Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля
статья по теме

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.

Инновации в музыкальном образовании – это особая проблема. Различные виды ансамблевого музицирования можно отнести к инновационным методам всестороннего развития ученика-пианиста. Такая деятельность в силу своего репертуарного многообразия позволяет развить весь комплекс способностей ребенка.

Еще один из инновационных методов – это активное преобразование авторского текста – когда ученикам предлагается разложить авторский двухручный текст на трех-четырехручный вариант, внести изменения в динамику. На этом фоне происходит развитие музыкального интеллекта. Тем самым занятия ансамблевым музицированием способствуют не только расширению репертуара, но и качественно улучшают музыкальное мышление. И это наиболее перспективный путь общего музыкального развития учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Актуальность современного образовательного процесса
  3. Цель и задачи образовательного процесса
  4. Заключение
  5. Список литературы


Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, реализацию и успешную адаптацию.

Учебный процесс в классе фортепианного ансамбля в ДМШ поставлен так, что он направлен на развитие любви к музыке, расширение музыкального кругозора и формирование музыкально-исполнительских навыков ученика. Благодаря тому, что сам инструмент и приемы игры на нем за последние 100 с лишним лет не претерпели особых изменений, обучение игре на фортепиано – дело довольно «консервативное». Оно на протяжении многих десятилетий остается индивидуальным, опираясь на своеобразные доверительные отношения между учителем и учеником. И вполне очевидно, что основным показателем педагогического мастерства является грамотно подобранный репертуар, который познакомит ученика-пианиста с музыкой разных эпох, стилей, пробудит интерес к исполнению, тем самым и будут выполнены задачи обучения.

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.

Инновации в музыкальном образовании – это особая проблема. Различные виды ансамблевого музицирования можно отнести к инновационным методам всестороннего развития ученика-пианиста. Такая деятельность в силу своего репертуарного многообразия позволяет развить весь комплекс способностей ребенка.

Еще один из инновационных методов – это активное преобразование авторского текста – когда ученикам предлагается разложить авторский двухручный текст на трех-четырехручный вариант, внести изменения в динамику. На этом фоне происходит развитие музыкального интеллекта. Тем самым занятия ансамблевым музицированием способствуют не только расширению репертуара, но и качественно улучшают музыкальное мышление. И это наиболее перспективный путь общего музыкального развития учащихся.

Музыкальная педагогика располагает множеством работ выдающихся исполнителей, значение которых, безусловно, велико, так как представляет неисчерпаемый материал для изучения и практического применения. Большинство этих работ являются отражением индивидуального, субъективного опыта мастеров. Они, как правило, описывали свои собственные системы знаний и поэтому не всегда могли подходить другим в силу различного мировоззрения, технических способностей. Репродуктивное обучение способствует преобладанию технической подготовки над художественной.

В то же время предпринимаются попытки преодолеть недостатки современного музыкального образования посредством изменения целей, технологий, введения новых программ обучения.

Так, в конце 2012 года, совместно с преподавателем нашей школы, Ереминой Л.Н, была разработана программа учебного предмета «Ансамбль», как обязательная часть учебной программы «Фортепиано».

Работа представляет собой программно-педагогический комплекс, где подробно изложено содержание предмета, этапы и сроки изучения и освоения музыкально-теоретического материала, навыков ансамблевой игры, требования к уровню подготовки обучающихся по классам, критерии оценки конечного результата – публичных выступлений.

Цель и задачи, содержание программы отвечают ФГТ. При составлении программы учтен принцип преемственности по отношению к действующим примерным и типовым учебным программам 1980 - 90-х, 2000-х годов. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые широкие благоприятные возможности для знакомства с музыкальной литературой. Игра в ансамбле способствует развитию эмоциональной реакции на музыку, стимулирует художественное воображение, воспитывает чувство меры, ощущение звуковой перспективы.

Программа направлена на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений, навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • воспитание в учениках умение свободно музицировать на фортепиано;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, умению давать объективную оценку своему труду, пониманию причины успеха/неуспеха собственной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Цель: создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, приобретения ими начальных профессиональных навыков игры на фортепиано, формирование и развитие интереса учащихся к ансамблевому музицированию, а так же для выявления одаренных детей в области музыкального искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения.

