Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
материал на тему

Ковалева Светлана Викторовна

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII вида". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Формирование социальных навыков на основе проектирования

 индивидуальных образовательных маршрутов  

у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

  Методическая тема Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» «Создание и развитие образовательной системы «Школа успеха – социокультурный центр микрорайона» которая включает в себя создание условий для становления человека – гражданина, интегрированного в современное общество; воспитание физически и нравственно здоровой, творческой личности, подготовленной к жизни; формирование у обучающихся мировоззренческих позиций, толерантности, культуры мира, культуры ненасилия; формирование и воспитание в обучающихся таких ценностей, как сострадание, милосердие, гражданское самосознание, любовь к Родине.

 Гуманизация общественных отношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищенным членам общества. Люди с ОВЗ (умственно отсталые (все степени), с задержкой психического развития (ЗПР)) - это многочисленная группа социально не защищенных граждан. Особое место среди них занимают дети. Они растут вдали от сверстников и традиционных детских радостей. Им автоматически приписывается статус людей второго сорта. Они вырастают с ущербной психикой, часто со злобой на отторгнувший их окружающий мир.

Актуальность темы.

  1. Принципы государственной политики в области образования – гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на реализацию личного потенциала - определяют направление совершенствования образования на современном этапе.
  2. Актуальной задачей на сегодняшний день является усиление внимания к вопросам охраны здоровья детей, создание системы общедоступного, личностно-ориентированного образования для детей  c ОВЗ:

а)  В каждой стране есть дети с ЗПР, умственной отсталостью (легкой, умеренной, тяжелой или глубокой), которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания помощи таким детям весьма актуальны;

б) Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками;

в) Лица с задержкой психического развития не являются инвалидами детства, имея нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они способны к самостоятельной жизни, но требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают формы коммуникации, овладевают трудовыми и социальными навыками.

Цель:

создание индивидуальных образовательных маршрутов для качественной подготовки детей специальных (коррекционных) классов (СКК) VII-VIII вида к полноценной жизни в обществе, формирование у них уверенности в своих силах.

Задачи:

  1. Изучение проблемы формирования социальных навыков детей с ОВЗ.
  2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей СКК VII-VIII вида, имеющих отклонения в психическом или интеллектуальном развитии по формированию навыков социального взаимодействия.
  1. Распространение опыта работы по социальной адаптации детей  с ОВЗ.
  2. Инициировать социальную работу с детьми с ОВЗ и их родителями, оказывая максимальную социально - педагогическую поддержку.

Гипотеза:

          ЕСЛИ в школе реализуются индивидуальные образовательные маршруты для детей СКК VII-VIII вида по формированию навыков социального взаимодействия и будут созданы условия для проведения целенаправленной работы,  включающие:

  1. раннюю диагностику, внешнюю и внутреннюю дифференциацию образования;
  2. коррекционно-развивающую работу, проводимую педагогами-дефектологами, психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами индивидуально или в небольших группах;
  3. усиленное  внимание к вопросам охраны  здоровья детей;
  4. реализацию идеи оказания всесторонней, своевременной помощи этой категории обучающихся;
  5. консультационно-методическую поддержку родителей детей с ОВЗ,

ТО ВОЗМОЖНО

  1. будут сформированы навыки социального взаимодействия у детей СКК VII-VIII вида способствующие непрерывному процессу социализации  с дальнейшей интеграцией их в общество на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

Ожидаемые результаты:

  1. положительная динамика в развитии детей СКК VII-VIII вида;
  2. успешная социальная адаптация детей с ОВЗ.

          В 90-е гг. под  влиянием  социально-политических  изменений  в  стране произошел  резкий  перелом  в  ценностных  ориентациях  государства:   стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права  инвалидов; началось освоение обществом новой  философии:  признание неделимости общества на "полноценных" и "неполноценных", признание  единого  сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Государство   провозглашает антидискриминационную политику по отношению к людям с ОВЗ. В этом  контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают  возникать инициативы по внедрению в практику  нетрадиционных  методов  психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, копирующих современные  западные  модели  обучения  детей  с  нарушениями  в развитии.

          В настоящее время раннее выявление хронически больных детей, проводится в семьях с "повышенным риском", к их числу относятся семьи, в которых:

  1. уже есть ребенок с отклонениями в развитии;
  2. есть члены семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, эпилепсией и др., с нарушением слуха или зрения, с резко выраженными речевыми недостатками;
  3. есть дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни;
  4. родители подвергались радиационному облучению, жили в неблагоприятной экологической обстановке, работали в опасных для здоровья условиях химической промышленности;
  5. матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз или травму;
  6. родители (или хотя бы один из них) являются алкоголиками.

          Значимая роль в обнаружении тех или иных заболеваний ребенка принадлежит семье. Постоянно общаясь с малышом, родители быстрее замечают некоторое специфическое развитие младенца, особенно его поведение, отличающее его от других детей того же возраста. Им необходимо сразу же обратиться к врачу-специалисту: педиатру, психоневрологу, невропатологу, офтальмологу и т. д. для установления наличия заболеваний и получения квалифицированной помощи. Позднее ребенка стоит направить на ПМПК - психолого-медико-педагогическую комиссию. Туда поступают дети из дошкольных учреждений (ДОУ) и школ (МОУ) в тех случаях, когда их состояние вызывает беспокойство у педагогов и воспитателей. Там  обследуются обучающиеся из школ общего назначения, СК школ и из детских домов. Как правило, это неуспевающие ученики, полезность пребывания которых в обычной школе вызывает сомнение. По рекомендации ПМПК дети могут быть определены для обучения в СКК VII вида, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида или школу-интернат. В этих  классах, учреждениях создаются хорошие условия для воспитания и развития ребенка.

         Детей с выявленными психосоматическими проблемами стали определять в  классы  коррекционно-развивающего  обучения  (классы  КРО)  и  затем  в  процессе  первого   года обучения, выполняющего, кроме того, и  диагностические  функции,  определять более точно характер и природу  отклонений,  а  вследствие  этого,  и  форму дальнейшего обучения.

          Особое значение в интеграции детей с ОВЗ имеет его полноценная подготовка к жизни. Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания, в период обучения в школе или интернате. Поэтому проблема интеграции таких детей является актуальной.

          В младшем школьном и подростковом возрасте социально-педагогическая работа с детьми направлена на подготовку ребенка к жизни вне ОУ. Однако не все воспитанники данных классов, учреждений в полном объёме усваивают государственную программу обучения. Поэтому для таких детей пишутся индивидуальные, т.е. конструированные программы или индивидуальные образовательные маршруты как по общеобразовательной, так и по воспитательной деятельности (например общеобразовательная деятельность, девочка стала изучать предмет «Технология» (швейное дело) не с 4 класса, а только в 8 классе, поэтому педагог берёт программы всех классов и составляет для неё  индивидуальный образовательный маршрут; при ЗПР и нарушениях зрения берутся за основу программы школ VII и IV видов и т.д.). (Приложение 1. Алгоритм создания индивидуальных образовательных маршрутов).

Принципы проектирования программы:

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому конкретному ребёнку, где учитываются результаты клинико - психологического и педагогического изучения ребёнка.
  2. Межпредметные связи.
  3. Интегрированный подход (берутся разные программы).
  4. Дозированность объёма. (Увеличение времени изучения материала).
  5. Степень усложнения программы (концентры).
  6. Тематичность - близкие по содержанию темы изучается на различных предметах одновременно.
  7. Принцип инвариантности (в программе возможны изменения, корректирующие элементы).

          Основная идея разработки программ индивидуальных образовательных маршрутов в олигофренопедагогике для детей с ОВЗ опирается на работы известных педагогов: Л.С.Выготского, В.В.Воронковой,  М.С.Певзнер, А.Р.Лурии, А.Р.Маллера и др..

          Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Л.С. Выготский выдвинул концепцию о "зоне ближайшего развития", согласно которой только то обучение является действенным, которое "забегает вперед" развития. Изучал  проблемы взаимосвязи мотивации и познавательных процессов, законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметил совместно со своими учениками (А.Р.Лурия и др.) принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Одной из первых публикаций В.С.Выготского была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

          Исследования ученых (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Ф.М. Новик, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.) свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.

          Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию – это факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки проводят большую часть времени, т. е. среды коррекционной школы.

          Как свидетельствуют исследования ученых-дефектологов В.В. Воронковой, В.Г. Петровой, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и др., психофизическое развитие аномальных детей осуществляется по общим закономерностям детского развития при решающем воздействии специального обучения. Результатом образования детей данной категории должна являться максимальная социализация и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях. Для возможности участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества необходимо главный акцент в воспитании и социализации делать не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения ими определенной системы знаний и ценностей, сколько на создании определенных условий для их социального воспитания опыта.

          Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) разрабатывается не более чем на один учебный год

          Для диагностирования уровня усвоения социальных навыков

  1. выработаны направления деятельности специалистов школы и направления деятельности по формированию умений  и навыков у детей с ОВЗ (Приложение 2);
  2. сформированы цели и задачи по направлениям деятельности специалистов (Приложение 3);
  3. определены занятия, на которых проводится целенаправленная работа по формированию социальных умений и навыков (Приложение 4).

          Для отслеживания результатов и корректировки ИОМ разработаны критерии (умения и навыки, необходимые для обучающегося) и шкала оценки уровня сформированности навыков (Приложение 5).

          Для закрепления выработанных навыков составлена схема взаимодействия ОУ с   социальной средой (Приложение 6).

         

          Вывод: Мой опыт работы над данной проблемой показывает, что целенаправленное использование индивидуальных образовательных маршрутов в коррекционно-воспитательной работе приводит к успешной социальной адаптации и развитию детей с ОВЗ. У них вырабатываются те же компетентности, которые присущи здоровым гражданам нашего общества (Приложение 7).

Тезаурус

Внутриутро́бная гипокси́я — кислородное голодание плода. Родовая асфи́кси́я (от др.-греч. - — «без» и σφύξις — пульс, буквально — отсутствие пульса, в русском языке допускается ударение на второй или третий слог) — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях.

Гипертензионный синдром - клиническое проявление повышения внутричерепного давления.

Дезадаптация школьная [фр. dés — от, раз + лат. adaptare — приспосабливать] — невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении, не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами.

Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии; (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Коррекция (лат. Corrеctio —  исправление)  в  дефектологии  —  система педагогических мер, направленных на исправление или  ослабление  недостатков психофизического  развития  детей.  Под   коррекцией   подразумевается   как исправление отдельных дефектов (например, коррекция  произношения,  зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в  целях  достижения положительного результата в процессе его обучения,  воспитания  и  развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной  деятельности  и физического   развития   ребенка   обозначается   понятием    «коррекционно- воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа  представляет  систему  комплексных мер  педагогического  воздействия  на  различные   особенности   аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект  отрицательно  влияет  не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех  ее проявлениях.  Она  не  сводится  к  механическим  упражнениям   элементарных функций или к  набору  специальных  упражнений,  развивающих  познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а  охватывает  весь учебно-воспитательный  процесс,   всю   систему   деятельности   специальных учреждений.

Компенсация   (лат.   Compensatio   —   возмещение,   уравновешивание) — замещение или перестройка нарушенных или  недоразвитых  функций  организма. Это сложный, многообразный процесс  приспособляемости  организма  вследствие врожденных либо приобретенных аномалий.  Процесс  компенсации  опирается  на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

Коммуникативность - способность к передаче и восприятию информации.

Нейроинфекция - вирусное, бактериальное, грибковое, протозойное (вызванное простейшими) поражение головного, спинного мозга или периферических нервов. Это такие заболевания:  менингит, энцефалит, абсцесс мозга, полиомиелит и другие.

Радиационное облучение — воздействие на людей ионизирующего излучения, возникающего в результате радиационной аварии.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.     

Социальная адаптация (от лат.  Аdapto  —  приспособляю)  —  приведение индивидуального и группового поведения аномальных  детей  в  соответствие  с системой общественных норм и ценностей. У аномальных  детей  из-за  дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена  способность адекватного   реагирования   на   происходящие   изменения,    усложняющиеся требования. Они испытывают особые  трудности  в  достижении  своих  целей  в рамках существующих норм, что может вызвать у  них  неадекватную  реакцию  и привести к отклонениям в поведении.

Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Умственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. λίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного врожденного развития психики (хотя диагноз может устанавливаться по достижении ребенком 1 года). Введение новой международной классификации породило невероятный разнобой в названиях. Наряду с узаконенными названиями «умственная отсталость» легкой, средней, тяжелой и глубокой степеней широко, может быть даже чаще, употребляются старые термины: дебильность, имбецильность и идиотия.

Говоря об умственной отсталости, следует выделять их степени и причины. Одна и та же причина может вызвать умственную отсталость самых разных степеней. Излечить можно весьма ограниченное количество ее форм.

        Степени умственной отсталости определяются по величине коэффициента умственного развития (IQ — в общепринятой интерпретации).

Легкая степень (старое название — дебильность): IQ = 69-50. (F-70).Отличие от здоровых людей: неспособность к абстрактному мышлению или обобщениям. Если, например, попросить субъекта с легкой степенью умственной отсталости определить сюжет картины И. Репина «Не ждали», он добросовестно перечислит увиденные на картине предметы, их цвета, величину, но не в состоянии будет определить суть их, эмоциональный или смысловой контекст. Если предложить  расшифровать смысл пословиц, ответы также будут предельно конкретными. «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — это так надо, чтобы не испортить материал; «Яблоки от яблони недалеко падают» — так, конечно, они с одного дерева; «Не все то золото, что блестит» — правильно, медное тоже блестит и т. п. Смысловое содержание не определяется. Если в семье происходит спор, они не в состоянии понять его предмета, хотя могут заразиться общим настроением. В то же время дебилы могут получать элементарные навыки по чтению, письму, счету. Они учатся в специальных школах. Иногда математика «отстает», но часто дебилы в состоянии складывать, умножать и запоминать огромные цифры, что вовсе их слабоумия не исключает. Кроме того, они в состоянии выполнять простые хозяйственные обязанности: сходить в магазин, правильно сосчитать деньги и сдачу; доехать на транспорте до необходимого места, перемыть посуду и даже приготовить несложный обед. Уход за собой (еда, умывание, чистка одежды и т.д.) осуществляется полностью. Больные с легкой степенью умственной отсталости легко внушаемы вследствие недопонимания ситуации. Поэтому нередко их используют криминальные элементы для того, чтобы стоять «на стрёме», проникнуть в квартиру, чтобы взять определенную вещь, и пр. Так же легко они вовлекаются в деятельность экстремистских групп (несут лозунги, дерутся «за наших» и т. п.).

Умеренная степень умственной отсталости (старое название — имбецильность): IQ = 49—35. (F-71). В этих случаях человек не только не может абстрактно мыслить, но и не способен читать, писать, считать. Отмечается определенная двигательная неловкость. Трудовые занятия осуществляются лишь самые элементарные: мотание ниток, склеивание, подметание. Главное отличие умеренной степени умственной отсталости от легкой — состояние речи. Грамматическая связность ее теряется, а содержание отражает лишь основные биологические потребности («Вася есть, пить», «дай это» и т. п.). Произношение слов при этом нечеткое. За собой может осуществлять только элементарный уход: есть, пить, пользоваться ложкой и вилкой, мыться и чистить зубы. Но о приготовлении пищи, самостоятельной езде в транспорте, походах в магазин не может быть и речи. Более того, если дать поручение больному, превышающее его возможности, например, зажечь газовую плиту, то это может привести к пожару. Аппетит может быть понижен, но может отмечаться и прожорливость. Настроение, так же как и при легкой степени, может быть преимущественно благодушным или злобным (вплоть до агрессивности). Иногда преобладает эмоциональная неустойчивость, и наблюдаются быстрая утомляемость, усталость. Кроме того, при этой степени умственной отсталости более выражены изменения двигательной активности. Больные могут подолгу находиться в одном и том же положении либо почти непрерывно в движении.

Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20. (F-72)

Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости дети отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины. Движения неловкие. Как и при имбецильности, могут отмечаться прожорливость, гиперсексуальность ((гипер... + секс), значительно повышенное половое влечении), двигательные заторможенность или возбуждение, благодушие или злобность.

Глубокая степень умственной отсталости (старое название — идиотия): IQ < 20. (F-73) Дети не только не говорят сами, но и не понимают смысла обращенной к ним речи. Об их внутреннем состоянии и потребностях можно догадаться только по отдельным довольным или недовольным нечленораздельным звукам либо по изменению подвижности. Более того, они не отличают родных лиц от чужих. Ухаживать за собой совершенно не могут: самостоятельно не едят, неопрятны. Они не отличают съедобное от несъедобного, могут соскребать и есть обои или краску со стен, даже собственные испражнения. Они не обладают чувством высоты и глубины; могут выпасть из окна, провалиться в ямы; нуждаются в постоянном надзоре.  Двигательные навыки также не развиты: иногда они не могут самостоятельно ходить, передвигаются ползком; иногда с трудом, но ходят. Активность может быть повышенной или пониженной. При этой степени умственной отсталости в переходном возрасте часто наступает половое возбуждение. В период гневливых вспышек они могут сами себя повредить. Характерны для них и стереотипные движения (раскачивания, кивания, переминания с ноги на ногу).

Шизофрения — (от греч. schizo — расщепляю и phren — ум, разум, мысль), наиболее распространённое психическое заболевание, проявляющееся своеобразными изменениями личности, нарушениями социального контакта, четкого мышления и др.

Шизофрения — это тяжелое хроническое заболевание, которое может поражать людей разного возраста и принимать различные формы. Она не является следствием неправильного воспитания или личных ошибок и слабостей больного. Эта болезнь является следствием неправильного протекания биохимических реакций или органических изменений в головном мозге, которые иногда возникают в раннем возрасте.

Эпиле́псия (др.-греч. πιληψία от πίληπτος, «схваченный, пойманный, застигнутый»; лат. epilepsia или caduca) — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.

Список литературы

  1. Богданова, Е.И. Лечение различных форм олигофрений // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. - 49с.
  2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
  3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
  4. Власова, Т.А.  О детях с отклонениями в развитии /  Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973.
  5. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. / Л.С. Выготский. – М., 1995.
  6. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 1999.
  7. Гуськов, В.С. Неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при дебильности в детском возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. 1983. Вып.10.
  8. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996.
  9. Жигорева, М.В. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития. / М.В. Жигорева // Коррекционная педагогика. - 2004, № 3.
  10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  11. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954.
  12. Инновационная деятельность учреждений государственной поддержки детства: материалы областной научно-практической конференции (20-21 апреля 2005 года) /  Курган: ИПК и ПРО, 2005. – 96с.
  13. Казымова, Е.Н. Психолого – педагогические основы проектирования коррекционно-образовательного процесса: учебно – методическое пособие в помощь педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. / Е.Н. Казымова. – Курган: ИПК и ПРО,  2002. – 64с.
  14. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребёнок. М.: АПН, 1960.
  15. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Малер. – М.: Аркти, 2002.
  16. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. -  М.: Академия, 2003.
  17. Маллер, А.Р. Социально-трудовая адаптация  глубоко умственно отсталых детей. / А.Р. Маллер. - М., 1990.
  18. Малер, А.Р. Обучение, воспитание  и трудовая подготовка детей с глубокими  нарушениями интеллекта. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М., 1988.
  19. Малер, А.Р. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. // Дефектология. - 1984. - №1
  20. Маллер, А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью / А.Р. Маллер // Дефектология. – 1991. -  №5.
  21. Маллер, А.Р.  Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида / А.Р. Маллер // Дефектология. - 1995, № 5
  22. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями в развитии / А.Р. Маллер. – М.: Аркти, 1992.
  23. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии /  Е.М.Мастюкова. – М., 1992.
  24. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. М.: АПН, 1959.
  25. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
  26. Проектирование содержания коррекционно - образовательного процесса: методические рекомендации и рабочая программа для участников педагогической мастерской / Е.Н. Казымова [и др.]; Курган: ИПК и ПРО, 2003. – 68с.
  27. Сорокин В.М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи. М., 1998.
  28. Цикото, Г.В. Развитие познания пространства у детей-имбецилов / Г.В. Цикото // Дефектология. – 1987. - №1.
  29. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
  30. Юртайкин, В.В.  Семья ребенка с особыми нуждами / В.В. Юртайкин, О.Г. Комарова // Школа здоровья. – 1996. -  № 1.

