Педагогические инновации при проектировании современного образовательного процесса
статья на тему

Включение педагогического коллектива в исследовательскую деятельность – это условие для развития педагога как творческой личности, переключения его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращения педагога в разработчика и автора инновационных методик обучения, развития, воспитания и средств, направленных на их реализацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_innovatsii.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость модернизации системы образования страны во многом связана  с   противоречиями кризисного периода ее развития, не разрешенными до настоящего времени. Это противоречия:

- между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями обучающихся;

- между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего            развития личности;

- между практикуемым  до сих пор репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями;

- между стандартизируемым обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами.

    В этих условиях возрастает  значение взаимодействия  педагогической  науки и практики.   Фундаментальная и прикладная педагогическая наука, являясь системообразующим фактором,  способна оптимизировать    процесс модернизации системы отечественного образования, сформировать   новое понимание его смыслов,    научно их обосновать.  Но научно обоснованные идеи и смыслы могут стать инновациями только в процессе их реализации, если эти идеи  направлены на разрешение выявленных противоречий в  образовательной практике и востребованы педагогическим сообществом. С другой стороны, педагогическое сообщество должно быть готовым к восприимчивости  новшеств, к их освоению, к формированию определенных организационных форм, методов их реализации  на фоне  выявляемых проблем и противоречий, то есть, быть готовым к инновационной деятельности.

Так что же сегодня  понимается под инновациями в образовании?

   Педагогическим коллективом  МБУ ДО ЦДТТ воспринята  одна из существующих в настоящее время многочисленных типологий  инновационной деятельности, в которой выделяется четыре её направления. Это инновации:

 - в обучении;

 - в воспитании;

 - в управлении;

 - в переподготовке   кадров.

Под инновационным  обучением  понимаются:

-  новые способы организации занятий;

- новшества в содержании образования, направленные на его углубление, обогащение, проблематизацию;

- новые методы  реализации и оценивания образовательного процесса.

   Инновации в воспитании связаны с реализацией системного подхода к нему.  К инновациям в воспитании в МБУ ДО ЦДТТ отнесена работа по  реализация долгосрочных воспитательных проектов: «Патриотическое воспитание», «Детские объединения как воспитывающая  среда социума», «Социально-незащищенные дети», работа по реализации инициатив: фестиваль «Ростовская палитра», коллективный проект «Творчество и мастерство».        

Главная цель инновационной деятельности в управлении и переподготовке   кадров – обеспечение готовности педагогического  коллектива к работе в инновационном режиме. В МБУ ДО ЦДТТ  педагогический коллектив был включен в исследовательскую работу в ходе проведения эксперимента «Система дополнительного образования детей как пространство жизненного самоопределения личности», в ходе которой разработана модель профориентационной работы в дополнительном образовании детей на  основе  системного подхода к  формированию смысложизненных позиций обучающихся.  Исследования, проведенные в ходе экспериментальной работы: «НОУ как центр творчества и инициативы», привели  коллектив к новой инициативе: «Формирование творческой среды дополнительного образования детей как условие успешного развития личности обучающихся», в которой сделано заключение о целесообразности решения проблем педагогического управления творческой деятельностью обучающихся «на основе рассмотрения творчества как сложного процесса, происходящего на уровне «логического, интуитивного и деятельностного». Это позволило педагогам по-новому взглянуть  на проблему определения показателей уровня сформированности творческой среды на занятиях в детских объединения с  их учетом при проектировании образовательных процессов. Включение педагогического коллектива в исследовательскую деятельность – это условие для развития педагога как творческой личности, переключения его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращения педагога в разработчика и автора инновационных методик обучения, развития, воспитания и средств, направленных на их реализацию.

В МБУ ДО ЦДТТ в настоящее время получили актуализацию   вопросы   поиска инновационных подходов к каждому проектируемому  образовательному процессу  и по целеполаганию, и по содержанию, и по отбору форм, средств и методов обучения.  Педагогический поиск подчинен  необходимости обеспечения научного подхода к формированию творческой среды на каждом занятии и в целом в образовательном пространстве учреждения как условия инновационного управления творческой деятельностью обучающихся на принципах содружества, сотворчества.   При проектировании образовательного процесса педагогические инновации направлены прежде всего на развитие личности, настроенной на успех и самореализацию. Поставив общие цели обучения (когнитивные, деятельностные и личностные), которые могут быть продиктованы, главным образом,  содержанием, заложенным в  образовательной программе и определенным календарно-тематическим планом учебно-воспитательной работы для каждого конкретного занятия,  педагог должен изучать  и учитывать индивидуальные цели каждого обучающегося, обеспечивая своевременную информированность обучающихся о  значимости предстоящего занятия, обеспечивая их мотивацию.

