Статья "Условия формирования коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования"
статья по теме

Скороходова Анастасия Валерьевна

Написаная мной и опубликовання статья об условия формирования КК педагога ДО в рамках ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимова Анастасия Валерьевна

Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского,

г. Ярославль, Российская Федерация

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативной компетенции педагога дополнительного образования детей. Автор раскрывает современное понимание  компетенции, выделяет ее структурные составляющие, приводит данные по исследованию уровня сформированности компетенций  педагога дополнительного образования в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, профессиональные компетенции, коммуникативная компетенция, условия, дополнительное образование, образовательная организация.

В настоящее время в нашем обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, расставляются новые акценты, возникают определенные веяния. Совершенно естественно, что эти изменения затронули и систему образования. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель - сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском.

Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам педагога становится овладение целым спектром разнообразных технологий, содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.

В условиях внедрения в России Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения появилась возможность выстраивания инновационной вариативной системы подготовки педагога дополнительного образования. В основе реализации новых ФГОС ВПО лежит компетентностный подход, который рассматривается В.И. Байденко как «своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия» [1]. О.Е. Лебедев определяет компетентностный подход как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [4].

Компетенция же, как отмечает А.В. Хуторский, означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом». Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [8].

Профессиональная компетентность педагога - понятие многогранное и, вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.

Понятие профессиональной компетентности педагога можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Анализ проблемы сформированности компетенций у педагога ДО во многом будет предопределяться тем содержанием, которое будет вкладываться в понятие. Существует множество определений компетенции, компетентности, а также, что такое дополнительное образование и компетентностный подход в  ДО, и т.д. Мы рассмотрели все основные понятия, касающиеся темы нашей работы из многочисленных источников и в формулировке разных авторов. В результате этого получилось, что наша компетентностная модель педагога доп. образования предположительно должна состоять из трех блоков: нормативных требований к педагогу, групп компетенций, профессионально-значимых качеств педагога.

Проанализировав документы (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва; Профессиональный стандарт педагога, Проект «Концепция развития ДОД», Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"),  мы определили, что педагог должен обладать такими умениями (качествами) как:  иметь высшее образование; уметь планировать;  владеть формами и методами обучения, методиками; уметь сотрудничать;  эффективно регулировать поведение; владение психолого-педагогическими технологиями; умение проектировать; готовность к взаимодействию; готовность принять разных детей и т.д.

 Профессор А.А. Крылов пишет: "... мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения" [3]. Современный компетентный педагог ДО интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных и других качеств. Мы распределили эти качества в соответствующие им группы компетенций: ключевые (универсальные) компетенции (личностные качества, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, информационная компетентность, разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений, компетенции в организации учебной деятельности);профессионально-личностные компетенции (профессиональная продуктивность, эмоциональный интеллект, особенности социального взаимодействия); профессионально-педагогические компетенции (социально-правовая компетенция, методико-технологическая компетенция, ккоммуникативная компетенция, контрольно-аналитическая компетенция, проектно-исследовательская компетенция).

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности [9]. Мы определили следующие профессионально-значимые качества: логическое мышление,  аутокомпетентность, обаяние, честность,  прогностические умения,  рефлексивные умения,  активность личности, идеологические умения,  дидактические умения,  уравновешенность,   справедливость,  современность, педагогический гуманизм и т.д.

На данном этапе для анализа компетентностной модели педагога доп. образования детей, нами было проведено исследование, представленное в виде анкетирования педагогов и обучающихся ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» и ДЮЦ «Ярославич». В ходе исследования было опрошено 14  педагогов ДО ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» и 12 педагогов ДО  ДЮЦ «Ярославич», а также  протестировано  17  обучающихся  ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» и 13 обучающихся ДЮЦ «Ярославич» возрастом 9-12 лет. Подводя общий итог данному исследованию, можно сказать, что педагогам ДО не хватает достаточных знаний и умений, чтобы быть компетентными во всех или хотя бы наибольшем количестве видов их деятельности. Большинство из  педагогов, проходящих анкетирование, не обладают достаточными умениями в области ораторского искусства, организации досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, соревнований и т.д., не владеют методами анализа мероприятий, занятий, самоанализа; а также некоторые из педагогов не готовы взаимодействовать с методистами учреждений для планирования и организации методической работы и организации деятельности. Это говорит о том, что педагоги ДО компетентны в определенных областях, но если им предложить поучаствовать в другой деятельности, отдаленной от той, чем они занимаются и обучают детей, у них возникнут определённые проблемы с построением и организацией той деятельности, так как у них не будет хватать определенных знаний, умений и навыков.

Библиографический список:

  1. Золотарева, А.В. Современные проблемы подготовки педагогических кадров для сферы дополнительного образования детей [Текст] // Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей в России: материалы II Всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 99 с.
  2. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебник (2е изд-е). – М.: Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
  3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-1.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Дополнительное образование» [Текст]. – Утверждена ректором ЯГПУ им. К.Д. Ушинского В.В. Афанасьевым 30.06. 2011 г.
  5. Плотникова, В.С., Федорова, Е.Н. Подготовка будущих педагогов-аниматоров в контексте ценностно-смыслового подхода [Текст] // Фундаментальные исследования. – 2012. - №3. – С. 53-58.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» высшего профессионального образования (бакалавриат)  [Текст]. – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. - № 788.
  7. Хуторский, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
  8. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М. : Изд-во Корпорация Логос, 1994. – 320 с.
  9. Шульга, И.И. Педагогическая анимация – новая профессия организатора досуга [Текст] // Вестник СГУТиКД. -  2011. - № 3 (17). – С. 154-158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Слагаемые компетентности педагога дополнительного образования. Компетентностно-ориентированный подход к развитию вокально-хоровых навыков

Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо; веское, авторитетное мнение.     Компетенция – принадлежность по праву.а)  Круг полномочий, представленных...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...

Коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования

В современном обществе коммуникативная компетентность становится всё более важным навыком для успешного общения и взаимодействия с другими людьми. Этот навык особенно ценен для педагогов, работающих в...