Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.
статья (11 класс) по теме

Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:

- обучение глухих и слабослышащих детей нормам речевого общения, принятым среди слышащих, полноценному использованию словесной речи как средства речевого общения, познания, самопознание, эмоционального развития;

- обучение общению словесной речью в своем коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками;

- развитие общительности, преодоление неуверенности в общении со слышащими;

     Необходим систематический контроль за качеством устной речи, ее внятности, соблюдение орфоэпических норм.

    На сегодняшний день очевидна необходимость включения в основной курс специальных занятий по формированию навыков коммуникации у старшеклассников с нарушением слуха.

Основными задачами таких занятий являются: сообщение, обсуждение, систематизация теоретических знаний , связанных с проблемой общения;

- отработка техники и приемов общения.

- формирования навыков взаимопонимания в процессе общения, выработка умения по внешним признакам партнеров смоделировать собственное поведение в различных ситуациях коммуникации;

- обучение преодолению стереотипности поведения в общении. Занятия включают широкий спектр методических форм: беседы, деловые игры, дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_kor.rabota_dek.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа  с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

     Одной из важных задач организации и проведения коррекционно-педагогической работы во внеурочное время является активизация речевого развития учащихся с нарушениями слуха, формирование различных форм коммуникации. Для успешного решения этих задач необходима тесная взаимосвязь работы по формированию речи на всех без исключения уроках и во внеклассное время.

     Специфическая особенность учебно-воспитательной работы с глухими или слабослышащими учащимися заключается в том, чтобы с первых дней организовать общение с детьми на словесной основе.

     Эффективность и качество развития речи учащихся повышается в условиях совместной деятельности учителей и воспитателей. Программа определяет содержание, примерный объем и направление работы по развитию речи воспитанников. Так как общий и речевой уровень различен у детей соответственно и требуется специальный подбор дидактических материалов, технических и наглядных средств. Задача воспитателя – закрепить речевые навыки, полученные детьми на уроке, дать новый речевой материал в процессе разнообразной внеурочной деятельности.

  1. Самоподготовка: организация – использование «схем-памяток» при выполнении домашних заданий, обеспечивающую активную самостоятельную деятельность на всех этапах работы;

-  работа группами с относительно равными учебными возможностями;

- осуществление взаимоконтроля и рациональная самоорганизация и самоконтроль;

- рациональное расходование учебного времени, стремление ускорить темп учебной деятельности по самоподготовке;

- самоанализ результатов своей работы при выполнении домашних заданий.

  1. Внеклассная работа по развитию речи должна быть разнообразной по содержанию, форме, организации и проведению. Знания детей полученные как на уроках, так и во внеурочное время, углубляются и закрепляются в быту, разных видах деятельности.

- в различных видах общественно-полезного труда;

- в мероприятиях, направленных на общее развитие (беседы, чтение художественной литературы, газет, журналов, просмотр телепередач);

- в кружках и спортивных секциях;

- в подготовке и проведении различных культурно-массовых мероприятий (викторины, школьные  общешкольные праздники, коллективные дни рождения).

     Такая разнообразная внеурочная воспитательная деятельность имеет особое значение для формирования навыков словесной речи. В ее процессе у школьников расширяется словарный запас, улучшается произношение, закрепляются навыки устной и письменной речи, и, что наиболее важно, создаются более расширенные возможности речевого общения.

     На внеклассных занятиях особое место отводиться развитию читательских интересов, воспитанию любви к книге.

     Удачная форма работы – «книжные базары».  Дети рассказывают о прочитанной книге, в процессе возникает непосредственное речевое общение, для которого необходимо знание определенного речевого материала: фамилии авторов, название и содержание прочитанных книг. Интересная форма массового обмена книгами, создает условия для развития диалогической речи.

Решая важную педагогическую задачу- приблизить развитие детей с нарушением слуха к развитию в возрастной норме, подготовить их к совместной со слышащими трудовой и самостоятельной жизни. Организация трудовой деятельности в интернате на общую пользу: самообслуживание, работа на пришкольном участке, шефская работа.

     Широкое использование речевых ситуаций вне учебного процесса расширяет рамки речевого общения слабослышащих ребят. Во внеклассное время общение воспитанников школы интерната происходит, как правило, в естественных ситуациях (в спальне, в столовой, групповой и.т.).

     Речевые ситуации часто создаются так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (ролевые игры, инсценирование сюжетных сцен, демонстрация выполнения правил поведения.

     Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:

- обучение глухих и слабослышащих детей нормам речевого общения, принятым среди слышащих, полноценному использованию словесной речи как средства речевого общения, познания, самопознание, эмоционального развития;

- обучение общению словесной речью в своем коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками;

- развитие общительности, преодоление неуверенности в общении со слышащими;

     Необходим систематический контроль за качеством устной речи, ее внятности, соблюдение орфоэпических норм.

    На сегодняшний день очевидна необходимость включения в основной курс специальных занятий по формированию навыков коммуникации у старшеклассников с нарушением слуха.

Основными задачами таких занятий являются: сообщение, обсуждение, систематизация теоретических знаний , связанных с проблемой общения;

- отработка техники и приемов общения.

- формирования навыков взаимопонимания в процессе общения, выработка умения по внешним признакам партнеров смоделировать собственное поведение в различных ситуациях коммуникации;

- обучение преодолению стереотипности поведения в общении. Занятия включают широкий спектр методических форм: беседы, деловые игры, дискуссии.

     Воспитательный процесс представляет собой широкое,  многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети формируются как члены общества и приспосабливаются к условиям социальной жизни и производства. Этот процесс в широком смысле является процессом социализации человека.

      Правовое воспитание состоит в том, чтобы ввести воспитанника в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решать воспитательные задачи, содействовать усвоению нравственно-ценностных понятий и идей, формировать достоинство человеческой личности и т.д. Цели в правовом воспитании формирование правовых знаний, мотивов и привычек, правомерного поведения.

Нравственные отношения, пронизывающие все стороны общения ребенка со взрослыми, повседневная его жизнь, деятельность и поведение в коллективе ребят всецело определяются общественными отношениями. В этой форме работы решаются следующие задачи:

- разъяснение законов, норм морали, правил поведения в общественных местах и дома.

- объяснение роли организаций и лиц, охраняющих порядок;

- закрепление сознательного отношения к выполнению правил и законов; воспитание чувства ответственности за свои поступки;

- приобретение некоторых навыков правоохранительной и природоохранительной деятельности.

Анализ коррекционной работы во внеурочное время 11 класса.

     Я работаю воспитателем в 11 классе – выпускном. В классе 7 человек  в основном слабослышащие (Цуркина, Кузнецова, Чернева, Кузнецов, Шорохова), две девочки глухие (Борисова, Калугина). И в связи с этим разный подход  в работе по коррекции речи и слуха.

     И я ставлю перед собой ряд важных задач в организации и проведения коррекционно-педагогической работы во внеурочное время – это активизация речевого развития учащихся с нарушениями слуха, формирование различных форм коммуникации. Для успешного решения этих задач необходима тесная взаимосвязь с другими педагогами (Тарасовой В.А.,Федотовой Н.С., Прониной О.Р., Асановой ). Так как эффективность и качество развития речи учащихся повышается в условиях совместной деятельности учителей и воспитателей.

     Разрабатывается программа,  определяет содержание, примерный объем и направление работы по развитию речи воспитанников. Так как общий и речевой уровень различен у детей соответственно и требуется специальный подбор дидактических материалов, технических и наглядных средств.

     Мной разработано ряд занятий, бесед, моделированных ситуаций, которые позволяют  расширять знания о родном крае и закрепляют  знания о достопримечательностях г. Тулы; расширяют  знания об окружающей действительности; знакомят детей с правами и обязанностями;  воспитывают ответственность за свои поступки,  любовь и уважение к своей семье (родителям) гордость за свою семью.

Беседы: «Способен ли ты на поступки», «Мир моего Я»,  «Я и школа», «Традиции школы», «Готовность всегда прийти на помощь друг другу»,«Урок милосердия и добра».

«Дружба, любовь, семья», «Межличностные отношения сверстников»

«Я и мои товарищи», «Расскажи мне обо мне»,«Ответственное отношение к своим словам и поступкам»

 Акция трудовой десант «Убери свой двор», «В здоровом теле - здоровый дух».

