«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
рабочая программа по музыке

Вдовина Людмила Мухарамовна

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционных музыкальных занятий. В связи с посещением детей реабилитационных занятий с различными отклонениями в развитии (ЗПР, ЗПРР, РДА, ДЦП и т.п.), мною была поставлена задача структурирования базы комплексных методов, изучение новых эффективных технологий

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Министерство социального развития Московской области»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Московской области «Ивантеевский социально - реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Теремок»

Подпрограмма

«Музыкально-коррекционная работа с  детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации»

(поточный метод работы)

Выполнила: Музыкальный руководитель

Вдовина Людмила Мухарамовна

2019 год

Пояснительная записка

Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности. В этот процесс включена музыкально-коррекционная работа. Музыкальные занятия в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка, с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.      

Сущность музыкальных занятий состоит в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, его коммуникативных способностей, обусловливают творчество ребенка во всех областях искусства и в жизни в целом.

Многочисленные методики музыкальной коррекции предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (логоритмика, ритмическая гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика) для усиления их воздействия.

Проблема:

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционных музыкальных занятий. В связи с посещением детей реабилитационных занятий с различными отклонениями в развитии (ЗПР, ЗПРР, РДА, ДЦП и т.п.), мною была поставлена задача структурирования базы комплексных методов, изучение новых эффективных технологий.

Самым эффективным методом, по моему мнению, является Музыкальная терапия –  ресурс дальнейшего развития, существования и реализации.

Актуальность

Музыкальная терапия с успехом может быть использована  в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы,  справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Использование музыкальной терапии для  восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка, создаёт условия  для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.

Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным средством выявления нарушений и коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических проблем.

Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления:

  • коррекция отклонения психоэмоциональной сферы;
  • оказание помощи детям с ОВЗ при  социально-адаптивных нарушениях;
  • коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.);
  • помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей.

    Основной целью музыкотерапии в работе с детьми, имеющими ОВЗ, является  гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.

   Применение метода  музыкотерапии основывается на  восприятии детьми музыки, которое  имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.

   Дети с отставанием  в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.

Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем: — эмоциональная разрядка, — облегчение ситуации взаимодействия, — регуляция эмоционального состояния, — повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов, — приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, — создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии, — содействие самовыражению и саморазвитию, — облегчение возможностей усвоения больным новых отношений и наставлений. 

Применение музыкальной терапии для детей с аутичным типом развития обусловлено несколькими факторами. Как известно, дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) имеют особенную тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. В научных исследованиях говорится, что эмоциональная чувствительность на музыку и особая необходимость в ней связаны прежде всего с уровнем нейротизма. По мнению П. Фреза и Ж. Пиаже, тревожные индивиды, независимо от происхождения их тревоги, имеют высокую энергетическую мобилизацию, которая порождает многочисленные эмоциональные реакции и трудно поддается контролю, тогда как у «неэмоциональных» индивидов наблюдаются прежде приспособительные реакции. Кроме учитывания эмоциональной уязвимости детей с РДА, уместность применения музыки на занятиях с ними обусловлена следующим: 

1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне». Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РДА; 

2) обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты.

 Современные методы музыкотерапии:

 1. Методы, направленные на отреагирование, а также эмоциональную активацию; 

2. Релаксационные и регулятивные методы; 

4. Коммуникативные методы;

 5.Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации. 

Эти методы могут стать важными ориентирами психолого-педагогического воздействия на развитие детей с РДА. Они направлены на составляющие основного спектра аутичной проблематики, а именно: нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, неадекватность функционирования эмоциональной сферы, отсутствие гибкого поведения в соответствии с социальным контекстом и разнообразной спонтанной социальной игры-имитации, стереотипные виды их поведения.

Проблема, решаемая во время реабилитационного периода музыкальным руководителем.

Ориентированность на визуальный ряд.

Нарушение слухового восприятия.

Планируемый результат.

Построение слухового канала.

 Основой работы с детьми с ОВЗ является гуманистическая парадигма.

Основные принципы:

  • Движение от внутреннему к внешнему.
  • Инициатива важна.
  • Эмоциональная заряженность.

Цель №1. Присоединиться к инициативе ребенка, следовать за ним, входить в его мир.

Цель№2. Вывести ребенка в наш общий мир.

Конечная цель. Вовлечение в общий мир.

Фундамент для общения:

  • Отношение.
  • Включенность.
  • Удовольствие от общения.
  • Игра с ребенком.
  • Развитие мотивации и интересов ребенка.
  • Опора на сильные стороны.

Запланированный результат:

  • Максимально возможная  для каждого ребенка компенсация и преодоление проблемных зон.
  • Улучшение качества жизни.

Сложность в результативности: Короткий срок пребывания.

По форме выделяют индивидуальную и подгрупповую работу.

В зависимости от активности детей, степени их участия в процессе занятий и поставленных задач музыкальная коррекция может быть представлена в форме активной (ребенок активно включен в процесс занятия –поет, двигается, играет на музыкальных инструментах) и пассивной (рецептивной)  музыкальной коррекции (когда только слушает музыку).

Цель: 

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать развитию и коррекции психических процессов;
  2. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
  3. Формировать произвольную регуляцию поведения;
  4. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
  5. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
  6. Формировать представление об окружающем мире;
  7. Воспитывать культурные привычки в процессе общения ребенка и педагога.

В основу подпрограммы заложены следующие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному, системному, целостному и динамическому изучению ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.
  2. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.
  3. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
  4. Деятельностный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует ведущая деятельность,  и развитие любой деятельности требует специального формирования.
  5. Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе; для эффективного повторения необходимо сочетать раннее усвоенное с новым, что бы процесс повторения носил вариативный характер.
  6. Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся навыков.
  7.  Принцип наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом, образностью музыки и различными играми.
  8.  Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями.
  9. Принцип оптимистического подхода предлагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
  10.  Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
  11.  Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия должны создавать благоприятный эмоциональный фон.
  12.  Принцип комплексности предполагает связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия.

Реализация программы.

Срок реализации программы –в течении каждого года.

Занятия проводятся в индивидуальной и малой групповой форме.

Программа состоит  из 3-х этапов.

  1. Этап первичной психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики, моторики, а также особенностей развития музыкальных способностей детей. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.
  2. На основном этапе в соответствии с календарно-тематическим планированием Отделения Реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся музыкальные коррекционно-развивающие занятия.
  3. На контрольном этапе в конце срока реабилитации используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребенка.

Структура занятий:

Цели и содержание занятий формулируются исходя из физических, психических и умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение значимых для ребенка проблем.

Занятия проходят от двух и более в неделю, по 30 мин*, по схеме:

По возможности (исходя из восприятия ребенка), необходимо ритуализировать занятие, соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности, тогда ритуал становится канвой занятия. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

В результате  проведения занятий развиваются двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения.

*По возрастным нормам САНПиН

Основные направления и технологии:

  1. Элементарное музицирование
  2. Коммуникативные танцы и музыкальные игры
  3. Интуитивное обучение игре на инструментах
  4. Сказкотерапия, сказки-шумелки.
  5. Активная музыка.

Методы и приёмы

- следование за ребенком;

- подхватывание действий, жестов ребенка;

- словесные подсказки;

- выполнение заданий ребенком сопряженными действиями с взрослым;

- комментирование взрослым всех своих действий и действий ребенка;

- подражание ребенком действий и жестов взрослого;

Ежедневная работа:

с детьми - индивидуальные занятия по коррекции и развитию   музыкальных навыков.

с родителями - обучение приемам взаимодействия с детьми;

рекомендации по музыкальному репертуару для слушания дома.