Главные вкладки

    Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
    материал

    Галашова Марина Алексеевна

    Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.

    Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

    Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям. 

    Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).

    Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Главная наша цель - помочь ребенку социализироваться в обществе,  вовлечь дошкольника в индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

    Для этого мы должны создать детям  с ограниченными возможностями здоровья оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ, оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    Одним из путей повышения качества коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями - использование современных  образовательных технологий, оригинальных, творческих приемов и методов позволяющих развивать мыслительные  и речевые способности ребенка.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oboshchenie_opyta.docx81.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение "Кетовский детский сад общеразвивающего вида №4"

    Обобщение опыта

    Тема: «Использование современных  образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    учитель - логопед: Галашова М.А.

    Высшая категория

    2019год

    Тема: «Использование современных  образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Использование современных образовательных технологий  — это значит «держать руку на пульсе» современной коррекционной педагогики, дети посещающие логопункт (даже без статуса  ОВЗ)  имеют особые образовательные потребности.

     Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

    В деятельности учителя-логопеда  современные технологии приобретают всё большее значение. Так как они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат  созданию условий для  благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

    Актуальность

    В настоящее время в детском саду наблюдается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, имеющие как тяжелые нарушения речи  так и средней тяжести.  Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционного процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.

    Поэтому  главная цель- создать детям  с ограниченными возможностями здоровья оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ, оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является:

    1.Включение  детей с особыми образовательными потребностями в систему коррекционно-развивающей работы логопункта  путем оптимального сочетания разнообразных методов и форм работы.

    2. Обеспечить комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на всем протяжении пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

    3. Повысить качество коррекционно-развивающей работы путем внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий и оборудования.

    4. Организовать эффективное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными потребностями.

    5. Повысить уровень профессиональной компетенции  в вопросах

    инклюзивного образования.

    Длительность работы над опытом.

    Работа над опытом велась в течение трёх лет, начиная с 2017 года, на I этапе – проектно-мобилизационный (2017 год) –  изучила теоретические аспекты проблемы , сформулировала тему опыта,;

    II этап – экспериментально-поисковый (2018 год) – поисковая работа, определила пути решения выявленных проблем, методов и приёмов организации работы с детьми;

    III этап – преобразовательный (2019 год) – становление опыта, анализ результатов;

    IV этап – рефлексивно-обобщающий (2019год) – обмен опытом работы, определение дальнейших перспектив развития опыта.

    Диагностика на заключительных этапах доказала успешность выбранного подхода для решения обозначенной проблемы.

    Логопункт посещают  дети с пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Посещение логопедических занятий для таких детей - это тяжелый труд. Поэтому использование в моей логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам.

    Педагог Борис Тимофеевич Лихачёв дал определение педагогической технологии как «организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс».

    И.П. Волков считает: «Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения». В.М. Монахов считает, что «педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». М.В. Кларин пишет: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей».

    В своей работе я систематически и целенаправленно использую  сочетание различных технологийучитываю индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволило сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным и эффективным.

    Инновационные технологии, применяемые в моей логопедической практике:

    1.Здоровьесберегающие технологии: Кроме традиционных методов и приемов (дыхательная и артикуляционная гимнастика, развитие общей моторики) использую элементы криотерапии, Су-Джок терапию направленные на развитие мелкой моторики;

    2. Телесно-ориентированные технологии (кинезиотерапия);

    3. Арт -терапевтические технологии (мнемотехника, песочная терапия);

    4. Информационные-коммуникативные технологии.

    Вышеперечисленные виды технологий в логопедии не рассматриваются как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

    Здоровьесберегающие технологии

    Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.   Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

    Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

    1. Стабилизация эмоционального фона.

    2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

    3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

    4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

    5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

    6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

    На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, использую следующие варианты игр:

    - игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

    -игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

    -игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

    -игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

    В ходе игр использую психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

    Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния ребенка.