Профилактика вредных привычек: «Мы за ЗОЖ» .

«Конституция Россия – основной закон», «Правила поведения в социуме».

«Полиция – орган охраны безопасности человека»,

«Роль  полиции, стоящей на страже порядка», «Ответственность за нарушение общественного порядка»

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»,,  «Умение правильно вести себя в обществе и не нарушать статьи закона».

     Задача воспитателя – закрепить речевые навыки, полученные детьми на уроке, дать новый речевой материал в процессе разнообразной внеурочной деятельности. Так например речевая зарядка, спланирована по неделям на четверть, которая проводится ежедневно, мной ведется тетрадь по речевым зарядкам, которая пополняется в течении всей моей работы. Для облегчения работы каждый класс оснащен оборудованием, есть доска с профилями

    Я работаю над программой «Духовно-нравственное воспитание», т.к эта программа может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий со взрослыми и детьми и дает развитие ребенка как личности: социально-нравственного общеинтеллектуального и общекультурного. И формирует целостное отношение к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности человека.  В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и др.качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

     И эта программа позволяет решать главную педагогическую задачу – приблизить детей с нарушением слуха к развитию  возрастной норме, подготовить их к совместной со слышащими трудовой и самостоятельной жизни.

    Внеурочная воспитательная деятельность (беседы, чтение художественной литературы газет, журналов, просмотр познавательных телепередач, моделированные ситуации)  имеет особое значение для формирования навыков словесной речи. В ее процессе у школьников расширяется словарный запас, улучшается произношение, закрепляются навыки устной и письменной речи, и, что наиболее важно, создаются более расширенные возможности речевого общения.

     Внеклассная работа по развитию речи должна быть разнообразной по содержанию, форме, организации и проведению. Знания детей полученные как на уроках, так и во внеурочное время, углубляются и закрепляются в быту, разных видах деятельности.

     На внеклассных занятиях особое место отводиться развитию читательских интересов, воспитанию любви к книге.

     Удачная форма работы – «книжные базары».  Дети рассказывают о прочитанной книге, в процессе возникает непосредственное речевое общение, для которого необходимо знание определенного речевого материала: фамилии авторов, название и содержание прочитанных книг. Интересная форма массового обмена книгами, создает условия для развития диалогической речи.  Люблю давать произведения Чехова А.П., т.к там описаны характеры людей в смехотворной форме.

          Широко использую речевые ситуации, т.к они расширяют рамки речевого общения ребят с нарушением слуха это происходит, как правило, в естественных ситуациях (в спальне, в столовой, групповой и.т.).

     Речевые ситуации часто создаются так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (ролевые игры, инсценирование сюжетных сцен, демонстрация выполнения правил поведения).

     Созданию во внеклассное время активную речевую среду уделяю  внимание на развитие речи каждого из воспитанников  решая при этом следующие  задач:

- обучение глухих и слабослышащих детей нормам речевого общения,  полноценному использованию словесной речи как средства речевого общения, познания, самопознание, эмоционального развития;

- обучение общению словесной речью в своем коллективе, формирование навыков ведения диалога;

- развитие общительности, преодоление неуверенности в общении со слышащими;

     Веду контроль за качеством устной речи, ее внятности, соблюдение орфоэпических норм.

    На сегодняшний день очевидна необходимость занятий по формированию  коммуникативных навыков у ребят .

Основными задачами таких занятий являются: сообщение, обсуждение, систематизация теоретических знаний , связанных с проблемой общения;

- отработка техники и приемов общения.

- формирования навыков взаимопонимания в процессе общения, выработка умения по внешним признакам партнеров смоделировать собственное поведение в различных ситуациях коммуникации;

- обучение преодолению стереотипности поведения в общении. Занятия включают широкий спектр методических форм: беседы, деловые игры, дискуссии.

     Еще одним из аспектов нравственного воспитания – это правовое оно состоит в том, чтобы ввести воспитанника в сложные правовые общественные отношения. Идет разъяснение законов, норм морали, правил поведения в общественных местах и дома; объясняю роль организаций и лиц, охраняющих порядок; закрепляю  сознательное отношение к выполнению правил и законов; воспитываю  чувства ответственности за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Статья «Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Статья «Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»...