Главные вкладки

    Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
    опыты и эксперименты на тему

    Веденеева Светлана Николаевна
    представление опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание опыта работы  с детьми с ограниченными  возможностями  здоровья педагога дополнительного образования

    Веденеевой С.Н.

    МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

    г. Арзамас

            Цель: помочь социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия начальным техническим моделированием.

    Задачи:

    развивающие:

    • развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность;
    • повышать уровень мышления, внимания, памяти, воображения;
    • формировать трудовые навыки;
    • развивать зрительное восприятие окружающего мира;

    воспитывающие:

    • воспитывать коммуникативные качества, эстетический и художественный вкус;
    • приобщать к нормам социальной жизнедеятельности человека;
    • воспитывать чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
    • воспитывать активность и самостоятельность в достижении поставленной цели;

    обучающие:

    • познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;
    • формировать навыки работы с различными инструментами и материалами в разных техниках;

       В соответствии с планом работы МБОУ ДОД ЦВР на 2013-2014 и 2014-2015уч. годов     в каникулярное время  и в рамках декады инвалидов , мною был проведен ряд мероприятий для детей с ограниченными возможностями специальной коррекционной школы 8 вида.

     Данное описание опыта работы является попыткой осмыслить роль начального технического моделирования в работе с детьми-инвалидами.

    В последние годы возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому в «Основных  направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» были выделены приоритетные направления работы с такими детьми. Это обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, на обеспечение условий для полноценного духовного и физического развития.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического подхода в обучении. В течение 2013-2015 уч.годов я активно сотрудничала с воспитателями и педагогами специальной коррекционной школы 8 вида, поскольку работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует определенных  знаний, которыми я не обладала, и приходилось советоваться со специалистами.

     Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

    Я решила заниматься с детьми-инвалидами различными видами бумагопластики, так как это  помогает  максимально использовать возможности ребенка в направлении  прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.

    Форма, в которой проводились все занятия- одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, - мастер-класс, основная цель которого - передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.

    Что означает понятие «мастер – класс»?

    Этимология словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» — это показатель высокого качественного уровня.

    Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта.

    Цель: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера.

    Проводить занятия было очень непросто, т.к. в моей группе занимались дети, с тяжелыми нарушениями здоровья: дети с ДЦП, с нарушениями умственного развития, слуха, зрения.

    Моей главной задачей стала  попытка открыть каждого  ребенка с творческой стороны

    Вся работа с детьми-инвалидами велась с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

    • учет сложившегося социального опыта ребенка;
    • безусловное принятие ребенка как личности;
    • опора на зону актуального развития;
    • учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
    • ориентация на паритетные отношения;
    • создание ситуации успеха.

    Материал  для занятий подбирала так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередовала различные виды деятельности, Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

    В своей работе я использовала следующие педагогические технологии; здоровьесберегающие ( физкульт-минутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика), игровые (проводились словесные игры, разгадывались шарады, ребусы, кроссворды -, это очень помогает в положительном развитии отношений в коллективе, легче  решаются любые коллективные вопросы а также лучше проходит усвоение материала.), использование ИКТ – развивает познавательную активность, творчество.

    Считаю, что начинать работу с «особыми» детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения без панибратства и  заигрывания. Встреча с детьми всегда начиналась с доверительного и доброжелательного общения. К работе приступали с  самого простого – объемные аппликации в техники «квиллинг». Затем мастерили куклы-обереги, краеведческие открытки , браслеты из бросового материала, динамические игрушки. Каждый ребенок работал в своем темпе, в соответствии  со своими возможностями.  

    Старалась предоставить им больше самостоятельности.

    Дети учились работать вместе, приобретали опыт полезного использования свободного времени. Легче решались вопросы воспитания.

    У ребенка-инвалида, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому цель моей работы заключалась не только в том, чтобы познакомить детей с различным видами  бумагопластики, но и выработать  у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках.  В конечном итоге - научить детей полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носили  воспитательный характер. При проведении  занятий проявляла заботу о настроении и работоспособности детей, создавала особую атмосферу внимания и доверия. В ходе таких занятий часто применяла коллективные формы обсуждения выполняемых работ. Хвалила детей:  молодец, сумел показать свои «задумки»; сегодня ты нас очень порадовал и т.д.  

               Ребёнок постоянно  должен чувствовать со стороны педагога поддержку в совместном творчестве и общении. С самого начала определялась  длительность занятия, оно планировалось  в зависимости от физического состояния детей, их творческой активности.

    В конце каждого занятия также фиксировалось внимание детей на достигнутом результате. Каждого ребенка учила оценивать свой результат.  Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

                Особенно важно сформировать взаимоотношение детей с ограниченными возможностями с миром здоровых людей. Позиция «ты мне должен помогать, потому что я инвалид» не подходит для долговременных отношений между людьми. Если такой ребенок  не изменит своего иждивенческого отношения к тем, кто ему помогает, не научится быть благодарным, то он обречен во взрослой жизни на социальное одиночество.

                 Индивидуальные особенности некоторых детей-инвалидов затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь детям преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.

                 Ребята, с которыми я занималась, испытывали удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности.  Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно- логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас. 

                  Все занятия носили практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности  приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков.

     В работу с такими детьми хотелось привнести что-то новое, интересное, значимое.

    За время работы накоплен учебно-методический комплекс, инструкционные карты, раздаточный, дидактический  материал, разработки различных мероприятий. Все это помогало достичь оптимальных результатов в обучении и воспитании детей.

    Анализируя свою работу, могу сказать, что с поставленными задачами я справилась т.к., участие в таких мероприятиях, как мои мастер-классы приносит детям много радости,  у них растет оптимизм  и вера в свои силы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...

    Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

    Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

    Методика работы с родителями педагогов дополнительного образования в отделениях дополнительного образования общеобразовательных учреждений

    Данная разработка поможет педагогам дополнительного образования легче найти общий язык с родителями и выстроить отношения...

    ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ».

    Последнее время мы часто слышим: «Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соотв...

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРТОКИ ОКСАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

    Конкурс "Сердце отдаю детям" ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   УСПЕХА» ПЕДАГОГА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ...