Главные вкладки

    Конспект урока на тему "Специфика и особенности музицирования в младших классах фортепианного ансамбля"
    план-конспект урока по музыке

    Дорожкина Римма Николаевна

    В работе показаны методы и приёмы изучения фортепианных пьес в классе ансамбля фортепиано.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_ansambli_2021g.docx27.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБУДО «Детская школа искусств» МО «Дорогобужский район» Смоленская область

    Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано»

    Тема: «Специфика и особенности  музицирования в младших классах фортепианного ансамбля»

    Урок разработан для Грищенковой Софии и Рубцовой Алёны,

    учащихся 1 класса отделения специального фортепиано                                                    

                                                                       Выполнила: преподаватель

                                                                        отделения  специального  

                                                                        фортепиано Дорожкина Р.Н.

                                 пгт. Верхнеднепровский

                                                 2021 г.

    Тип урока: урок закрепления понятий и умений.

    Цель: Закрепление навыков ансамблевого музицирования  с применением игровых технологий.

    Задачи:

    Воспитательные:

    1. Формирование музыкально-эстетического вкуса
    2. Воспитание чувства партнёра.
    3. Воспитание сценической культуры, повышение профессионального уровня обучающихся.

      Развивающие:
    4. Раскрыть роль ансамблевой игры в развитии творческих

    способностей детей, совершенствование их слуховых, ритмических и образных представлений.

    1. Обогащение кругозора юных исполнителей.
    2. Развитие умения воспринимать музыку осознанно.

      Образовательные: рассмотреть методы преподавания технических и художественных задач совместного исполнительства.

                                         

    Реализуемые педагогические технологии: педагогического общения, коллективной творческой деятельности, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

    Оформление класса.

    Инструменты  два пианино;

    Технические средства: метроном. Наглядные пособия.

    План урока.

    1.Организационный момент  1 мин.

    2. Вступительное слово  5 мин.

    Беседа с учащимися. Введение в тему и постановка цели урока.

    3 . Основная (практическая) часть  30 мин.

    4.Заключение – 4 мин.

    5. Список, используемого материала

    1.Организационный момент. Подготовка рабочего места, проверка готовности  к уроку.

    2.Вступительное слово.

    Беседа с учащимися. Введение в тему.

         «Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных…Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнёра, он не добьётся хороших результатов в ансамбле.» Эти прекрасные слова великого музыканта Рудольфа Борисовича Баршая весьма тонко подмечают суть ансамблевой игры.

    Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности, в ансамблевой игре на фортепиано, которое составляет фундамент музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всём мире. 
        Ансамблевая практика особенно важна для детей со средними данными и ограниченными по каким-либо возможностям, которые не проходят по конкурсу в специализированные учебные заведения и не могут  уделять много времени работе на фортепиано. Маленький пианист сталкивается с игрой в ансамбле практически с самых первых уроков обучения игре на фортепиано. Многие преподаватели, чтобы привлечь внимание ребёнка и поддержать интерес к инструменту буквально при первой встрече с музыкой вовлекают ученика в ансамбль. Весь
    донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог и ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Разумеется, что такой ансамбль пока ещё не является полноценным партнёрством преподавателя и ученика. Однако от урока в урок, с накоплением знаний и опыта, ученику предлагаются всё более сложные (отвечающие требованиям ансамбля) произведения. Вот та дорога, которая ведёт маленького музыканта к полноценному овладению всеми возможностями инструмента, в том числе и игрой в ансамбле.

          Большинство ансамблевых произведений для младшего и среднего возраста учащихся написаны в четырёхручного исполнении на одном инструменте. Четырёхручный дуэт – единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Мы знаем, что детям нравится играть в ансамбле с педагогом, т.к. именно так начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки. В этом случае ученик чаще всего становится ведомым, надеясь на знания и умения своего преподавателя, т.к. играя вместе с преподавателем ученик находится в определённых метроритмических рамках, ощущает плечо сильного партнёра, на которого можно рассчитывать в любой ситуации (ошибся, забыл вовремя вступить и т.д.)

          Очень важна воспитательная функция ансамбля, поэтому игра с педагогом в паре постепенно сменяется игрой в ансамбле с одноклассником, т.к. большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (ученик + ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.

    3.Основная часть:

    Изучение этапов урока.

         В начале урока учащиеся, вместе с преподавателем, показали самые простые ансамблевые пьесы, а именно «Воробей», «Ледовая горка», р.н.п. «Гуси», Сперонтес «Паровоз», р.н.п. «Во поле берёза стояла» и т.д. Эти пьесы можно играть на основе тонической квинты, так как в возрасте 5-6 летним детям со средними музыкальными данными очень трудно понять более сложный аккомпанемент, а желание играть вместе присутствует, это для учащихся гораздо интереснее, чем форма ансамблевого музицирования – учитель и ученик.

         На следующем этапе урока были показаны более сложные пьесы, уже для учащихся, которые приобрели определённые навыки ансамблевого музицирования, а именно: В.Шаинский «Карусель», В..Шаинский «Кузнечик», В.Борисов «Бегемотики». Переложения для таких простых ансамблевых пьес сделал сам преподаватель.     

          Исполняя произведение с учеником своего класса, ребёнок учится думать о партнёре, решать вместе с ним различные музыкальные и исполнительские проблемы, вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно  ансамблевая игра закладывает основы так же для воспитания слухового внимания, развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а также способствует развитию истинного чувства ритма.

    4. Заключение: о важности и необходимости ансамблевого музицирования в учебно-воспитательной работе  класса специального фортепиано.     Фортепианный ансамбль  необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учеников не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов.

    5. Список, используемого материала:

    1. Баренбойм Д. Путь к музицированию 1 часть ноты.

    2. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М.: Музыка, 1987

    3.  Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. – М.: Сов. композитор, 1979.

    4. Сборник  Вдвоём веселей ноты

    5. Соколова Л. Ребёнок за роялем ноты

    6. Хереско Л. Музыкальные картинки, пособие для дошкольников ноты


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Прорамма по классу "Фортепианный ансамбль на хоровом отделении" 1-5 классы

    Уважаемые коллеги! Представляю Вам прорамму по "Фортепианному ансамблю" для учащихся хоровых отделений. Данный курс расчитан на 5 лет обуечния- 1-5 классы. Этот предмет очень интересен маленьким музык...

    Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".

    Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения  для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...

    2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

    Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

    Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля

    Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...

    Методическая разработка Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля

    Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля  Методическая разработка Кругловой Елены Ивановныпреподавателя фортепиано  МБОУ ДО «Ни...

    «РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ ДМШ И ДШИ».

    В работе представлены цели и задачи предмета "Фортепианный ансамбль" в ДМШ,ДШИ,рассмотрены этапы работы над разным репертуаром,приведены примеры из собственного опыта. Работа дополнена презе...