Социальная сеть как дистанционная образовательная технология для детей с ограничениями возможностей здоровья
статья

Коляса Мария Евгеньевна

в статье рассматривают особенности различных социальных сетей как платформ для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание преподавателем сообществ по учебным дисциплинам в социальных сетях для размещения информации, опросов и голосований для школьников. Сравнение социальных сетей на предмет эффективности и скорости передачи информации обучающимся. Использование сервисов видео- и аудио-звонков для непосредственной связи с каждым учеником или группой.

Ключевые слова: социальная сеть, дистанционное обучение, IT-технологии, онлайн-сервис, дети с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyasa_mariya_evgenevna._statya.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная сеть как дистанционная образовательная технология для детей с ограничениями возможностей здоровья

М.Е.Коляса

учитель – дефектолог, г. Ставрополь, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36»

В.В.Коростелева

учитель музыкально-ритмических занятий,   г. Ставрополь, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36»

Х.Е.Коростелева

воспитатель первой категории, г. Ставрополь, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36»

        Аннотация: в статье рассматривают особенности различных социальных сетей как платформ для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание преподавателем сообществ по учебным дисциплинам в социальных сетях для размещения информации, опросов и голосований для школьников. Сравнение социальных сетей на предмет эффективности и скорости передачи информации обучающимся. Использование сервисов видео- и аудио-звонков для непосредственной связи с каждым учеником или группой.

        Ключевые слова: социальная сеть, дистанционное обучение, IT-технологии, онлайн-сервис, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Social network as a distance educational technology for children with disabilities

M.E. Kolуasa

teacher – defectologist, Stavropol, GKOU "Special (correctional) general education boarding school No. 36"

V.V. Korosteleva

teacher of music and rhythmic classes, Stavropol, GKOU "Special (correctional) general education boarding school No. 36"

H.E. Korosteleva

educator of the first category, Stavropol, GKOU "Special (correctional) general education boarding school No. 36"

Annotation: The article examines various social networks as distance learning for children with disabilities. Create a community teacher on academic disciplines on social media for posting, polling and polling for students. Comparison of social networks in terms of efficiency and speed of information transfer to students. Using video and audio call services for direct communication with each student or group.

        Key words: social network, distance learning, IT-technologies, online- service, children with disabilities.

В соответствие с приказом Министерства образования Ставропольского края №196-пр от 12.03.2010 года «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется и осуществляется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе на том же уровне, что и у школьников без ограничений [1]. Однако формы и технологии преподавания детям с ОВЗ будут различными в зависимости от состояния здоровья ученика.

Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей.  Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

 Таким образом, обучение посредством современных гаджетов  снимает серьезную проблему для детей-инвалидов в получении образования. Современный компьютер, планшет или смартфон объединяют в себе видеопроектор, музыкальный центр, рабочие тетради, комплект учебников, и даже возможность непосредственного общения с  преподавателем. Несомненно, это облегчает учебную деятельность современного школьника, делает её более эффективной,  содержательной, динамичной и интересной.

Однако само по себе устройство, будь то компьютер или смартфон, не могу нести информацию без «посредников». Так в современном мире таким информационным «посредником» могу выступать различные социальные сети.  

Социальная сеть (от англ. social networking serviceплатформаонлайн сервис,предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенностями социальной сети являются:

  1. Предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т.п.)
  2. Создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;
  3. Подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники [2].

На сегодняшний день существует разнообразие социальных сетей. Достаточно пройти регистрацию, создать свою личную страницу и начать общение и обучение. Рассмотрим наиболее популярные и удобные социальные сети для обучения:

