здесь является привитие навыков ансамблевой игры, воспитания чувства ансамбля.

Перед ансамблем стоит целый ряд специфических задач: воспитать у учащихся умение слышать игру в целом и свою партию в общем звучании, приравнивать свою звучность к этому общему звучанию, достигать ансамблевой гибкости - полной согласованности своих действий с другими участниками ансамбля, воспитывать в себе качества солиста и аккомпаниатора и умение быстро и полностью переключаться с выполнения одной функции на другую.

В отличие от индивидуально решаемых солистомисполнителем задач, специфика ансамблевого музицирования заключается в коллективном характере работы с едиными задачами и целями. Отсюда важный фактор этой работы - воспитание личной ответственности за общее дело.

Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом. Совместная игра, безусловно, способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у учащихся различных классов и не находим её у учащихся одного класса. Поэтому при организации ансамбля не следует руководствоваться формальным признаком принадлежности учащегося, к какому либо одному классу, а следить лишь за тем, чтобы индивидуальные качества каждого участника ансамбля дополняли друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские возможности будущего ансамбля.

При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.

При распределении партий, чтобы не ущемлять самолюбие ребёнка, руководителю нужно объяснить равнозначность каждого участника ансамбля независимо от того, какую партию он играет. Учащийся должен твёрдо уяснить, что невнимание на уроке-репетиции, невыученная партия приводит к тому, что он подводит своего партнёра.

Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения. Умелая педализация в ансамблях с участием фортепиано обеспечивает не только «чистое» звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальных классах. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом, ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого. По мере усложнения художественных задач и технических трудностей произведений, а также партий аккомпанемента работа над ними может быть углублена.

При выборе репертуара для ансамбля, прежде всего надо руководствоваться художественной ценностью и степенью сложности материала, доступности его как в техническом отношении, так и по содержанию. Например, в работе всегда должно быть простое для восприятия знакомое произведение, что приносит детям большую радость. В данном случае элемент удовольствия в работе должен играть не последнюю роль. У ребят пробуждается интерес, они готовы вновь и вновь без устали повторять полюбившееся произведение. Следует очень бережно относиться к репертуару: не обладая определёнными знаниями и умением, не браться за переложения, а стараться использовать уже опубликованный материал.

Репертуар ансамбля, в котором принимают участие ученики младших классов, не должен по трудности быть сложнее тех пьес, которые они учат в классе по специальности, иначе их внимание будет поглощено преодолением технических трудностей и, в конечном счете, будет мешать художественному развитию, приучать к неряшливости.

Для обогащения художественного вкуса и для развития культуры и тонкости музыкального восприятия рекомендуется использовать музыку композиторов 18 века И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди и т. д. Эти произведения должны органично сочетаться с русской, современной и зарубежной музыкой; очень важно включать в репертуар народную музыку.

В чём психологическое отличие коллективного выступления от сольного? Когда ученик играет один, ему, как правило, сопутствует чувство страха, неуверенность, боязнь ошибиться; когда же он выступает в коллективе, он не один, в нём появляется больше творческой смелости, желание общения с публикой, артистизм. К тому же педагогу - руководителю необходимо вдохновить ребят, сказать им, что после проделанной работы они должны и могут сыграть хорошо и что он в этом уверен.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны. Порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой. Но для более чёткого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне оправданно такое условное разделение процесса:

  1. знакомство ансамбля с произведением в целом;
  2. техническое освоение выразительных средств;
  3. работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения; эпохой, в которой оно возникло; стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения; характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении. Необходимо предупредить участников о трудностях, С которыми им предстоит встретиться, и сообщить о путях преодоления этих трудностей.

На втором этапе работы над художественным произведением основной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей. Раскрытие содержания требует от ансамблистов овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится всё более осмысленной, увлекательной. Это вовсе не отрицает того, что на данном этапе разучивания произведения техника является главной задачей. Однако уже здесь следует уделять внимание художественной стороне, а на последующих этапах художественной работы совершенствованию технического исполнения.

