Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".
методическая разработка по теме

Паршина Наталия Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения  для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - летнем опыте работы. Цель этих упражнений - добиться уверенного исполнения двумя руками раньше, чем ученик выучит ноты басового ключа. Это помогает развитию хорошей координации движений обеих рук уже на первом месяце обучения и в дальнейшем обеспечивает более быстрое техническое развитие. Отвечу на любые вопросы по этой теме, но могу сказать с уверенностью - результаты действительно отличные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фортепианное отделение

Открытый урок

преп.  Паршина  Н.А.


Тема – « Развитие технических возможностей учащихся младших классов ».


               г. Краснодар   ДШИ   им.   Г. Ф. Пономаренко        


Цель урока –

Воспитание первоначальных пианистических навыков, организация

правильных  игровых движений, необходимых для технического

развития  ученика  младших  классов.

Задачи урока –

          1.Организация правильных игровых движений на начальном

этапе обучения, постановка игрового аппарата.

2. Координация действий аппарата обеих рук ,самостоятельность

каждой руки.

3. Организация пластичности действий игрового аппарата при

исполнении гамм, аккордов, арпеджио.

4. Организация игрового аппарата при ускорении темпа,

использование объединяющих движений всей руки.

5. Достижение ритмической ровности, темпового единства,

звуковой ровности в этюдах для начинающих.

Урок проводится с ученицей подготовительной группы

Шамара Настей ( 6 лет ).

На уроке показаны упражнения, необходимые для воспитания

первоначальных пианистических навыков, обеспечивающих,

в дальнейшем, техническое развитие ученика.

1.Упр. «Радуга»- руки, как « крылья». Переносы каждой рукой отдельно

широким дуговым движением каждым пальцем по очереди.

2.Упр.на координацию двух рук.

Цель этих упражнений- добиться уверенного исполнения двумя руками раньше, чем ученик выучит ноты басового ключа.( уже на первом месяце обучения, а не на пятом, как это принято в обычной практике).

а) бас + « Радуга»- двумя руками разными пальцами от всех звуков, в левой руке  тянется бас.

б) бас + «Василёк» - подобрать песенку « Василёк» от всех звуков, бас - тоника на длинных звуках « Василька».

в) « Жучок» + « Радуга»: в левой руке – квинта (« Жучок»), в правой – переносы через октаву (« Радуга»). Потом руки меняем.

г) « Жучок» + « У кота» - подобрать песенку « У кота» от всех звуков, в левой руке – квинта.

д) Упр. « Колокола» - Выполняется двумя руками от разных звуков, в левой

руке - квинта ( «Жучок»), в правой – переносы через октаву терций ( «Звонок»).

3. Подготовительные упражнения к гаммам.

Цель этих упр.- быстрое усвоение аппликатурных принципов в гамме,

организация пластичности действий аппарата в технике legato при исполнении гаммы, умение правильно подкладывать первый палец в гамме.

а) « Кляксы» - упр. По три и четыре звука вместе каждой рукой отдельно.

б) гаммовые отрезки – позиции по всей клавиатуре, начинаем с медленного

темпа и доводим до более подвижного.

в) играем гамму только 1 – 3 пальцем каждой рукой отдельно.

г) исполнения гаммы на одну – две октавы отдельно каждой рукой –

добиваемся непрерывной линии.

д) исполнение гаммы на четыре октавы двумя руками, координация действий аппарата обеих рук ,звуковые и ритмические соотношения звуков.

е) подготовительные упр. к аккордам – «Жучок»  квинта) + середина аккорда. Исполняем переносами, как упр. « Радуга».

ж) арпеджио – упр. « Колобок», отрабатываем в медленном темпе поворот

руки к пятому пальцу.

4. Преодоление технических трудностей в этюдах.

А. Лемуан  Этюд C – dur.

а) в медленном темпе, глубоким «сочным» звуком.

б) звонко, чётко, с «отскоками».

в) с акцентами на разные звуки в группах – на первый звук, потом на последний.

г) использование объединяющего движения всей руки – «скатиться с горки».

д)  добиваемся исполнения этюда в более быстром темпе, особое внимание – свободным рукам.

5 . Т. Назарова. Вариации на тему рус. нар. песни « Пойду ль я, выйду ль я».

Ученица исполняет произведение целиком, после чего показывает работу

над  вар. № 2.

а) использование коротких трельных  построений ( по 8 звуков).

б) умение заранее  готовить левую руку, чтобы не было остановок, запинок.

в) постепенное  увеличение  темпа  - использование  объединяющих

движений.

Различные способы работы над гаммами и этюдами показывает

ученица 2 –го класса Селиванова Аня ( 8 лет).

Исполняется гамма G- dur на 4 октавы.

Способы работы над гаммой:

а) разным звукоизвлечением – глубоко, « сочно», потом звонко, с

«отскоками».

б) разными штрихами.

в) разными динамическими оттенками.

г) прибавление темпа: по одной октаве с остановкой на тонике,

по две октавы с остановкой на тонике, по четыре октавы.

д) беззвучная игра гаммы.

Работа над аккордами.

а) вставая на каждом аккорде, наклоняясь корпусом, используя

свой вес – для достижения глубины ощущения клавиатуры.

б) исполнение аккордов на staccato в быстром темпе.

Способы работы над преодолением технических трудностей в

этюдах.

К.Черни ( Гермер). Этюды № 1 – 6.

а) разделение пассажа на группы по 5 звуков, а не по 4 звука.

б) исполнение группами медленно – быстро.

в) объединение по 2 и по 3 группы с постепенным увеличением темпа.

г) вычленение отдельных отрезков, исполнение их в подвижном темпе

и последовательное укрупнение этих отрезков.

д) артикуляционные варианты.

Ученица показала все способы работы, исполнила  этюды целиком,

добиваясь ровности, гладкости исполнения в подвижном темпе.

В заключение хочется вспомнить высказывание известного педагога -пианиста  Г. Нейгауза: « Вся работа, протекающая у меня в классе, есть посильная работа над музыкой и её воплощением в фортепианной игре, другими словами – над художественным образом и фортепианной техникой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие творческих навыков учащихся на уроках сольфеджио в младших классах фортепианного отделения ДШИ»

Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к пре...

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Методическая разработка "Гаммовый комплекс как основа технического развития и музыкально-теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения".

Методическая разработка «Гаммовый комплекс как основа технического развития и теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения»  посвящена традиционной теме  препо...

Открытый урок на тему: "Подготовка к концертному выступлению с учащейся 1 класса фортепианного отделения"

Работа над произведением в целом,развитие элементов художественного мастерства в процессе работы над музыкальным произведением, охват целостности формы...