Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Чибискова Ангелина Вартановна

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я применяю следующие виды деятельности:

Пальчиковая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Физминутки;

Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика);

Кинезиологические упражнения;

Элементы Су–Джок терапии;

 Сказкотерапия.

 Пескотерапия.

   Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Правильно организованные занятия учителя – дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья  и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовский областной центр образования»

Статья на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных  занятиях с детьми с  ограниченными возможностями здоровья».

Подготовила учитель – дефектолог:

 Чибискова Ангелина Вартановна

г. Ефремов, 2023

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных  занятиях с детьми с  ограниченными возможностями здоровья».

Роль учителя – дефектолога  образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье обучающегося. Необходимо сформировать у школьников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.  

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я применяю следующие виды деятельности:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Физминутки;
  • Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика);
  • Кинезиологические упражнения;
  • Элементы Су–Джок терапии;
  • Сказкотерапия.
  • Пескотерапия.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.  Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Эта деятельность вызывает интерес у детей эмоциональный настрой. Целенаправленная работа по развитию моторики рук напрямую влияет на уровень познавательного и речевого развития ребенка. Эти упражнения подготавливает руку к письму, помогают снять напряжение,  развивают ручную умелость. В своей работе применяю такие педагогические игры как: цветные бомбошки, цветные пальчики, шнуровки, умная цепочка, различные мозаики, настольный футбол и многое другое.

Пример педагогических игр, применяемых на коррекционных занятиях:

Для проведения пальчиковой гимнастики использую в своей работе также и ИКТ технологии – интерактивный стол, в котором содержатся  программы, такие как:

«Планета детства» (из раздела «Почемучка включает следующие игры и упражнение на развитие моторики «Ловкач» и «Командные игры»);

«Логомер» в разделе «Моторика» включает следующее:

А ты так можешь? Физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями этой игры очень интересно. 

Ручные привидения. Повторяйте движения за веселыми Привидениями и проговаривайте стишки вместе с ними.

Настольные пальчики. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Глядя на движения веселых Привидений и подражая им, ребенок активно разрабатывает свои пальчики.

Пример игр и упражнений на интерактивном столе, применяемых на коррекционных занятиях:

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо как для заикающихся детей и детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.

Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у школьников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое коррекционное занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые. А также использование ИКТ технологий, таких как программа «Логомер 2» на интерактивном столе – раздел «Дыхание, воздушная струя» (8 игр). Для проведения дыхательных упражнений необходим микрофон. Ребенок дует в него, по заданию логопеда, и наблюдает за изменениями на экране: вертолет взлетает, свечки задуваются, сосиска уползает от кота, ветер и жучки. Весело и полезно!

Применяемые мною задания для дыхательной гимнастики на коррекционных занятиях в программе «Логомер 2» – Воздушная струя.

https://sun9-5.userapi.com/impg/8AY0Vck95XhE9VszQAUNSQR7V44xfJKrWw9p2Q/H_Lq3jLKfD8.jpg?size=1360x703&quality=96&proxy=1&sign=ebf189e3efd515daf1a0c55e90bc7b0b

  1. Физкультминутки

     Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления детей. Комплексы физминуток подбираю согласно теме занятия. Физминутки проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

  1. Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика).

В связи с тем, что во время коррекционных занятия у обучающегося увеличивается нагрузка на органы зрения, учитель – дефектолог  должен предусмотреть  зрительную гимнастику, заключающуюся в выполнении простых упражнений, которые помогут снять усталость глаз. Гимнастика для глаз как обязательный элемент коррекционной работы полезна и  в целях профилактики нарушений зрения. Ее желательно выполнять в середине занятия. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Мною зрительная гимнастика проводится чаще в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику провожу по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, интересных развивающих предметов.

На занятиях из многих упражнений применяю такие как:

 Упражнение с меткой на стекле (по Аветисову)

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdaacacb187c/img4.jpg

Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например, дом и рассказать, что он там видит.

Пальминг (автор У.Бейтс)

https://cdn.fishki.net/upload/post/2021/09/10/3930001/1f6410dda2c4cdfe2db100bf8adc6cd5.jpg

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз–таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2 – 3 минуты. В это время включаю спокойную музыку или читаю стихи по лексической теме.

  1. Кинезиологические упражнения.

Цель: активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания.

Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиологические упражнения по методике А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Лезгинка», «Цепочка», «Фонарики» и др. Очень интересны и кинезиологические сказки.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a297030d7/img17.jpg

  1. Элементы Су–Джок терапии.

Цель: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Су–Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине, удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Материалы, применяемые в работе на коррекционных занятиях:

Массажные шарики Су–Джок, пружинки, бельевые прищепки, резиночки для волос, различные массажёры, эспандеры, мячи разных размеров, шестигранные карандаши, бумага.

https://sun9-14.userapi.com/impg/Q1l6jBGHof7ilg0B_SnKGCZFvbcMrdyrWxrtpA/ypfWbQnkZgs.jpg?size=604x340&quality=96&sign=752fa2a9735d70fdd12c363fdad2e33a&c_uniq_tag=ek069RvwYg8S3gz4knNpTJ9DphCE3Y5QvWaz-7bcFuA&type=album

  1. Сказкотерапия.

Цель сказкотерапии:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, тревоги;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, создание игровой доверительной атмосферы в группе;
  • развития внимания, восприятия, речи, воображения.

Сказкотерапия для детей играет особую роль в развитии ребенка.  Данный психотерапевтический способ при работе с детьми выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на обучающихся часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества.

  1. Пескотерапия.

Работа обучающихся с песком, стабилизирует эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает мелкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок обладает релаксирующим действием.

В своей работе использую световой стол с песочницей с трафаретами. Световая песочница – это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В световой песочнице, как и в обычной, основную роль играет песок, только эта песочница необычна тем, что она оснащена специальной программой по смене цвета и превращает обычный песок в волшебный. Одно из главных достоинств световой песочницы в активном развитии мелкой моторики.

C:\Users\denis\Desktop\ФОТО ДЛЯ САЙТА ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ\IMG_20230419_100037.jpg

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века.   Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Правильно организованные занятия учителя – дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья  и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии на занятиях "игровой фольклор" с детьми ограниченными возможностями здоровья.

               Для детей с ограниченными возможностями здоровья самой доступной формой активного досуга является игровой фольклор. Игра- важное средство ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья включает в себя технологии нейропсихологической коррекции, общие рекомендации и упажнения....

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся шко...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном  процессе для  детей с ограниченными возможностями з...

Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Е.В.Шек, учитель-дефектолог МКДОУ № 9, г. КанскА.В.Загребельная, учитель-дефектолог, МКД...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе, их цель,виды. Более подробно  раскрыты некоторые психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии, которые м...