Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ».
    методическая разработка на тему

    Последнее время мы часто слышим: «Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны». Живя в сельской местности, дети не имеют возможности знакомиться с огромным выбором технических профессий, востребованных сегодня и необходимых завтра. Вряд ли в ближайшие годы в селе откроется детский технопарк, где будут демонстрироваться самые современные направления: робототехника, авиация, промышленный дизайн, нанотехнология и энергетика. И вряд ли какая либо  современная производственная компания озадачит себя предложить Центру культуры «Китеж» сотрудничество, с тем, чтобы готовить детей к работе на реальном производстве. Но мы считаем, что любой школьник должен иметь возможность получить углубленную профориентацию по тем или иным направлениям и иметь возможность осознанного выбора своего будущего. Поэтому мы поставили перед собой цель создания условий для поддержки и развития технического потенциала и профессиональной ориентации наших детей на инженерные специальности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_ped_chteniya_niro.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Тарасова Т.В

                                                                                                                               Филатова Н.В.

    ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ  «КИТЕЖ».

    МОУ ЦК «Китеж»

    e-mail: kitezh97@mail.ru

    Последнее время мы часто слышим: «Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны». Одним из важнейших стратегических направлений дополнительного образования является развитие инновационного потенциала детского и юношеского технического творчества. Живя в сельской местности, дети не имеют возможности знакомиться с огромным выбором технических профессий, востребованных сегодня и необходимых завтра. Вряд ли в ближайшие годы в селе откроется детский технопарк, где будут демонстрироваться самые современные направления: робототехника, авиация, промышленный дизайн, нанотехнология и энергетика. И вряд ли какая либо  современная производственная компания озадачит себя предложить Центру культуры «Китеж» сотрудничество, с тем, чтобы готовить детей к работе на реальном производстве. Но мы считаем, что любой школьник должен иметь возможность получить углубленную профориентацию по тем или иным направлениям и иметь возможность осознанного выбора своего будущего. Поэтому мы поставили перед собой цель создания условий для поддержки и развития технического потенциала и профессиональной ориентации наших детей на инженерные специальности. Посещение семинаров и мастер-классов Областного центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области укрепило желание заняться начальным техническим моделированием, робототехникой, а затем авиа-киберспортом и 3D моделированием. Мы твердо решили – хотим! И с первого сентября 2012 года в нашем Центре начала свою деятельность студия робототехники. Конечно, в первую очередь необходимо было решить проблему оснащенности образовательного процесса студии технического творчества. Всем известно, что средства для этого нужны немалые. Понятно, что если бы не нашли спонсоров на оснащение студии, что называется с нуля, не стоило бы и мечтать о сфере технического творчества. Но все же главным стратегическим и технологическим ресурсом является именно педагог и от его профессионализма, его новаторских позиций зависит динамика развития  и качество воспитательно-образовательного процесса.

    В сельской местности найти педагога с техническим образованием почти невозможно. Было принято решение растить специалиста для этой сферы деятельности в своем коллективе. При этом необходимо учитывать новые приоритетные задачи, обозначенные в Концепции развития дополнительного образовании, решение которых напрямую зависит от результативности и эффективности педагогического труда. А значит, назрела необходимость  формирования педагога нового типа - педагога новатора. С этой целью было необходимо создать индивидуальную траекторию формирования  профессиональной компетентности педагога, систему непрерывного обучения. Здесь важна мотивация педагога, нацеленность на успех. Результативность и эффективность воспитательно-образовательного процесса стимулируют инновационное мышление педагога. Внимание и признание педагогическим сообществом, как внутри учреждения, так и на уровне района, области, так же способствуют успешности педагогической деятельности. Не менее важен  настрой самого педагога на прогресс. Работая в учреждении дополнительного образования, у педагога есть возможность делать то, что у него лучше всего получается. Развивая потенциал детей, педагог развивается сам. Даже небольшие результаты радуют и ребенка, и педагога, при этом, нельзя останавливаться на достигнутом. 

    Процесс  реализации траектории совершенствования педагогического мастерства в нашем учреждении начинается с создания комфортной, творческой образовательной среды, обеспечивающей мотивированность деятельности, а значит, сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. Далее - проектирование и осуществление профессионального самообразования, мотивация педагога на  самосовершенствование. Педагог посещает семинары, участвует в работе методических объединений,  экспериментальной работе, в очно-заочной школе, тем самым повышая свой научно-методический потенциал, определяет перспективы развития технического творчества в своем учреждении.  Результатом являются программы нового поколения, соответствующие требованиям ФЗ об образовании, Концепции развития дополнительного образования, содержащие инновационные направления технического творчества. (3D моделирование, авиа-киберспорт и др.). Педагог дополнительного образования, прежде всего, должен быть сосредоточен на потребностях детей, способствовать их ранней профориентации, самореализации, личностному развитию. В меняющемся мире изменяются дети и главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать, становится умение учиться. Где, чему и как учиться, чтобы поддерживать устойчивый интерес детей к техническому творчеству? В-первую очередь мы используем огромный потенциал наших областных методических центров дополнительного образования -  НИРО и ГБОУ ДО ЦРТДиЮ НО.

    Наиболее востребованными мероприятиями на начальном пути  совершенствования педагогического мастерства является  участие педагога  в работе областных педагогических мастерских. Областной центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области это поле педагогического сотрудничества в области повышения профессиональной компетенции педагогов научно-технического профиля. На его сайте всегда есть информация о педагогических мастерских, курсах повышения квалификации, способствующих на практике постигать алгоритм изготовления технических моделей. Педагогические мастерские в данном контексте дают толчок для дальнейшего совершенствования педагога. Важно, чтоб полученный опыт был результативным. Цель проведения областных педагогических мастерских — популяризация технологий, методов и форм работы, позволяющих повысить качество дополнительного образования, эффективность развития  технического творчества в образовательных учреждениях области. Результатом работы в педагогических мастерских стало создание дополнительной общеобразовательной  программы «Начальное техническое моделирование» для детей младшего школьного возраста. Именно в младшем школьном возрасте дети ещё не имеют устойчивых технических интересов, у них наиболее четко проявляется интерес к технике вообще. 