В ходе реализации данной программы решаются тесно связанные между собой задачи музыкально-воспитательного процесса:

Обучающие:

  • овладение основами теории музыки и художественно-выразительными музыкальными средствами;
  • формирование прочных умений и навыков ансамблевой игры на фортепиано;
  • обучение основным игровым пианистическим приемам.

Развивающие:

  • создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству;
  • развитие музыкальных способностей;
  • развитие исполнительных качеств – артистизма, эмоциональности;
  • развитие музыкальной памяти, художественного образного мышления, умения воспринимать и исполнять музыкальное произведение в соответствии с его программным замыслом.

Воспитательные:

  • приобщение к классической музыкальной литературе;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • формирование у детей и подростков  социальной активности, гражданственности и любви к Родине.

Программа УП «Ансамбль» является обязательной частью ОП «Фортепиано» и входит в предметную область – музыкальное исполнительство.

Программа УП «Ансамбль» находится во внутренней взаимосвязи со всеми компонентами учебного плана: учебными предметами «Специальность и чтение с листа», «Концертмейстерский класс», «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» и т.д.

Новизна новой программы раскрыта в следующих элементах:

  • сроки реализации;
  • контрольно-измерительные материалы в виде тестов;
  • УП «Музыкальные термины и «Глоссарий».

Срок реализации данной программы составляет 4 года. Представленная программа предполагает развитие навыков игры в фортепианном ансамбле с 4-7 классы (с учетом опыта, полученного в классе специальности с 1-3 классы), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные учреждения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, мелкогрупповая. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, преподаватель помогает ученику составлять расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности и т.д., не допуская при этом перегрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей.

На самостоятельную работу обучающегося отводится 1,5 часа в неделю.

В работе над реализацией программы УП «Ансамбль» используются следующие методы обучения:

  • словесные методы: устное изложение изучаемого материала; беседа с учащимся, рассказ; анализ нотного текста, формы, стиля музыкального произведения и т.д.;
  • наглядные методы: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ и исполнение произведений преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д.;
  • практические методы: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (гаммы, арпеджио, аккорды, штриховые упражнения), то есть техническая работа над пьесами, работа над художественным образом.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое «во главу угла» ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка. Это принципиально новое обучение, позволяющее ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение. Это обучение, при котором цели и содержание обучения приобретают для обучающихся личностный смысл. Развивает мотивацию к обучению.

Необходимо опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать лишь временный характер его неудач. Научить ребенка оптимизму, предоставлять больше самостоятельности, вносить юмор в отношении с учащимся.

Также необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащегося (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы), то есть к каждому ученику «подбирать свой ключик».

При формулировке цели урока необходимо осознавать не только то, чего ученик хочет достичь, но и каким образом он сможет это сделать (например, для точного интонирования фразы нужно изменить прием взятия звука).

Использование разнообразных приемов целеполагания способствует положительной мотивации учения, вызывает продуктивную дискуссию, создает такую атмосферу, где уважается любое мнение, развивается критическое отношение к различной информации, превращая учащихся в активных субъектов процесса обучения (например, двое играют ансамбль, третий слушает и дает оценку исполнения этого ансамбля, отмечая положительные и отрицательные стороны выступления).

Надо отметить основные положения программы:

  1. Интерес к ансамблевой игре можно вызвать у ребенка уже на самом начальном этапе обучения. Впервые сыграв в ансамбле, ученик чувствует радость общего порыва и взаимной поддержки. Пусть в партии ученика звучит одна нота («Андрей-воробей»), но важно, чтобы ученик почувствовал своеобразие ансамблевой игры и интерес к совместному исполнительству. Наличие двух пианистов позволяет полней использовать клавиатуру для достижения яркого динамического эффекта.
  2. Пианистическая оснащенность для решения музыкальных задач.

 Партнерам в процессе работы следует добиваться звукового равновесия, они должны обладать одинаковыми приемами звукоизвлечения. Слаженная совместная игра в деталях и в целом – все это особая сфера работы, присущая ансамблевым классам. Технические трудности могут возникнуть не только в каждой партии, но и в координации исполнения участников дуэта. Более трудную партию поручают более продвинутому ученику. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать партнеру, не разрывая музыкальной ткани.

  1. Чувство партнерства.

