Этнопедагогические традиции в современном образовательном процессе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Львова Марина Анатольевна

Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнопедагогика – это наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа. Такое определение дает Г.Н. Волков, чувашский ученый, первый исследователь, разработавший и выделивший этнопедагогику, как науку. Этнопедагогика существовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ.

Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.

 Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к  культуре народов разных национальностей.  Дети должны знать, чем славится их народ.

Наша республика имеет национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Национально-культурный компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению их личностной и языковой культуры.

Роль учителя в воспитании этнотолерантности очень высока.

Осознание детьми целостной картины мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом этнокультурного содержания образования способствует урочная деятельность следующих типов:

-уроки на основе этнокультурного материала;

-уроки с использованием современных интерактивных технологий.

Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета.

Приведу примеры использования элементов этнопедагогики на уроках русского языка.

Пословицы, поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Устное народное творчество своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера.

В любой пословице всегда присутствует назидательный момент. Чувашские пословицы и поговорки отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики.

На уроках русского языка можно использовать пословицы и поговорки как тренировочный материал для грамотного письма.

При изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» можно использовать следующие пословицы:

И ворон вороненку говорит: «Мой беленький».

Серенький воробушек – милая птичка родной стороны.

Работа – опора жизни, труд – рукоять вселенной.

При изучении темы «Правописание окончаний имен прилагательных» даю задание «раскрой скобки».

Умный человек немногословен, у глупого же – слово не переводится.

Непознанного больше, чем познанного.

Самое драгоценное – умная голова.

С новым снегом – новые пени.

Эти средства народной педагогики можно применять на различных этапах урока. В пятом классе использую при списывании по памяти, где являются средством для правильного написания соединения букв.

Начиная с 5 класса, пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении темы.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Чем больше человек живет, тем больше набирает ума, только жизнь его сокращается.

Смелость города берет.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Счастье не есть счастье, чувашская девушка в семье – счастье.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Ученье – путь к уменью.

Правописание местоимений.

Быстро старится тот, кто богатеет мыслями.

Друг тот, кто в беде с тобой.

И пчела не забывает, где ее улей.

Загадки еще одна форма народного творчества, ценность которой состоит в образности, художественности и поэтичности. При обучении часто использую загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, развивает речь ребенка, обогащая словарный запас. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма.

На уроках русского языка можно использовать разные типы загадок.

1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления его признаков. ( Когда я молод был –

                                         Светло светил,

                                        Под старость стал –

                                        Меркнуть стал.)  (месяц)

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (Жемчуг, бисер, на стекле один жемчуг(глаза))

3.В загадках встречаются противопоставления (Стоит, как барин, кричит, как черт(оцеп)).

4.Загадки, в описании которых использованы метафоры (Под навесом красный петух заливается(топка печи)).Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей.

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, соревнования. Слова –отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, по типам склонения. Можно записать весь текст загадки, поработать над ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

При изучении темы «Правописание не с глаголами» использую следующие загадки:

Чего хочешь – того не купишь,

Чего не надо – того не продашь. (молодость и старость).

Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.

На уроках русского языка использую только отрывки из текста сказки. Очень поучительны сказки Г.Н.Волкова. Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» взяла отрывок из сказки Г.Н.Волкова  «Чудо-трава».

«Однажды две девочки решили пойти на рынок. Они несли большие корзины с едой. Одна девочка всю дорогу охала и ныла, ругала свою тяжелую ношу, проклинала длинную дорогу. Другая всю дорогу была веселой. Она не ныла, а хохотала, шутила, дразнила свою подругу».

Спектр использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности школьник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе

В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...

Технология "Дебаты" в современном образовательном процессе.

  Технология создана на базе международной программы, основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество».   Существует множество научных определений понятию «дебаты». Во...

Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг

Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг...

Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...

Роль традиций в современном образовательном процессе"

   Анализ ФГОС, Концепции, Закона об образовании в Российской Федерации свидетельствует о том, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравств...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...