Приложение 1.

Алгоритм создания индивидуальной программы

по формировании социальных навыков у детей с ОВЗ.

  1. Диагностика социальных навыков у обучающихся, воспитанников.
  1. Сбор общей информации о ребёнке.
  2. Подбор коррекционных методик, адаптированных с учётом индивидуальных особенностей детей.
  3. Диагностика специалистами (психолог, логопед, дефектолог).
  1. Создание индивидуального образовательного маршрута.
  1. Разработка направлений деятельности специалистов школы и направлений деятельности по формированию умений и навыков. (Приложение 2)
  2. Формирование целей и задач по направлениям деятельности специалистов. (Приложение 3).
  3. Определение занятий по формированию социальных умений и навыков. (Приложение 4).

  1. Мониторинг  формирования социальных навыков.
  1. Определение временных характеристик диагностических срезов по оценке социальных навыков.  (Приложение 5)

  1. Корректировка индивидуального образовательного маршрута.
  2. Закрепление полученных навыков в социальной среде. (Приложение 6)
  3. Создание социального портрета ребенка с ОВЗ. (Приложение 7)

Приложение 2.

Направления  деятельности специалистов школы

Направления  деятельности по формированию социальных умений и навыков

Приложение 3.

Формирование целей и задач по направлениям деятельности специалистов

1.Коррекционно-образовательная деятельность (для VII и VIII вида)

          Цель: Формирование познавательной деятельности обучающегося.

          Задачи:

  1. Развитие памяти (точности, прочности, запоминания и готовности к воспроизведению).
  2. Развитие произвольного внимания (извлечение из памяти наиболее необходимых сведений).
  3. Развитие мышления (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, умозаключения, обобщения, систематизации).

     

2.Психо-коррекционная деятельность (для VII и VIII вида)

          Цель: Развитие эмоционально - волевой  сферы обучающегося.

          Задачи:

  1. Формирование самооценки и самоконтроля.
  2. Формирование умения добиваться результата, доводить начатое дело до конца.
  3. Устранение навыков некритичности, неустойчивости и заниженной самооценки.
  4. Предупреждение возникновения дурных привычек и влечений.

3.Коррекционно-логопедическая  деятельность (для VII и VIII вида)

          Цель: Преодоление речевого негативизма.

          Задачи:

  1. Формирование устойчивого интереса к занятиям.
  2. Формирование речевого восприятия, внимания.
  3. Формирование экспрессивной стороны речи (внешняя речь).
  4. Формирование коммуникативной стороны речи.

4.Коррекционно-воспитательная деятельность (для VII и VIII вида)

          Цель: Формирование социальных навыков.

          Задачи:

  1. Коррекция искаженных представлений о жизни, природе, обществе.
  2. Воспитание умения анализировать свою деятельность, сравнивать её с образцом.
  3. Расширение круга культурных потребностей ребёнка.

                  В МОУ «СОШ № 10» основным направлением для разработки ИОМ выбрана коррекционно-воспитательная деятельность.

Приложение 4.

Занятия по формированию  социальных умений и навыков

(для VII и VIII вида)

  1. Развитие психомоторики и сенсорных процессов (коррекционные занятия)
  2. Предметно – практическая деятельность
  3. Социально – бытовая ориентировка
  4. Хозяйственно – бытовой труд
  5. Самообслуживание
  6. Развитие речи  или окружающий мир
  7. Основы безопасности жизнедеятельности
  8. Профилактика употребления психоактивных веществ
  9. Логопедические занятия
  10. Занятия у педагога – психолога
  11. Внеклассное чтение
  12. Классные часы
  13. Часы жизневедения
  14. Занятия в кружках, секциях
  15. Экскурсии

Приложение 5.

Мониторинг формирования социальных навыков

у детей с ОВЗ VII вида

Критерии формирования умений и навыков по направлениям деятельности (VII вид)

ШКАЛА  ОЦЕНКИ УРОВНЯ  СФОРМИРОВАННОСТИ  НАВЫКОВ

1 балл      –  навыки отсутствуют; черный цвет

2 балла    –  навыки находятся в стадии начального формирования; голубой цвет

3 балла    –  слабые навыки; зеленый цвет

4 балла    –  неустойчивые навыки; желтый цвет

5 баллов  –  сформированные устойчивые навыки; красный цвет

Направление «Я с самим собой»

Параметры деятельности – «Санитарно-гигиенические навыки»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками

Уметь подготовиться к завтраку, обеду

Уметь пользоваться туалетом

Уметь правильно оценить свой внешний вид

Уметь рационально распределить свое время перед занятиями

Уметь правильно одеваться, подобрать чистую и по сезону одежду

Уметь оказать помощь старшим в уборке помещений

Осуществление обязанностей дежурного по группе

Параметры деятельности – «Прием пищи, дежурство по столовой»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Уметь ждать приглашения к столу

Уметь идти в столовую организованно, вместе с учителем, воспитателем

Не опаздывать на прием пищи

Соблюдать культуру и этику еды

Соблюдать чистоту за столом

Уметь разговаривать негромко, на литературном язык

Попросить другого передать то, чего самому не достать

Уметь пользоваться салфеткой, платком

Не качаться, не стучать столовыми приборами

Не уходить раньше из-за стола, чем разрешит педагог

Есть все, что приготовят, терпимо относит к предлагаемой пище

Поблагодарить сотрудников столовой за пищу

Оставить свое место в столовой в порядке

Выполнять обязанности дежурного по установленным правилам

Направление «Я и окружающие»