 Проектированию образовательного процесса  предшествует большая работа педагогов Центра по анализу содержания  образовательной программы   на соблюдение в нём принципов не только информированности, научности, системности, но и доступности, обеспечивающейся, в свою очередь,  соблюдением принципов логической последовательности, преемственности излагаемого материала и  учета междисциплинарных связей в нем.

  В реальной жизни  каждый педагог Центра одновременно  с проектированием прогнозирует итоги занятия, исходя  из учета возможностей  выполнения поставленных задач и   возможности каждого из учащихся  в выполнении  предложенной программы деятельности.  Последний момент особенно  важен в дополнительном образовании детей.    

В связи с деятельностной, практической  направленностью современного образования, педагоги Центра при проектировании образовательного процесса большое внимание уделяют соблюдению принципа единства содержательной и процессуальной сторон обучения.  Соблюдение этого принципа предоставляет возможности для выбора педагогических технологий как совокупности методов, приемов и средств обучения, направленных на создание условий для творческой продуктивной деятельности.  К наиболее известным инновационным из них можно отнести:

- метод интерактивного обучения;

- метод проектов (от кратковременного практико-ориентированного проекта к научно-исследовательскому);

- метод проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни обучения).

  При анализе инновационной деятельности педагогического коллектива МБУ ДО ЦДТТ отмечено, что процесс  проектирования образовательного процесса  в дополнительном образовании детей осложняется тем, что  важная роль  в нем  должна отводиться ситуативному обучению,  требующему  использования средств и методов, ему соответствующих. Специфика дополнительного образования детей, связанная с возможностями  свободного выбора обучающимися образовательных программ, приводит, с одной стороны,  к развитию их самостоятельности, ответственности за свои поступки, помогает найти себя. Но с другой стороны, зачастую дети, столкнувшись с первыми же трудностями, уходят от них. Педагоги дополнительного образования решают эту проблему с помощью индивидуального подхода к каждому из обучающихся, своевременно выявляя способности, возможности каждого из них, ставя перед ними решаемые задачи с постепенным их усложнением, используя все виды мотивации творческой деятельности, создавая ситуации успеха и признания  значимости этой деятельности.   Это  явные признаки ситуативной педагогики, когда  обучающимся  по сути  отводится ведущая роль  в определении и уровня сложности содержания образования,  и его объема, и даже ведущая роль в управлении процессом обучения, так как цели этого обучения  для себя задает,    изначально,  он сам. Не удивительно, что именно в дополнительном образовании большая роль отводится рефлексивного размышления педагога над педагогическим проектированием как деятельностью, направленной на повышение качества образования. Одновременно, именно подобного рода рефлексия стимулирует инновационную методическую деятельность педагога. Под инновационной методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности, а значит и проектирование образовательного процесса.

    Таким образом,  при  описании  инновационного поля отечественного образования   целесообразно обращаться к результатам исследовательской деятельности педагогических коллективов, организованной в образовательной практике,  складывающейся из совокупности  определенных процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращается в образовательное нововведение.  Но необходимо учесть, что инновации в образовании связаны прежде всего с человеческим фактором и традиционная схема отношений «учитель – ученик» сегодня трансформирована  в схему     « человек – человек». Важно признание решающей роли учебного сотрудничества в процессе проектирования образовательного процесса и понимание того, что основная цель инновационной деятельности в педагогике:

- максимальное раскрытие  творческого потенциала  обучающихся,;

- развитие  творческого мышления учащихся, их умения ориентироваться в получаемой информации;

- мотивирование деятельности, направленной:

  • на   овладение   способами  использования полученных знаний  на практике;
  •  на решение, в дальнейшем, различных проблем в профессиональной и социальной сфере жизнедеятельности.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"

"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...

Доклад: «Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.»

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», но какую?...

Педагогический семинар: «ФГОС ОВЗ НОО, как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"

Педагогический семинар: «ФГОС ОВЗ НОО, как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе обучения английскому языку в школе-новостройке

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Статья по обобщению опыта работы «Проектирование современного образовательного процесса: ФГОС, технологии, содержание, преемственность»

         Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческо...