"Современные образовательные технологии на занятиях "игровой фольклор" с детьми ограниченными возможностями здоровья.
статья (6 класс) на тему

                 Для детей с ограниченными возможностями здоровья самой доступной формой активного досуга является игровой фольклор. Игра- важное средство самовыражения, проба сил. Целью моей работы является                 развитие и  коррекция личности через освоение ценности народной культуры средствами русского фольклора.Для достижения этой цели требуются новые современные образовательные технологии,так как сегодня               одним из направлений  модернизации системы образования становится  внедрение компьютерных технологий. Я применяю в работе такие современные образовательные технологии:                                                                                  1)Информационно-коммуникативна я(просмотр и прослушивание видео и аудио записей);                                                                                                                                                                                                                                                    2)Проектная деятельность по темам: Традиции русского народа.Традициионные блюда русской народной кухни;                                                                                                                                                                                                            3)Здоровьесберегающая(подвижные игры,беседы) ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              4)Педагогика сотрудничества;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      5)Технология личностного ориентированного обучения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Применение новых образовательных технологий способствует творческому развитию обучающихся,вырабатывает интерес к познанию народного фольклора, повышает уровень культуры воспитанности.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья педагога дополнительного образования Володиной Елены Викторовны   МБОУДОД  ЦДТ «ЛУЧ»  г.о. Самара                                                                                             « СОВРЕМЕННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  НА ЗАНЯТИЯХ «ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР»  С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДЦП) В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

      Проблема жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья остается главной задачей государства, так как с каждым годом увеличивается число данной группы  в обществе. К ним относятся дети с ДЦП. ДЦП - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных проводящих путей головного мозга. Главный недуг – повышение тонуса мышц, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности-  ходьбы, бега.                                                                                              Инвалиды с детства, дети с  ДЦП, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущения и развитым самоанализом, дающими предпосылки развития творческих способностей. Им намного труднее реализовать свои возможности, чем другим детям с ограниченными возможностями здоровья.  Игровой фольклор для таких детей становится одной из самых доступных форм активного досуга детей. Игра – важное средство самовыражения, проба сил. В процессе игры формируется взаимодействие  ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллект и эмоционально- волевые качества. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, а игры -драматизации корректируют  его эмоциональную сферу. Целью  моей работы является развитие и коррекция личности детей через освоение ценности народной культуры средствами русского фольклора.  Для достижения этой цели требуются  новые современные технологии, так как сегодня одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультмедиа.                                                                                           В связи с этим я применяю  такие современные образовательные технологии:                                                                                  1.ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНАЯ.                  Использование этой технологии позволяет формировать у детей навыки поиска и применения необходимой информации, способствует активизации познавательной деятельности .                                                                                                                        

Основные формы работы с ИКТ на занятиях «Игровой фольклор»:  1.Непосредственное применение в учебном процессе.                          2.Презентация по народному творчеству. Это последовательность слайдов, на котором находятся текстовые и визуальные материалы (рисунки, фото, видеоролики) .                                                                                                                     3.Просмотр  видеозаписи с фольклорными композициями.                                    4.Прослушивание аудио дисков с фольклорными композициями.                           На занятиях я использую следующие компьютерные программы: Microsoft  Word , Microsoft Excel , Microsoft PowePoint ,текстовую оболочку.                                                                                                       Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на новый уровень:                                                                                                              1.Экономия времени при подготовке и  объяснении нового материала.                 2.Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде (фото).                                                                                                                                  2.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поисковая исследовательская деятельность по темам: Традиции русского народа. Русская традиция -деревенские посиделки (забавы, частушки, небылицы).Традиционные блюда русской национальной кухни. Исследовательская  деятельность выступает как обязательная  при знакомстве с игровом фольклором.                                                                                     Этапами исследовательской деятельности является:                                                                                   1.Знакомство со статистическими данными.                                                                                          2. Обсуждение социальных проблем .                                                                                     3.ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Позволяет создать условия для улучшения физического здоровья  и здоровой психики ребенка, а также комфортного состояния в образовательном процессе .                                           Я использую игры:                                                                                                            1) на снятие нервного напряжения у детей  (Игры релаксации- «Молчанка», «Мигалки».                                                                                                                      2)физкультминутки (подвижные и малоподвижные игры: «Воробьишки» , «Коршун и наседка»,«Две из трех»).                                                              Провожу с детьми беседы: « Чистота – залог здоровья», « Полезные продукты»,        «Азбука чистоты».                                                                    4.ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА.  Делю группу на подгруппы. С каждой  из подгрупп работаю отдельно. Привлекаю более здоровых детей  работать с тяжелыми  больными .                                                                                               Эта технология позволяет ребенку быть  ведущим в игре и проявлять свои                                                                                       организаторские способности, а также учиться общаться друг с другом.                                                 5.ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО  ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (осуществление индивидуального подхода к воспитанникам с учетом их возрастных и индивидуальных качеств, их здоровья ). Так как  у детей плохая координация движений  я  переделываю правила игры  под  физические способности детей.                                                                            Тем детям, которые передвигаются с помощью костылей, и тем, у кого плохая координация движений я рекомендую  придерживаться о стенку или стул, чтобы не упасть во время игры. Например, в игре «Море волнуется» советую менять позы, пока не видит ведущий, потому что дети не могут долго стоять, не двигаясь. А в игре «Лук, чеснок, малина», дети, которые дотрагиваются до водящего, двигаются плохо и шумно, из-за чего водящий может догадаться, кто к нему подходил, я прошу ребят  хлопать в ладоши или топать ногами, чтобы заглушить шаги ребенка. Среди воспитанников могут быть и сироты. К ним должен быть особый подход: обнять, похвалить, подержать за руки.                                                                                                                Применение новых образовательных технологий способствует творческому развитию обучающихся, вырабатывают интерес к познанию народного фольклора, повышает уровень культуры и воспитанности.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

Применение современных образовательных технологий в обучении физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В отличие от традиционных методов обучения при деятельностном подходе учитель не просто сообщает  информацию ученикам, но организует поиск, исследование приводящее к открытию новых знаний. Дети с...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Социальная сеть как дистанционная образовательная технология для детей с ограничениями возможностей здоровья

в статье рассматривают особенности различных социальных сетей как платформ для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание преподавателем сообществ по учебным дисцип...