Параметры деятельности – «Трудовая деятельность, самообслуживание»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Умение выслушать инструктаж

Умение решать, что необходимо делать сначала

Умение определить, как надо делать

Попросить учителя, воспитателя объяснить, если что-то непонятно

Уметь договориться друг с другом

Уметь выполнить работу качественно

Выполнять правила безопасности

Помогать другим ученикам

Правильно воспринимать критику

Подождать своей очереди

Не бросать работу, если она не получается

Уметь попросить помощи

Следить за чистотой и опрятностью одежды

Параметры деятельности –

«Умение считаться с другими, независимость, ответственность»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Уметь формировать собственные суждения

Уметь планировать действия с учетом интересов других

Уметь быть независимым по отношению к сверстникам

Толерантность (уметь понять и принять другого человека)

Уметь оказать посильную помощь

Уметь определять свое место при изменении ситуации

Уметь соблюдать правила культуры общения

Уметь выполнять установленные нормы и правила поведения

Уважать мнение других людей

Уметь отвечать за свои поступки

Уметь взять часть ответственности на себя

Уметь отвечать за младших

Уметь взять ответственность за хозяйственные дела

Умение обучить навыкам и приемам работы младшего

Уметь предъявить требования к товарищам

Направление «Я и окружающий мир»

Параметры деятельности –

«Адаптация в условиях города, безопасность, здоровье»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Уметь самостоятельно пользоваться телефоном

Уметь обратиться к врачу, медицинскому работнику

Уметь написать заявление

Уметь пользоваться городским транспортом

Знать и выполнять правила дорожного движения

Уметь написать и отправить письмо, телеграмму

Уметь рассчитать деньги на необходимые покупки

Уметь пользоваться магазином

Уметь делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность

Уметь делать выбор, обеспечивающий безопасность для здоровья

Владение навыками конструктивного сопротивления

Уметь отказаться от вредных привычек

Способность к самозащите

Умение следить за состоянием собственного здоровья

Развитие коммуникативных качеств личности

Параметры деятельности –

«Социальные контакты, дружба, личные взаимоотношения»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми

Уметь принять и подготовиться к дружбе

Уметь доверять другому

Уметь вызывать доверие к себе

Уметь принять другого таким, каков он есть

Уметь сопереживать и сочувствовать

Уметь устанавливать предел в сфере личных отношений

Уметь сдерживать собственные желания

Уметь ограничить отношения в личной сфере

Уметь понять желания и интересы окружающих

Уметь справляться со стрессами

Уметь владеть своими эмоциями

Уметь принимать решения

Уметь противостоять групповому давлению

Направление «Я и школа»

Параметры деятельности – «Поведение в школе, выполнение домашних заданий»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Уметь опрятно одеться, в соответствии с требованиями к одежде

Уметь  подождать всех

Уметь идти в школу группой, в сопровождении  педагога

Взять все необходимое для школы

Соблюдать правила поведения на улице

Уметь поздороваться с педагогом и со старшими в школе

Уметь задать вопрос педагогу

Уметь слушать объяснения и задания

Попросить помощи, если что-то не получается, не понятно

Уметь отвечать на вопросы

Уметь выполнять задания

Уметь обращаться с книгой, тетрадью, другими школьными принадлежностями

Уметь распределить работу при самоподготовке на части

Уметь правильно реагировать на замечания

Уметь подготовиться к новому занятию

Параметры деятельности – «Планирование и организация досуга»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Уметь занять себя с пользой  в свободное время

Уметь решить, что делать сначала

Уметь решить, как делать

Уметь попросить помощь при необходимости

Уметь начать игру по собственной инициативе

Уметь ответить на инициативу сверстников

Уметь подождать  своей очереди

Поддерживать правила игры

Правильно реагировать на критику

Уметь закончить игру, даже если проигрываешь

Уметь убрать за собой игрушки

Слушать инструкции, объяснения  педагога

Уметь при необходимости попросить повторить объяснение

Попросить передать нужную вещь, игрушку, предмет

Уметь помогать друг другу

Мониторинг формирования социальных навыков

у детей с ОВЗ VIII вида

Критерии формирования умений и навыков по видам деятельности (VIII вид)

ШКАЛА  ОЦЕНКИ УРОВНЯ  СФОРМИРОВАННОСТИ  НАВЫКОВ

5 баллов  – Полное соответствие программным  требованиям, самостоятельное выполнение

                  заданий. Красный цвет.

4 балла    – Соответствие  программным требованиям, самокоррекция после стимулирую-

                  щей помощи. Желтый цвет.

3 балла    –  Неполное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи. Зеленый цвет.

2 балла    –  Частичное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи. Голубой цвет.

1 балл     –  Фрагментарное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи. Коричневй

                   цвет.

0 баллов – Неусвоение ЗУНов, невыполнение заданий, отказ от заданий, смысловая неадекватность. Черный цвет.