    Участие в областных педагогических мастерских и результат образовательной деятельности технической студии:

    Сроки проведения

    Мероприятия

    Содержание

    Результат

    1

    19 сентября

    2013 г.

     "Автомоделизм"

    (в рамках подготовки участников областных соревнований по автомоделизму).

    -технология изготовления модели класса инерционная контурная и объемная модель.

    Команда–победители районных соревнований 2014,2015год, участники областных соревнований

    "Стендовый моделизм"

    (в рамках подготовки к областному конкурсу юных техников "Модель своими руками").

    -технология изготовления бумажной модели автомодели времен Первой мировой войны.

    Победители и призеры районного конкурса, грамота участнику областного конкурса

    2

    3 октября 2013 г.

    "Авиамоделизм"

    (в рамках подготовки к областному конкурсу юных авиамоделистов "Лети, модель").

     -технология изготовления простейших моделей планеров;

    -техника запуска авиамоделей.

    Победители и призеры районного конкурса, призеры областного конкурса

    Декабрь 2014г

    «Обучение основам 3D моделирования» СЮТ г. Дзержинск.

    Включение в ДОП «Начальное техническое моделирование» раздела «3D моделирование» 

    Сохраняя традиции и опираясь на накопленный опыт Центров технического творчества Нижегородской области, наших методических центров, мы находим новые формы взаимодействия в  этой сфере. Так участие в мастер-классе по 3D моделированию, позволило  включить в образовательную программу новый модуль, который привлек внимание большее количество детей среднего школьного возраста.

    По-прежнему актуальна проблема охвата детей старшего школьного возраста. С целью привлечения их внимания к техническим новинкам с  2015 года мы стали участниками реализации областной программы по развитию авиа-киберспорта в Нижегородской области. Занятия авиа-киберспортом вызвали не просто живой интерес детей, уже через год многие из них стали мечтать о профессиях, связанных с авиацией.

    Благодаря работе в очно-заочной школе создана модульная дополнительная общеобразовательная программа «Юный авиатор», срок обучения 6 лет, возраст обучающихся 9-18лет. Реализация данной программы позволила обучающимся проявить себя в новой для нас форме соревнований – интеллектуальные командные турниры, а педагогу по-новому взглянуть на процесс обучения и воспитания средствами компьютерных технологий.

    Сегодня техническим творчеством в Центре культуры «Китеж» занимаются  47 обучающихся, что составляет 31,6 % от общего количества детей.

    Охват детей программами технической направленности

    в Центре культуры «Китеж» за 3 года:

             Важнейшим фактором, способствующим  формированию профессиональной компетентности, служит аттестация педагогических кадров, в процессе подготовки  к которой происходит самоанализ, обобщение собственного педагогического опыта, создается портфолио, осознается необходимость планирования саморазвития, участия в конкурсах педагогического мастерства, фестивалях, форумах. Обмен опытом посредством открытых занятий и мастер-классов, участие  в работе методических объединений, публикация своих методических материалов в различных изданиях, так же способствуют эффективному формированию профессионально важных качеств педагога.  В процессе аттестационных мероприятий педагогу предоставляется возможность продемонстрировать диапазон личного вклада в развитие образования, подчеркнуть степень его новизны, что, несомненно, является стимулом для изменения профессионализма педагога дополнительного образования.

    Большим трамплином для педагогического роста   является популяризация педагогического опыта на фестивалях и конкурсах разного уровня:
    - областной конкурс методических материалов;

    - всероссийский конкурс дополнительных общеобразовательных программ;

    - областной и всероссийский конкурс профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» и др.

    Важность процесса развития нового профессионализма  педагогов неоспорима. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их сообразно времени и потребностям общества. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость становления личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является не только творчество, но и новаторство. Профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней педагогического мастерства, обеспечивающих успешность обучающихся, результативность деятельности педагога, востребованность учреждения. Педагог, ориентированный на развитие нового профессионализма,  способен организовать внедрение лучших моделей и практик в своем учреждении, обеспечить мотивацию к инженерно-технической, конструкторской деятельности, медиа и информационным технологиям. Это, в свою очередь, поможет в будущем обеспечить потребности нашего общества в высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.

    Список литературы

    1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
    2. Концепция развития дополнительного образования детей.
    3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.
    4. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.П.Андриади. – М., 1999. – 160 с.
    5. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие / Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов. – М., 2002. - 288 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ

    Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки....

    Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ

    Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки....

    «ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

    Выступление на городской научно-педагогической конференции"Культурологические и технологические основы развития юношеского инженерного мышления в дополнительном образовании детского технического творч...

    Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

    В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

    Саморазвитие и самообразование – важная составляющая профессионализма педагога дополнительного образования

    Для успешной деятельности каждый педагог должен переосмыслить представления о себе как о профессионале.  Нобходимо постоянно заниматься своим саморазвитием, самообразованием, поиском новых форм р...

    Приказ «О подготовке и проведении методического дня педагогов дополнительного образования в МАУ ДО СР Центр «Созвездие»

    Участие в метод. дне педагогов доп. образования по теме: «Современное занятие как основа эффективного и качественного образования» с  мастер классом «Изготовление пан...