    Составила картотеку игр

     « Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;

    « Вылови игрушку»  - ситечком выловить из воды;

    « Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;

    « Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

    « Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

    « Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;

    « Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

    «Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают

    Для осушения рук детям предлагаю поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

    Метод акватерапии использую как часть непосредственно образовательной деятельности и как отдельное занятие.

    Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

    Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей дошкольного  возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.  Для устранения этих нарушений я применяю элементы криотерапии.

    Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.  Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

    Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

    Су-джок-терапия - это эффективный метод профилактики и лечения болезней. В 1986 году  в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о  данной методике, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву.   Эффективность и простота Су -Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару.

    Применение Су -Джок терапии укрепляет:

     1.Имунитет ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.

    2.Уравновесить психоэмоциональное состояние. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.

    3.Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.

    4.Подготовить руку к письму.

    5.Су–Джок способствует развитию речевой активности детей.

    В работе применяю такие игры и упражнения:

    Упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Съедобное — несъедобное» и т. д.

    Упражнение «Раздели слова на слоги»: ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

    Использую шарики при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

    Использование шариков при выполнении гимнастики. Это специальный комплекс физических упражнений для мышц и суставов, который сочетается с закаливанием, дыхательной гимнастикой и всевозможными пальчиковыми играми, включая элементы терапии су-джок.

    Ноги поставить на ширине плеч, руки опустить, зажав в правом кулачке массажный шар.

    «Раз» – развести руки в стороны.

    «Два» – поднять их вверх, переложить мячик в левую ладошку.

    «Три» – вновь развести руки в стороны.

    «Четыре» – вернуться в исходное положение.

    Увлекательные упражнения с использованием колечек помогают проработать активные точки пальцев рук .

    Телесно-ориентированные технологии:

    Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических процессов. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

    В своей работе я использую кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики – этот комплекс движений, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия.

    Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка»,«Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка», «Домик», «Ухо-нос», «Симметричные рисунки».

    Арт -терапевтические технологи

    В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья передо мной стоят задачи по оптимизации усвоения слов, языковых закономерностей, ускорения введении в речь поставленного звука более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы. Таким инструментом повышения качества коррекционного процесса служит мнемотехника. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (пиктограмма). В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, ребенок с легкостью воспроизводит стихотворение, загадку или скороговорку.

    Для более качественной коррекции речи и развития эмоционально-волевой сферы я использую песочную терапию. Она способствует:

    - совершенствованию умений и навыков практического общенияиспользуя вербальные и невербальные средства;

    - обогащению словарного запаса и развитию связной речи;

    - побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

    - развитию фантазии и образного мышления.

    Информационные-коммуникативные технологии

    Одной из центральных проблем в логопедической работе с детьми является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание в своей работе я использую интерактивные игры в  Повер поинте, интерактивные игры "Баба Яга учится читать", "Игры для тигры"

    Они повышают мотивацию к логопедическим занятиям, обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной.

    Анализ результатов итогового обследования показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. У дошкольников наблюдается положительная динамика развития речевых и творческих способностей, улучшается психоэмоциональное состояние детей, повышается уровень учебной мотивации.

    Использование инновационных технологий на логопедических занятиях позволило достичь следующих результатов:

    В 2017, 2018, 2019 учебном году были обследованы дети МКДОУ «Кетовского детского сада общеразвивающего вида №4 корпус 2»

    Всего было обследовано детей:

    2016 -2017 ____ 56 детей

    2017 -2018_____56 детей

    2018 -2019_____58 детей

    На логопункт было зачислено:

    2016 -2017 _____24 детей

    2017 -2018_____28 детей

    2018-2019______25 ребёнка

    По результатам коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения за три учебных года 2017, 2018,2019  были достигнуты следующие результаты:

    Результаты коррекционной работы логопункта МКДОУ "Кетовский детский сад общеразвивающего вида№4 корпус 2"