На втором этапе работы над произведением педагог может проводить как репетиции ансамбля, так и индивидуальные занятия с отдельными исполнителями.

Путь от первого ко второму этапу - это путь аналитический, от общего знакомства к отработке частных технических трудностей. Приступая же к работе над воплощением художественного образа, педагог должен помнить, что она является синтезом всей предыдущей работы. Здесь происходит слияние отдельных элементов в крупные части, которые, в свою очередь, объединяются в законченное произведение, но уже в ином качестве, чем вначале.

        На заключительном этапе работы над произведением будет уже неуместным применение формы индивидуального урока. Основной формой занятий здесь является репетиция всего ансамбля. Проведение репетиции всегда связано с многократным повторением отдельных мест произведения, однако не должно быть ни одного механического повторения без ясно поставленной цели. Ансамблисты должны всегда знать, для чего повторяется та или иная часть произведения, чего хочет добиться этим педагог. Ясно поставленная цель каждого повторения делает работу учащихся осмысленной.

        Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени ансамблистов. Поэтому очень важен темп репетиции: на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и чётко сформулированных замечаний педагога определённым исполнителям.

Говоря о заключительном этапе работы ансамбля над художественным произведением, нельзя сказать об использовании технических средств, и, прежде всего магнитофона. Прослушивание участниками ансамбля своего исполнения как бы со стороны помогает обнаружить скрытые ошибки, неудачное исполнение отдельных мест, способствует более цельному охвату слухом каждого исполнителя звучания всего ансамбля. Запись на ленту должно быть многократным.

        В         течение         всего         процесса         работы         над

художественным произведением ансамбль должен предполагать, что она будет вынесена за стены класса и завершится публичным выступлением. При всей тщательности подготовки ансамбля, концерт всегда приносит учащимся нечто новое, неожиданное. Непривычная обстановка эстрады, зала, скопление публики и то, что исполнители становятся центром всеобщего внимания, настолько действуют на членов коллектива, что исполнение ансамбля становится в этих условиях качественно отличным от игры в обычной, классной обстановке.

После концерта, на ближайшей встрече с ансамблем, педагог должен обсудить итоги выступления, обратив их внимание на допущенные ошибки. Таким образом, концертное выступление неразрывно связанно с классной работой. Оно, с одной стороны завершает работу над частью репертуара, а с другой - даёт новый материал для дальнейшей учебно-воспитательной работы ансамблем.

Используемая литература.

1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». Издание 3. М.: «Музыка», 1981.

2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Издание 2. Л., 1979.

3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971.

4. КУУС И. И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся // Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. ст. / Ред.-сост.: В.Натансон, В. Руденко.— М.:Музыка,1981.
5.
Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. – Москва: Музыка, 1985.

6. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ., Москва 1988 год.

7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. Москва “Музыка”, 1988.

8.Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. П. Щапов. – Москва : Классика  XXI, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Рабочая программа по предмету: "Коллективное музицирование. Вокальный ансамбль"

Программа предназначена для обучающихся эстрадного отделения ДМШ...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения

Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответ...

Методическая разработка Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля

Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля  Методическая разработка Кругловой Елены Ивановныпреподавателя фортепиано  МБОУ ДО «Ни...

Роль и задачи фортепианного ансамбля в системе дополнительного образования «Ансамблевое музицирование» (Художественное направление)

Статья об особенностях работы с фортепианными ансамблями  в дополнительном образовании....

Хоровое пение – один из видов коллективной деятельности.

Через хоровую деятельность происходит приобщение детей к музыкальнойкультуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственнаяи эстетическая среда для формирования лучших чело...

Конспект урока на тему "Специфика и особенности музицирования в младших классах фортепианного ансамбля"

В работе показаны методы и приёмы изучения фортепианных пьес в классе ансамбля фортепиано....