Для составления ансамбля необходимо учитывать характер партнеров и немаловажно, если они дружат между собой. Все это помогает в работе. Важный момент – начало произведения. Синхронно взять два звука не так просто. Это требует большой тренировки. Используется прием дирижерского замаха, ауфтакта – легкое движение кисти, кивок головы (с этим жестом можно посоветовать партнерам взять дыхание). Не меньшее значение имеет синхронное окончание.

  1. Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

Каждый из партнеров является то солистом, то аккомпаниатором. В исполняемом произведении необходимо передать характер, взять нужный темп и выдержать его. Бывает так, что от волнения один из партеров допускает неточность и тут проявляется обоюдное умение не останавливаться, а продолжать игру и достойно закончить пьесу. Этот навык кропотливо воспитывается на уроках фортепианного ансамбля.

  1. Чувство ритма. 

Ансамбль требует от участников безупречного ритма, он должен быть коллективным. Задача преподавателя – добиться четкости ритма, его устойчивости. Особенно это необходимо при исполнении эстрадно-джазовых произведений. При нарастании силы звучности, учащиеся нередко ускоряют темп и наоборот, при технических трудностях замедляют его. Хорошо помогает сравнение темпа коды с началом произведения.

  1. Важность умения читать с листа.

Известно, что чтение нот с листа лучше всего развивается в коллективном музицировании. Хорошее чтение с листа способствует более быстрому разучиванию произведения. При чтении с листа произведений с разной фактурой, преподавателю необходимо научить ученика вымерять основные элементы фактуры. Например, опускать при игре некоторые звуки в аккордах, не нарушая гармоничного звучания. Необходимо выработать у ученика навык игры «вслепую», то есть играть, не смотря на клавиатуру. Тем самым у ученика развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движением рук. Навык «видеть вперед» - зрительное восприятие нотного материала, которое опережает моторно-двигательные функции при игре, охватывает все большие участки нотного текста.

Необходимо упомянуть и об основных критериях личностно-ориентированного урока:

  1. Сообщение в начале урока предполагаемого порядка организации учебной деятельности (преподаватель предлагает начать урок с той части, которая получается хуже).
  2. Создание положительного эмоционального настроя на работу в течении всего урока.
  3. Отбор методических приемов в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  4. Ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации (Н. Римский-Корсаков был не только композитором, но и морским офицером; А. Бородин – не только композитор, но и химик; А. Грибоедов – композитор и писатель и т.д.)
  5. Обсуждение с учащимся в конце урока не только, что понравилось/не понравилось, но и почему? Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?
  6. Развитие способностей учащихся к рефлексии, т.е. самоанализу, самооценке участника образовательного процесса.
  7. При исполнении музыкального произведения все музыканты встречаются с музыкальными терминами , обозначающими характер, темп, штрихи данного произведения. Не зная перевод музыкальной терминологии – все то, чем наделил свое сочинение композитор (темп, характер), исполнитель чаще всего не в состоянии донести до слушателя образ данного произведения, раскрыть его смысл. Для лучшего усвоения музыкальных терминов рекомендуется их распределить по степени сложности в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Для проверки знаний музыкальной терминологии предлагается проводить в конце каждой четверти контрольной опрос (по классам).

Итак, личностно-ориентированное обучение – это способ организации урока, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей учащихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.


Список методической литературы.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1982.
  2. Барейнбойм Л.А. Фортепианная педагогика – М.: Классика – XXI, 2007.
  3. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика – XXI, 2007.
  4. Благой Д. Важные формы приобщения к музыкальному искусству. Сб. вопросы музыкальной педагогики, выпуск 5 – М., 1984.
  5. Лузум Н. В ансамбле с солистом. – Н.Новгород, 2005.
  6. Свитова Т.В. Эвристические методы в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя. - Самара: Издательство СГПУ, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"

Эта программа расчитана на 2 года обучения в муз.школе в 4-5 классах.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4787387","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"25","width":"2...

Педагогические инновации при проектировании современного образовательного процесса

Включение педагогического коллектива в исследовательскую деятельность – это условие для развития педагога как творческой личности, переключения его с репродуктивного типа деятельности на самосто...

Роль традиций в современном образовательном процессе"

   Анализ ФГОС, Концепции, Закона об образовании в Российской Федерации свидетельствует о том, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравств...

Этнопедагогические традиции в современном образовательном процессе

Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета....