Главные вкладки

    «Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
    статья на тему

    Гадаборшева Милана Хусеновеа

    Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти,гиперактивное поведение. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.

    Результативность всего коррекционно-образовательного процесса достигается координацией работы психологической и логопедической службы с педагогами учреждения, детьми и их родителями. 
    Поэтому идея сопровождения ребенка с ОВЗ реализуется через сотрудничество  «Воспитатель – Логопед - Родитель - Психолог».

    Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

    Задачи:

    1.          Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;

    2.          Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;

    3.          Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл model_vzaimosvyazi.docx22.17 КБ

    Предварительный просмотр:

                 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54» п. Сиверский

     «Особенности взаимодействия учителя-логопеда

    и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе

    с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Учитель-логопед:

    Гадаборшева М.Х.

                                                           2017г.

    Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.

    Результативность всего коррекционно-образовательного процесса достигается координацией работы психологической и логопедической службы с педагогами учреждения, детьми и их родителями. 
    Поэтому идея сопровождения ребенка с ОВЗ реализуется через сотрудничество  «Воспитатель – Логопед - Родитель - Психолог».

    Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

    Задачи:

    1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
    2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
    3. Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

    Принципы взаимодействия:

    - Системность
    - Комплексность
    - Соответствие возрастным индивидуальным   возможностям
    - Адекватность требований и нагрузок
    - Постепенность и системность
    - Индивидуализация темпа работ

    Задачи работы учителя-логопеда

    • Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
    • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
    • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
    • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
    • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
    • Обогащение словарного запаса .

    Задачи работы педагога-психолога

    • Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.
    • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
    • Совершенствование мелкой моторики.
    • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
    • Развитие зрительно-моторной координации.
    • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
    • Активизация отработанной лексики.
    • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.
    • Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
    • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

    Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

    Этап

    Основное содержание

    Результат

    Организационный

    (сентябрь - октябрь)

    Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

    Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

    Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

    Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

    Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с  ОВЗ.

    Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

    Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

    Основной

    (ноябрь - февраль)

    Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

    Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

    Создание и реализация проектной деятельности.

    Психолого-педагогическое просвещение родителей.

    Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

    Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

    Заключительный

        (март - май)

    Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

    Корректировка индивидуальных и групповых программ.

    Отчет по проделанной работе.

    Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

    Совместные направления  и формы работы представлены на слайдах.

    Одной из форм совместной работы являются  интегрированные занятия. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.

    Задачи интегрированного занятия:

    Дидактические

    Коррекционные

    Воспитательные

     Обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников ; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности.

    Закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

    Вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

    Мониторинг  результатов деятельности

    Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

    Результативность

    Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

    Cовременные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

    Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

    Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

    Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

    Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

    Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:- обучение глухих и слабослышащих детей нормам р...

    Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...

    Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

    Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

    Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....