    2016-2017уч.год

    2017-2018 уч.год

    2018-2019 уч.год

    Всего

    Под.гр

    Всего

    Под.гр

    Всего

    Под.гр

    Общее количество

    24

    15

    28

    21

    25

    22

    ОНР

    2

    1

    2

    1

    8

    6

    ФФНР(стёртая форма дизартрии

    14

    7

    21

    16

    15

    15

    ФНР

    7

    7

    4

    4

    1

    ТНР

    1

    1

    1

    Выпущенные дети

    15

    15

    21

    21

    22

    22

    С хорошей речью

    14

    62%

    20

    20

    71%

    18

    72%

    18

    Со значительными улучшениями

    7

    1

    8

    1

    3

    4

    Остались на повторный курс

    2

    1

    Логопед

    школы

    7

    1

    Логопед

    школы

    3

    На основании данных результатов видно что положительная динамика продвижения воспитанников прослеживается более чем у 60%.

    Результативность коррекционной работы оценивается по данным текущей и итоговой диагностики по основным направлениям работы.

     Логопедическое  обследование речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста состоит из восьми речевых проб: звукопроизношение, дыхательные и голосовые функции, фонематический слух, фонематическое восприятие, слоговая структура слова,

    звуковой анализ и синтез, грамматический строй речи, связная речь.

    В методике использованы речевые пробы, предложенные

    О.И. Крупенчук,  Н.В.Нищевой, К.С.Лебединской,  О.С.Никольской, электронный вариант экспресс диагностики  нарушений речевого развития  О.С. Тверской, Е.Г. Кряжевских, А.А Вятчининова, В.П. Чупрына.

    Для оценки успешности выполнения заданий использую балльную систему, разработанную Т.А. Фотековой., В.М. Акименко.

    При обследовании использую картинный материал  О. Б. Иншаковой  Альбом для логопеда.; Картинный материал к речевой карте Н.В. Нищева – 2008.;  Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. Книголюб. 2008.

    Каждое  задание  оценивается  по  пятибалльной  шкале  следующей  характеристикой: 

    4  балла  —  задание  выполнено  ребенком  самостоятельно,  точно  с  первого  предъявления.

    3  балла  —  задание  выполнено  ребенком  самостоятельно,  но  допущено  1—2  ошибки.

    2  балла  —  задание  выполнено  ребенком  самостоятельно,  но  количество  ошибок  возросло  до  3,  требовалась  помощь  логопеда 

    1  балл  —  ребенок  пытался  справиться  с  заданием,  но  допустил  до  5  ошибок,  помощь  логопеда  не  помогала.

    0  баллов  —  ребенок  с  заданием  не  справился  или  отказался  выполнять.

     По результатам обследования и на основании подсчета количества баллов, набранных ребенком, учитель-логопед дает заключение о состоянии речевого развития каждого ребенка. В результате полного обследования ребенка могут быть следующие варианты заключений:

    Первый уровень (низкий, менее 40 баллов). Общее недоразвитие речи (ОНР), I уровень. Речь как коммуникативная функция отсутствует.

    (48-75балла). ОНР,IIIуровень. Речь понятная, однако имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения и в целом — не сформированность связной речи.

    Второй уровень (средний76 -128 баллов). Фонетико-фонематическое недоразвитие — наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

    третий уровень (высокий, 129-1146 баллов). Возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизношения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

    Если обследование проводилось по сокращенной схеме, то расчет баллов проводится индивидуально.

    Данная форма фиксации полученных результатов, уровневый подход к оценке результатов исследования, позволяет правильно сделать заключение о состоянии речевого развития ребенка, надежно отслеживать динамику коррекции речевого дефекта не только у одного конкретного ребенка, но и в целом в группе.

    Результаты коррекционного обследования детей посещающих логопункт МКДОУ "Кетовский детский сад  общеразвивающего вида №4" в 2017, 2018, 2019 году.

