Статья по обобщению опыта работы «Проектирование современного образовательного процесса: ФГОС, технологии, содержание, преемственность»
методическая разработка

Сасыкова Галина Николаевна

           Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fgos.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н. Кугультинова»

Яшалтинский район Республика Калмыкия

Статья по обобщению опыта работы

«Проектирование современного образовательного процесса: ФГОС, технологии, содержание, преемственность»

                       

учитель химии

Сасыкова Галина Николаевна

           Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.  А самое главное, в работе над самостоятельным научным исследованием, школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость. К тому же, исследовательская деятельность отвечает требованиям ФГОС, формированию всех групп универсальных учебных действий.

            Наше учебное заведение уже в течение нескольких лет активно работает с юными исследователями и нами уже накоплен определенный опыт по вопросам организации исследовательской деятельности.

По каким направлениям работают педагоги нашей школы? (слайд 1)

  1. Проблемно-реферативные творческие работы.
  2. Экспериментальные работы
  3. Натуралистические и  описательные работы
  4. Исследовательские работы

При этом исследовательская деятельность включена (слайд 2): в курсы, входящие в учебный план, в части школьного компонента, в блоке внеурочной деятельности учащихся.  Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в школе выстраивается в виде направленной систематической работы на всех ступенях.

           В начальной школе (слайд 3) темы выбираются согласно возрастных психолого-физиологических особенностей. А именно, темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.

Проблема исследования в основной школе (слайд 4) складывается из любой области обучения - предметной, межпредметной, внепредметной.  

          Дети обучающиеся в старшей школе (слайд 5) подбирают темы исследовательской работы в соответствии с личностными предпочтениями. Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересован какой-либо темой. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества. Итог этой работы один - полученный результат должен быть социально и практически значимым.

          Исследовательская деятельность позволяет скорректировать  профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследования, ребята занимающиеся исследовательской деятельностью, чувствуют себя уверенней, становятся активнее, общительнее, у них расширяется кругозор,  улучшается качество по предмету, их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.

          Наши учащиеся и учителя успешно выступают на школьных, районных, региональных, республиканских и всероссийских конференциях. (слайд 6)

Это и «Ювента» и «Первые шаги в науку», региональные конференции по охране окружающей среды, инновационным технологиям, туристическим и краеведческим проектам, конференций, посвященных 70-летию Великой Победы, заочные конференции по водным ресурсам, республиканская конференция, посвященная Тибету.

          Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность  реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, это позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

           Летчик может стать высококлассным летчиком, только совершая реальные полеты в небе, исследователь может стать высококлассным исследователем, только проводя реальные исследования. Чем раньше мы станем прививать учащимся исследовательские навыки, тем быстрее они станут приобщаться к миру познания и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

Педагогические инновации при проектировании современного образовательного процесса

Включение педагогического коллектива в исследовательскую деятельность – это условие для развития педагога как творческой личности, переключения его с репродуктивного типа деятельности на самосто...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Обобщение опыта по теме: «Современные образовательные технологии как реализация основных принципов системно-деятельностного подхода»

Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности....

Статья и презентация на тему:«Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий»

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Проблема же здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Ситуация такова, что практически нет здоровых школьни...

Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"

Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...