Использование приёмов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Редькина Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются инновационные подходы в системе социально-психолого-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов тестопластики

в коррекционно-педагогической работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.…………………………………………………………
            Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка.

Практическая значимость данной работы: предлагаемые формы и методы работы адекватны и эффективны, оригинальны и своевременны, что позволяет подчеркнуть новизну и теоретическую значимость представленных методических материалов. Коррекционно-развивающие приемы работы по тестопластике могут быть использованы в работе дефектологов, логопедов, воспитателей и родителями с целью оптимизации психического развития детей с особыми образовательными потребностями.

На индивидуальных занятиях дефектолог осуществляет целенаправленную коррекционно-развивающую работу по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности посредством использования разнообразных приемов тестопластики. Основными направлениями этой работы являются:

  • развитие сферы образов-представлений;
  • формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
  • развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  • формирование пространственно-временных представлений;
  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • совершенствование мнестической деятельности;
  • развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  • активизация формирования связей между полушариями мозга;
  • развитие творческих способностей.

 Кроме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  • развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  • профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  • развитие социальных эмоций;
  • создание условий для развития самосознания и самооценки;
  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет ребёнку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Непременное условие на занятиях — атмосфера доверия и заинтересованного общения.

Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия. В игре «Узнай на ощупь» дефектолог предлагает детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с задержкой психического развития это обстоятельство имеет огромное значение.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с задержкой психического развития.   

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны, педагоги и родители имеют замечательную возможность сделать эти занятия еще более увлекательными и запоминающимися. При этом важно соблюдать непременное условие на занятиях — создавать атмосферу доверия и заинтересованного общения между ребенком и взрослым, учитывать индивидуальные возможности и темп психического развития каждого ребенка.

  Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия с использованием приемов тестопластики необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья; закрепление приобретенных знаний, умений и навыков;  восполнение имеющихся пробелов в развитии; создание необходимых условий развития, позволяющих в полной мере реализовать возможности и потенциал каждого ребенка; использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; формирование предпосылок для полноценного развития школьно-значимых психофизиологических функций, подготовка к обучению в школе.  

Обобщенный опыт работы соответствует принципам новизны, актуальности, перспективности, стабильности результатов и может быть рекомендован к использованию в работе дефектологов, логопедов, воспитателей, а также родителям с целью оптимизации психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
  2. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М.: Издательство: Цветной мир, 2013 г.
  3. Мэри Энн Ф. Колль. Глина и тесто. М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2004.
  4. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2008 г.
  5. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП, 2010.
  6. Фатихова Л.Ф. Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие. –– Уфа: Вагант, 2007.
  7. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.
  8. Янушко Е. Волшебное тесто. М.: Издательство: Эксмо, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....

Использование методов зоотерапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основной целью проведения занятий по зоотерапии является развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ....

Использование интерактивных технологий Мимио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт использования интерактивных технологий Мимио в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедической группы. Целью д...

«Использование изотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему: «Использование изотерапии в работе с детьмис ограниченными возможностями здоровья» В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующ...

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...