Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Бареева Татьяна Владимировна

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование театрализованных игр-занятий

с математическим содержанием

в коррекционной работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы. Формирование интереса к театрализованной игре требует создание условий, при которых у ребенка возникли бы увлеченность ходом игры, понимание смысла, содержания театрализованной игры, а также стремление участвовать в ней. Все выполняемые педагогом действия необходимо проводить на насыщенном эмоциями фоне. Детям необходимо дать почувствовать, что процесс театрального действия интересен, приносит радость и удовольствие. Важно чтобы ребенок из пассивного зрителя превратился в активного их участника- актера-режиссера.

В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитываю:

1. Обеспечение преемственности содержания работы с детьми разного возраста от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей.

2. Обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности.

3. Развитие психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка.

Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе. Один их них – включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. Такой объединяющей универсальной деятельностью является театрализованная игра, которая позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми. Вокруг игрового сюжета выстаивается содержание различных видов деятельности, организуется совместное творчество с детьми разного возраста, с разным уровнем развития, предлагая доступные задания в соответствии возможностями каждого ребенка.

Использование театрализованных игр в процессе формирования элементарных математических представлений способствует также воспитанию собственно игровых умений и навыков.

Особая эмоциональная атмосфера театрализованных игр создаётся педагогом с помощью всех доступных средств: мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа и ритма речи и т.п.  Используя ярко выраженные положительные эмоциональные проявления, педагог привлекает внимание детей к театральным куклам и действиям с ними. Все действия сопровождаются словесными пояснениями, которые помогают детям не только увидеть рисунок этих действий, но и понять их математический смысл.

Форма проведения театрализованных игр с математическим содержанием может меняться в зависимости от задач. Форма проведения – подгрупповая или индивидуальная. В театрализованных играх с математическим содержанием следует активно пользоваться приемом совместных действий, например, количественных или пространственных.

Наиболее эффективной при организации театрализованных игр с математическим содержанием является следующая последовательность:

  • Проигрывание действий педагогом на глазах у детей.
  • Совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком.
  • Выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога.
  • Выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым.
  • Выполнение действий ребенком по словесной инструкции педагога.
  • Речевое комментирование ребенком выполняемых им действий.

Для решения арифметических задач, понимания пространственных отношений необходимо проигрывать разнообразные ситуации с одинаковым, а затем в противоположным значением. В этих элементарных отобразительных играх используются объемные игрушки, стендовый театр, театр на ковролинографе, различный иллюстративный материал.

Особенно привлекательны для детей приемы драматизации ситуации, её импровизации и театрализации, которые способствуют пониманию детьми различных свойств и отношений математического характера. С помощью этих приемов дети погружаются в игровую ситуацию, в естественной игровой обстановке усваивают различные математические отношения – сложения и вычитания. Педагог в таких играх берет на себя роль ведущего, организатора игры. Такие игры могут проводиться с применением настольного театра, кукол-бибабо, пальчикового театра. Пальчиковые игры с успехом используются для развития математических представлений.

Театрализованные игры-занятия непременно следует сопровождать музыкой. Музыка оказывает общеразвивающее влияние на детей и создает благоприятный эмоциональный фон для их деятельности, придает образность выполняемым действиям.

Наиболее значимыми для формирования элементарных математических представлений являются игры-драматизации. Они позволяют ребенку понять и проиграть ситуации, связанные с временными, пространственными и количественными представлениями. Игры-драматизации могут использоваться в процессе обучения решению арифметических задач. Такие игры-драматизации очень привлекательны для детей и по форме, и по содержанию. Они удовлетворяют потребность в перевоплощении, стимулируют ролевое поведение детей, вызывают яркий эмоциональный отклик. Они позволяют также развивать внимание, память.

В своей работе активно использую сказки. Есть сказки с небольшим количеством персонажей и тогда, чтобы все дети приняли участие в спектакле, я добавляю новые персонажи и делаем игру по мотивам сказки. В результате все дети разновозрастной группы становятся участниками постановки. Исполняя различные роли, дети учатся понимать чувства других людей, оценивать их взаимоотношения. Сценические ситуации заставляют пережить различные состояния, что обогащает не только умственное развитие, но и эмоциональный мир ребенка.

В целях погружения ребенка в мир театра в условиях группы оборудован театральный уголок, где находятся: ширма, элементы костюмов, маски, шапочки персонажей, кукольный театр, различные атрибуты: парики, головные уборы, макеты: русская печь, колодец с ведрами, колыбель.

Итогом нашей работы становятся театрализованные представления с участием детей разных групп от 3 до 7 лет. Зрители нередко становятся активными участниками представления, они участвуют в конкурсах и помогают героям. Дети с удовольствием принимают участие в театрализованных играх, которые надолго остаются в памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются инновационные подходы в системе социально-психолого-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. ...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....

Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"

Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...

Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я при...