Направление «Я и окружающие»

Параметры деятельности по развитию речи

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Умение называть свое имя

Умение называть свою фамилию

Умение называть имена одноклассников

Умение при произнесении имени показывать учеников своего класса

Знать название реальных предметов (школьные принадлежности)

Знать название реальных предметов (обстановка в классе)

Уметь повторять фразы, обозначающей просьбу  и действие

Уметь выполнять просьбу  и действие

Уметь проговаривать вслед за учителем чистоговорки

Уметь высказываться предложением, состоящим из 1 слова

Уметь высказываться предложением, состоящим из 2 слов

Уметь высказываться распространенными предложениями

Уметь понимать смысл коротких простых сюжетов (сказок, потешек)

Уметь воспроизводить короткие простые сюжеты

Уметь соотносить игрушки и их названия

Уметь называть части тела у себя (руки, ноги, голова, туловище,

пальцы и т.д.)

Уметь называть части тела у товарища

Умение высказывать элементарные наблюдения за погодой

Умение высказывать элементарные наблюдения за живой природой

Уметь самостоятельно рассказывать об увиденном.

Параметры по предметно-практической деятельности (ППД)

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

I

II

III

IV

Имитация жестов, мимики.

Имитация движений окружения

Подражание голосам

Подражание речи

Воспроизведение образцов букв, слогов

Повторение схем поведения

Ориентация в пространстве

Ориентация во времени

Соединение элементов (застёгивание, связывание, оклеивание)

Открытие и закрытие предметов

Разрезание (ножом, ножницами, пилкой для бумаги).

Приготовление простых блюд, варка, выпекание

Работа с техническими устройствами (компьютером, телефоном, утюгом, калькулятором и т.д)

Умение фиксировать взор на деятельности педагога

Умение выполнять простые статические подражательные действия за учителем

Умение выполнять простые динамические подражательные действия за учителем

Умение выполнять простые статические действия по словесной инструкции

Умение выполнять простые динамические действия по словесной инструкции

Умение катать мячик по подражанию

Умение катать мячик по словесной инструкции

Умение бросать мяч в корзину по подражанию

Умение бросать мяч в корзину по словесной инструкции

Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по подражанию

Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по словесной инструкции

Умение складывать пирамидку по подражанию

Умение        складывать пирамидку по словесной инструкции

Умение нанизывать пуговицы на нитку

Умение катать машинку в определенном направлении

Умение строить из кубиков фигуры по подражанию

Умение строить из кубиков фигуры по словесной инструкции

Умение складывать простые мозаики

Умение группировать предметы по форме, величине, цвету

Умение складывать разрезные картинки из 2-3 частей

Параметры деятельности –  «Я как член семьи, ученик, потребитель»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

I

II

III

IV

Моё место в семье (роль и функции)

Члены семьи, их занятия и обязанности

Моя квартира (помещения, вещи)

Название и адрес школы

Виды и функции школьных помещений

Сотрудники школы и их функции

Структура дня в школе

Школьные правила и нормы

Нормы совместной жизни в классе

Формы вежливости

Участие в коллективных играх

Участие в коллективном труде

Магазины (ассортимент, оплата)

Пункты общественного питания

Средства транспорта

Пункты услуг

Газ, отопление, водопровод

Почта и телекоммуникации

Домашняя техника и аппаратура

Инструменты, правила безопасности при работе сними

Направление «Я с самим собой»

Параметры деятельности  по самообслуживанию 

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Умение различать и показывать части тела

Уметь называть части тела по показу

Уметь различать и показывать предметы санитарии и гигиены

Уметь называть предметы санитарии и гигиены по показу

Уметь различать действия связанные с гигиеной тела

Уметь совершать действия связанные с гигиеной тела

Умение хранения сангигиенических предметов

Умение надевать одежду правильно

Умение застегивать пуговицы

Умение застегивать молнию

Умение шнуровать ботинки

Умение надевать обувь

Умение надевать верхнюю одежду

Умение прибирать снятую одежду

Умение называть и различать предметы необходимые для приема пищи

Умение мыть руки

Умение правильно пользоваться ложкой, вилкой

Умение убирать за собой посуду

Умение самостоятельно ходить в туалет

Умение не мешать окружающим криком шумом

Параметры деятельности  - «Личная гигиена, самоориентация,  моё здоровье»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

I

II

III

IV

Навыки ухода за руками

Навыки ухода за лицом (умывание, вытирание)

Навыки ухода за телом

Навыки ухода за ногами

Гигиена полости рта

Интимная гигиена

Использование туалетных принадлежностей, косметики

Осознание собственного тела

Ориентация в строении тела

Ориентация в пространстве

Половая идентификация

Идентификация с именем, фамилией

Знание имени, фамилии

Идентификация с адресом

Знание своего адреса

Детальные вопросы периода созревания

Необходимость поддержания здорового образа жизни

Поведение в случае недомогания

Пользование медицинскими услугами для сохранения здоровья

Пользование медицинскими услугами для восстановления здоровья

Направление «Я  и окружающий мир»

Параметры деятельности  - «Еда, одевание, физиологические потребности»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

I

II

III

IV

Умение мыть руки перед едой

Эстетический приём пищи

Умение накрывать на стол

Использование столовых приборов (ложка, вилка)

Умение пользоваться столовым ножом

Умение различать и называть посуду

Умение убирать за собой посуду

Умение правильно надевать одежду

Умение выбора одежды в зависимости от погоды.