  1. «Вконтакте» -  российская социальная сеть, созданная в 2006 году. Сайт доступен на 89 языках; особенно популярен среди русскоязычных пользователей. «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, прикрепляя к ним документы, картинки, аудио- и видеозаписи, ссылки на полезные сайты, создавать собственные страницы и сообщества, в которых возможно добавление опросов, статей, голосований, а также совершать аудио- и видео-звонки, подключая одновременно до 128 человек, что позволяет провести не только урок, но и настоящую конференцию. Видео- и аудио-звонки не ограничены по времени, что облегчает работу с детьми, которые медленно  усваивают учебных материал или имеют ограничения здоровья по зрению.
  2. «Инстаграм»-приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, созданная в 2010 году. Позволяет  снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. Также социальная сеть дает возможность проводить в прямом эфире лекционные занятия, а в дальнейшем сохранить запись и оставить доступ к ней во вкладке «Актуальное». Прямой эфир могут проводить несколько человек, а сервис комментариев позволяет ученикам задавать вопросы и получать ответ непосредственно от учителя – ведущего. Также в рамках поста учитель имеет возможность представить интересную дополнительную информацию, оформить ее с помощью фотографий, которых можно одновременно прикрепить до 10. Ученики в комментариях могут получить разъяснение, выразить свою реакцию «лайком».  Для контроля ознакомления с материалом обучающимися в виде сохраненного прямого эфира социальной сетью предусмотрена отметка с ссылкой на страницу просматривающего. При накоплении материалов на странице учителя и для легкого поиска необходимой информации используются уникальные хэштеги. Таким образом, данная социальная сеть удобна для передачи визуальной информации в виде постов, прямых эфиров и сторис с подписями детям с ограничениями возможностями здоровья по слуху. Просмотр размещены учителем материалов возможен и при помощь компьютера, и при помощи планшета или смартфона.
  3. Тик Ток - это социальная сеть, которая комбинирует в себе основные характеристики Vine (короткие видеоролики) и Инстаграм (социальная сеть). Портал был создан в 2016 году и направлен, в основном, на подростковую аудиторию в возрасте от 14 до 21 года. Предлагает данная сеть снимать короткие познавательные видео, смотреть работы других, комментировать ролики и общаться [3]. С одной стороны, кажется, что короткие видео не эффективны в передаче учебной информации, однако сложную тему можно представить в виде серии роликов, что позволит детям с ОВЗ не потерять интерес к просмотру, а также дозировано воспринять учебный материал. Большое количество встроенных фильтров, возможностей создания подписей и музыкальных дорожек могут помочь учителю сделать уникальный, интересный видеоролик за короткий срок, не прибегая к помощи дополнительных сервисов, приложений или программ для монтажа видеоматериала. Стоит особенно отметить возможно ускорить или замедлить снятое видео для того, чтобы в удобном темпе представить материал для детей с разным уровнем подготовки. К каждому видео предусмотрена возможность оставить комментарий, что позволяет ученику задать интересующий его вопрос и получить оперативный ответ учителя.
  4. Likee (старое название LIKE) — социальная сеть, пользователи которой могут создавать и распространять короткие музыкальные видеоклипы с возможностью добавления спецэффектов и дополненной реальности [4]. Сервис схож с социальной сетью Тик Ток, однако направлена на детей в возрасте от 5 до 14 лет и обладает уникальной функцией «Родительский контроль». Используя функцию «Родительский контроль», добавленную в приложение Likee в 2019 году, родители могут контролировать или ограничивать доступ юных пользователей к материалам Likee.  Функция «родительского контроля» позволяет: заблокировать прямую трансляцию и push-новости, заблокировать просмотр профилей и подписку для пользователей, находящихся географически рядом, отключить возможность поиска профиля пользователя, блокировать исходящие и входящие сообщения, отключить всплывающие уведомления, ограничить покупку внутренней валюты приложения [5].

 Интернет-технологии, в частности социальные сети, стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов школьников, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, развивают информационно-поисковую самостоятельную работу, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания, расширяют круг общения и форм взаимодействия с учителем.

Литература

  1. Приказ №196-пр Министерства образования Ставропольского края от 12.03.2010 «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование».
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/60759#sel=5:18,5:26 (дата обращения: 21.03.2021 г.).
  3. https://tiktok-wiki.com/chto-takoe-tik-tok-i-kak-im-polzovatsya.html#i-15 (дата обращения: 21.03.2021 г.).
  4. Стравинская М. Лучшие друзья девочек — виртуальные алмазы. Гид для родителей по соцсети Likee (https://snob.ru/entry/188790/ . Дата обращения: 19.03.2021 г.).
  5. Хилл Ю. Опасны ли приложения TikTok, Kwai и Likee для детей (https://lifehacker.ru/tiktok-kwai-i-like/. Дата обращения: 19.03.2021 г.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Социально-педагогическое взаимодействие ГБОУ ЦДК с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Ануфриева Л.В., Протопопова Е.А.

В статье освещается опыт работы ГБОУ ЦДК с семьями , воспитывающими детей с ОВЗ, раскрыты основные направления данной деятельности....

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном  процессе для  детей с ограниченными возможностями з...