    Год

    2016-2017

    2017-2018

    2018-2019

    низкий

    средний

    высокий

    низкий

    средний

    высокий

    низкий

    средний

    высокий

    %

    Звукопроизношение

    -

    37

    63

    3

    22

    75

    3

    13

    84

    Дыхательная и голосовая  функций

    -

    9

    91

    3

    3

    94

    -

    6,5

    92,5

    Фонематический слух

    -

    45

    55

    7

    28

    65

    6,5

    6,5

    87

    Фонематического восприятия

    4

    46

    50

    7

    33

    60

    6,5

    9,5

    84

    Слоговая структура слова

    4

    38

    58

    3

    34

    63

    3

    6,5

    90,5

    Звуковой анализ и синтез

    4

    41

    55

    7

    28

    65

    9,5

    6,5

    84

    Грамматический строй

    4

    21

    75

    3

    17

    80

    3,75

    3,75

    92,5

    Связная речь

    1

    25

    71

    3

    10

    87

    3

    6,5

    90,5

    Одним из основных условий  организации образовательного и воспитательного процесса в ДОУ  с детьми с ограниченными возможностями здоровья является взаимосвязь с педагогами ДОУ.

    Выступление на педсовете "Мы вместе", деловая игра "Какой бывает лэпбук", консультация - коучинг  " Организация и  оснащение методическим материалом развивающей предметно - пространственной речевой среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", «Звуковая культура речи дошкольников», мастер - класс "Синквейн в развитии связной речи у детей 5-6 лет". Взаимопосещение открытых логопедических занятий: квест - игра "Детективное агентство" на дифференциацию звуков "Ш-Ж". Игра - путешествие в зимний лес. Автоматизация звука "Л" в словах, предложениях. Дикие животные.

    Выступление на МО логопедов Кетовского района "Организация обучения детей с ограниченными возможностями и детей  - инвалидов в условиях детского сада".

    Главная цель в работе  с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать её возможности.

    Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка  использую коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. К коллективным формам относятся родительские собрания  проводятся два раза в год "Особенности речевого развития детей 6 -7 лет", "Речевая готовность к школе" , консультации "Развитие у детей коммуникативных способностей", "Как играть с аутичными детьми", "Содержание работы логопункта ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", семинар -  практикум "Профилактика  нарушений звукопроизношения у дошкольников". Были разработаны памятки по выполнению артикуляционной гимнастики, правила работы в тетрадях, оформлены информационные стенды "Речецветик".

    Для организации эффективной работы  с детьми  с особыми образовательными потребностями   прошла курсы повышения квалификации.

    ИРОСТ. 2017год.

    "Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в процессе реализации ФГОС ДОУ.

    ГБУ "Центр помощи детям" , 2018г.

    Семинар - практикум "Комплексное содействие лечению и реабилитации детей с РАС".

    ГБУ "Центр помощи детям",2019г.

    Областная конференция "Ты не один".

    Одним из путей повышения качества коррекционной работы взаимодействие с социумом, куда входит:  Участие в районной службе поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста (Сычевский детский сад 30.01 2018), Кетовская централизованная клубная система,  Кетовский Детско - юношеский центр, Кетовская централизованная библиотечная система.

    Результатом коррекционной работы  стала победа  ( первое место) во Всероссийской блиц - олимпиады "Время знаний" Инклюзивное образование. Обучение детей с ограниченными возможностями.

    Победа в  муниципальном конкурсе видеороликов по пожарной безопасности.

    Заключение: В. А. Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство. Без игры, творческого подхода к детям, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Для детей с речевыми нарушениями характерны: не только скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, но и недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук, нарушение внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование современных  образовательных технологий оригинальных, творческих  эффективность которых очевидна.

    Список используемой литературы:

    1.Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. 2.Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. [с.105–109]

    3.Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

    4.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986. [с.55–66]

    5.Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи//"Логопед" №5, 2010.

    6.Волкова И.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях; Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО "ИРО", 2014.

    7.Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: ОЛИСС, 2011. [с.35–38]

    8.Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. [с.6–7]

    9.Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения.- М., 2003г. [с.34–42]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...

    "Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

    Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможно...

    «Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

    «Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

    laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»...

    Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

    В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...