«ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
статья на тему

Выступление на городской научно-педагогической конференции

"Культурологические и технологические основы развития юношеского инженерного мышления в дополнительном образовании детского технического творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_formirovagniya_inzh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата [2,37]. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью [2,37].

Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда. Сформированность этого вида мышления во многом зависит от качества образовательного процесса на этапе профессиональной подготовки не только в ВУЗе (колледже, училище), но и в дополнительном научно-техническом образовании ребенка.

        Развитие инженерного мышления у подростков, занятых в сфере дополнительного образования – основной предмет обсуждения на Конференции. Однако,  я бы хотела остановиться на теме раннего развития детей, так как формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

Возможность развиваться не остается неизменной. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только  соответствующее питание, но и достаточная стимуляция. Нейронные связи укрепляются только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности, вызывая прохождение биотоков по «линиям связи». Нейроны лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в конечном итоге атрофируются. Поэтому чем младше ребенок, тем легче происходит образование связей. А с возрастом это происходит все труднее.  Это явление Борис Никитин (известный русский педагог) назвал НУВЭРСом – необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей [4, 17].

Как видно, раннее развитие обусловлено как физиологически,  так и социальной потребностью - дети, обладавшие высоким уровнем развития до начала учебы в школе, не испытывали трудностей в этом в последствии.

Иногда перед поступлением детей в первый класс, им дают пройти несколько психологических тестов, по результатам которых формируют классы разных уровней подготовки. Зачастую дети очень разительно отличаются друг от друга по степени развития. Почему возникает такая разница? Ученые еще более 20 лет назад исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем младше были дети, тем ближе они были по развитию [4,14]. Поэтому, если есть желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов в школьном возрасте, начинать развивать его необходимо как можно раньше. Тем более, что от уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета.

Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно. В нашем учреждении, ЦДЮТТ «Охта», есть необходимые ресурсы для обеспечения этого процесса. Последовательность формирования способностей ребенка можно представить в виде прохождения четырех ступеней развития:  

  1. Подготовительная ступень развития (с 2-4 лет). Ее целью является «опережающее» интеллектуально-творческое развитие. На базе ЦДЮТТ «Охта» она в данный момент находится в стадии разработки.
  2. Начальная ступень (7-10 лет). Включает начальное техническое моделирование, ТРИЗ, LEGO-робототехника, основы авто-, судо-, авиа-моделирования и проч.
  3. Средняя ступень (8-13 лет). Это авто-, судо-, авиа-моделирование, робототехника, программирование и информационно-компьютерные технологии, фото-видео творчество, радиоэлектроника и проч.
  4. Продвинутая ступень (12-18 лет). Предполагает профессиональную ориентацию в научно-техническом и спортивно-техническом творчестве.

При этом возрастные рамки весьма условны и определяются для каждого ребенка индивидуально.

Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально-творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка.

В ЦДЮТТ «Охта» разработаны программы по раннему интеллектуально-творческому развитию детей. С 2014-2015 учебного года они будут опробованы. Формы работы: «Клуб молодых родителей» (совместные занятия детей от 2-х лет с родителями, обучение родителей методикам, помощь в раннем развитии детей) и групповые занятия «Я сам!» (раннее интеллектуально-творческое развитие детей от 4-х лет).

   Формирование интеллектуально-творческих способностей у ребенка раннего возраста (от 2-3-х лет) в дополнительном образовании (в частности, на базе ЦДЮТТ «Охта») обусловлено следующими факторами:

  • Квалифицированные педагоги
  • Возможность всестороннего обогащения среды (помещения, дидактические материалы, оборудование и т.п.)
  • Физическая активность (возможность оборудовать специальные спортивные комплексы)
  • Интеллектуально-творческие игры (в рамках «Клуба молодых родителей» и занятия с детьми от 4-х лет в группе). Особое внимание уделяется раннему «естественному» моделированию.
  • Раннее чтение, счет, письмо (методики Г.Домана, Н.Зайцева и др.) – групповые занятия с детьми от 4-х лет.
  • Разновозрастные группы («Клуб молодых родителей» предусматривает занятия детей разных возрастов в одной группе с целью передачи знаний и умений от старших и более развитых детей к младшим.
  • Знакомство с различными видами творчества (прежде всего – технического творчества), широко представленными в ЦДЮТТ «Охта».
  • Возможность изучения основ технического творчества широкого спектра (с 6-7 лет).
  • Присутствие рядом увлеченного взрослого (Мастер, Педагог).
  • «Опережающее» увлечение ребенка различными видами творчества. (В частности, программа «Я сам!» предусматривает увлекать ребенка с 4-5-летнего возраста моделированием (изначально из блоков и кубиков), что является неспецифичной формой работы с детьми такого возраста).
  • Ориентация на развитие, а не на обучение (как преподнесение готовых знаний).
  • Методическая поддержка родителей (обучение методикам на занятиях; возможность тиражирования и распространения методических материалов; предоставление доступа для самостоятельного углубленного изучения интересующих вопросов в «Библиотеке заботливых родителей» - электронного ресурса и отдела в методическом кабинете; создание виртуальных групп  и т.д.).

В действительности можно предложить и больше факторов, однако мы опираемся на те, что уже доступны на базе ЦДЮТТ «Охта», и те, что в скором времени будут реализованы.

Предложенные факторы сдвигают развитие детей в сторону раннего и, предупреждая НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей), делают развитие более легким, быстрым и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой «высотой» является последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества.

Список источников:

  1. Занфирова Л.В. Формирование технического мышления в процессе подготовки студентов  агроинженерных ВУЗов: автореф. дис. канд. пед. наук// Научная библиотека диссертаций и авторефератов http:// www.dissercat.com М., 2008 – 16 с.
  2. Малых Г.И., Осипов В.Е. История и философия науки и техники: методические указания. -  Иркутск: ИрГУПС, 2008. - 91 с.
  3. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск : Харвест, 2003.- 432 с.
  4. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – Изд. 5-е, испр. И доп. М.: «Лист Нью», 2001 – 184 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ».

Последнее время мы часто слышим: «Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соотв...

Формирование инженерного мышления на уроках английского языка.

В последнее время мы очень часто слышим об инженерном мышлении и его формировании у детей. Этот приём подразумевает анализ, синтез и опробацию. Инженерное мышление можно формировать при любых формах р...

Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника"

Стастья "Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника" "...

Формирование инженерного мышления и технической культуры на уроках информатики.

Формирование инженерного мышления и технической культуры на уроках информатики.«Инженер – это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, ...

Формирование инженерного мышления учащихся посредством геометрического моделирования

Развитие науки и техники предполагает увеличение числа изобретений, использование наукоёмких технологий в производстве и актуальность инженерных профессий. Одной из основных задач общеобразовательной ...

Ранняя профессиональная ориентация детей в системе дополнительного образования. Перспективные направления развития

Материал отражает возможные перспективные направления деятельности педагогов дополнительного образования в вопросах, касающихся ранней профессиональной ориентации детей и подростков.Рассмотрена важнос...

Методические рекомендации по формированию инженерного мышления кадет при реализации программы дополнительного образования художественной направленности

Цель кадетского образования - ориентация обучающихся на военную службу. В современном военном деле важны научно-технические компетенции, поэтому возникает необходимость введения инженерных знаний в пр...