Умение выбора одежды в зависимости от времени суток

Умение выбора одежды в зависимости от ситуации

Умение застёгивать пуговицы, молнию

Умение надевать обувь

Умение шнуровать ботинки

Умение прибирать снятую одежду

Умение ухаживать за одеждой (чистка, хранение)

Умение ухаживать за обувью

Умение пользоваться туалетом

Сообщение о сигналах, поступающих от тела ( голод, жажда)

Сообщение о сигналах, поступающих от тела (боль, её локализация)

Параметры деятельности  - «Мои особенности, умения, подготовка и навыки, позволяющие мне познавать мир  и функционировать в нём. (Восприятие, сенсорная интеграция,  мышление, общение)»

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

I

II

III

IV

Регистрация органами чувств раздражителей, поступающих из окружающей действительности

Нахождение подобия и различий между раздражителями, воспринимаемыми разными органами чувств.

Создание наблюдений и представлений о предметах на основании информации от анализаторов органов чувств

Практическое понимание элементарных математических понятий

Практическое понимание элементарных природных понятий

Практическое понимание элементарных художественных понятий

Практическое понимание элементарных музыкальных понятий

Практическое понимание элементарных лингвистических понятий

Определение простейших причин, вызывающих следствие

Простейшая классификация

Исключение лишнего

Сравнение

Понимание неязыковых сообщений

Понимание речевых знаково- символических сообщений

Понимание содержания общественных ситуаций, представлений

Чтение (буквенно- слоговое)

Передача невыбранной информации

Высказывание речевых сообщений и их передача с помощью знаков, символов

Направление «Я  и школа»

Параметры по трудовой деятельности

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Умение правильно сидеть за партой

Умение соблюдать порядок на рабочем месте

Участие в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя

Повторение за учителем анализа образца изделия

Умение ориентироваться на листе бумаги (верх- низ)

Умение ориентироваться на листе бумаги (лево- право)

Правильное расположение листа бумаги, материалов на рабочей плоскости.

Показ основных геометрических форм

Называние основных геометрических форм

Сгибание и разгибание бумаги

Разрывание бумаги по прямым линиям.

Умение держать ножницы

Резание ножницами по прямой линии

Резание ножницами по ломаной линии

Резание ножницами по дугообразной линии

Вырезание простых геометрических фигур

Сплющивание, скатывание пластилина

Прилаживание, соединение деталей из пластилина

Связывание ниток узлом

Наматывание ниток в клубок

Параметры математических  ЗУНов

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Умение слушать учителя (родителей)

Умение выполнять инструкцию учителя (родителей)

Знать формы (круглый, квадратный, треугольный)

Знать цвета

Уметь показывать предметы разных цветов

Знать размеры: большой маленький

Уметь ориентироваться на листе бумаги: верх-низ

Уметь ориентироваться на листе бумаги: начало- конец строки

Уметь определять положение предметов в пространстве (в, на, близко, далеко)

Знать временные представления (утро, день, вечер, ночь)

Знать  количества: один

Знать  количества: много

Знать  количества: ни одного

Уметь держать ручку, карандаш

Уметь обводить по шаблону геометрические фигуры

Уметь обводить по трафарету геометрические фигуры

Уметь штриховать

Уметь штриховать в заданном направлении

Уметь рисовать геометрические фигуры по точкам

Знать геометрические формы (квадрат, круг, треугольник)

Параметры ЗУНов по письму

Умения и навыки, необходимые для обучающегося

Умение правильно сидеть за партой

Умение вставать и садиться на уроке по просьбе педагога

Умение слушать педагога

Умение выполнять простые инструкции педагога

Умение выполнять сложные (двухступенчатые) инструкции педагога

Умение держать карандаш, ручку

Умение узнавать предмет по контуру

Умение соотносить контур предмета с реальным предметом

Умение распознавать группы предметов, один- много

Умение узнавать заштрихованные предметы

Умение определять начало и конец строки

Умение определять верх и низ страницы

Умение показывать цвета и предметы соответствующих цветов

Названия цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый)

Складывание разрезанных картинок из 2-3 частей

Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по показу

Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по

словесной инструкции

Обводка по шаблону, по трафарету

Штриховка

Складывание фигур из палочек

Приложение 6.

Схема взаимодействия МОУ с социальной средой

(для закрепления полученных навыков)

 

Приложение 7.

Образ личности ребенка с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ

Коммуникативная компетентность

  1. Способен к эффективному межличностному взаимо-

действию;

  1. Владеет навыками констру-

ктивного взаимодействия в социуме.

Социальная компетентность

  1. Готов к сотрудничеству в коллективе;
  2. Готов и умеет вести здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни;
  3. Знает и соблюдает законы РФ

Личностная компетентность

  1. Ответственность за свои поступки перед семьей. коллективом и т.д.;
  2. Толерантность;
  3. Активен в познании окружающего мира и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКУ «Центр «Ступени»

Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями "Конструирование из бумаги"

ИОМ предназначен для ребенка с ограниченными возможностями здоровья по конструкторской деятельности с бумагой. Маршрут краткосрочный, модульный, расчитан 1 месяц. Для оценки результативности маршрута...

Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...