Коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования
статья

Лукьяненко Лариса Александровна

В современном обществе коммуникативная компетентность становится всё более важным навыком для успешного общения и взаимодействия с другими людьми. Этот навык особенно ценен для педагогов, работающих в области дополнительного образования. В данной статье мы рассмотрим значимость коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования и основные аспекты её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023.09.14_kommunikativnaya_kompetentnost_pedagoga.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования

Автор: Лукьяненко Лариса Александровна

МБОУ ДО "ДДТ" г. Тарко-Сале

Аннотация: В современном обществе коммуникативная компетентность становится всё более важным навыком для успешного общения и взаимодействия с другими людьми. Этот навык особенно ценен для педагогов, работающих в области дополнительного образования. В данной статье мы рассмотрим значимость коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования и основные аспекты её развития.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, педагог, дополнительное образование.

Первоначально необходимо определить, что подразумевается под коммуникативной компетентностью. Это способность эффективно общаться с различными людьми, проявлять понимание, уважение и эмпатию, строить доверительные отношения и успешно решать конфликты. Для педагога дополнительного образования коммуникативная компетентность является ключевым фактором успешной работы с учащимися разного возраста и социального статуса.

Первый аспект коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования - это умение эффективно передавать информацию. Педагог должен уметь объяснять сложные понятия и задачи простым и понятным языком, адаптировать свой речевой материал под особенности каждого учащегося. Это требует умения выбирать подходящие примеры и иллюстрации, демонстрировать терпение и толерантность при объяснении материала.

Второй аспект коммуникативной компетентности педагога - это умение эффективно слушать. Важным навыком для педагога образования является умение задавать правильные вопросы, прислушиваться к мнению и потребностям учащихся, адаптировать свой подход к каждому индивидуально. Способность быть внимательным и открытым к обратной связи с учащимися позволяет педагогу лучше понять и помочь им в их образовательном процессе.

Третий аспект коммуникативной компетентности связан с умением быть эмоционально и социально интеллигентным. Педагог должен уметь устанавливать доброжелательные отношения с учащимися, проявлять эмпатию и понимание к их потребностям и проблемам. Это помогает создать доверительное общение и стимулирует учащихся к обучению и развитию.

Четвертый аспект коммуникативной компетентности - это умение решать конфликты и проблемы в образовательной среде. Педагог дополнительного образования должен быть готовым к возникновению конфликтов, связанных в том числе и со спецификой именно дополнительного образования, и должен уметь применять навыки конструктивного разрешения споров. Он должен быть способен учить детей и подростков навыкам регулирования своих эмоций, общению с разными личностями и разрешению конфликтов путем диалога и поиска компромисса.

Пятый аспект коммуникативной компетентности - это умение создавать мотивацию у учащихся. Педагог дополнительного образования должен быть способен вдохновить и заинтересовать своих учеников, чтобы они активно участвовали в образовательном процессе. Для этого педагог может использовать разные методы и подходы, такие как игры, проекты, интерактивные уроки и другие инновационные методики обучения.

Шестой аспект коммуникативной компетентности связан с умением адаптироваться к различным стилям обучения и коммуникации. Учащиеся могут быть разного возраста, имеют разные предпочтения и стили обучения, поэтому педагог должен быть гибким и уметь подстроиться под каждого ученика. Он может использовать различные инструменты и методики обучения, чтобы обеспечить наиболее эффективное взаимодействие с каждым учеником.

Седьмой аспект коммуникативной компетентности - это умение работать с родителями и другими заинтересованными сторонами. Педагог дополнительного образования должен уметь эффективно коммуницировать с родителями, партнерами по образованию и другими специалистами в целях обеспечения наилучшего развития учащихся. Прозрачное и открытое общение с родителями помогает вовлечь их в учебный процесс и общую поддержку образования.

Восьмой аспект коммуникативной компетентности связан с умением использовать различные формы коммуникации. В современном мире существует множество способов общения, таких как устная речь, письменная коммуникация, электронная почта, социальные сети и др. Педагог должен быть готовым использовать разные формы коммуникации в зависимости от потребностей учащихся и обстоятельств.

Девятый аспект коммуникативной компетентности связан с умением работать в коллективе и сотрудничать с другими педагогами. Обмен опытом и знаниями с коллегами является важным фактором развития педагога и повышения качества образования. Педагог должен иметь коммуникативные навыки, чтобы эффективно взаимодействовать со своими коллегами, делиться опытом и решать общие задачи.

И, наконец, десятый аспект коммуникативной компетентности - это умение адаптировать свою коммуникацию к межкультурной среде. Педагог может столкнуться с учащимися разных культур и национальностей, у нас большая и многонациональная страна. В таких случаях важно проявить культурную чувствительность, уважение и толерантность. Педагог должен быть готовым к адаптации своей коммуникации к особенностям и ценностям каждого ученика.

Таким образом, коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. Развитие этой компетентности требует постоянного самосовершенствования, адаптации и гибкости со стороны педагога. Он должен быть способен эффективно общаться, слушать, мотивировать, работать в коллективе и адаптировать свою коммуникацию к различным ситуациям и требованиям.

Важно подчеркнуть, что коммуникативная компетентность педагога не является статическим навыком, а развивается постоянно. Педагог должен постоянно совершенствовать свои коммуникативные навыки, изучать и внедрять новые методики общения и взаимодействия с учащимися.

В заключение можно сказать, что коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования играет важную роль в качестве образования, развития и самореализации учащихся. Педагоги, обладающие высоким уровнем коммуникативной компетентности, могут оказывать значительное влияние на формирование позитивной образовательной среды и успешное обучение учащихся. Отсюда следует, что развитие коммуникативной компетентности педагога - это важная задача для всех, кто стремится к эффективной и качественной работе в области дополнительного образования.

Рецензия на статью "Коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования" автора Лукьяненко Ларисы Александровны (МБОУ ДО "ДДТ" г. Тарко-Сале)

Статья представляет собой осмысленный и информативный обзор компетентностных навыков, который охватывает различные аспекты коммуникационных навыков и их значимость в контексте работы педагога в сфере дополнительного образования.

Статья хорошо структурирована, каждый из рассматриваемых аспектов коммуникативной компетентности выделен в отдельный абзац. Это позволяет легко ориентироваться в тексте и сосредоточить свое внимание на конкретных моментах.

Автор использует ясный и легко читаемый язык, что делает статью доступной для широкой аудитории. В статье нет ошибок.

Автор дает полное представление о том, какие навыки необходимы педагогу дополнительного образования для эффективного взаимодействия с учащимися. Он подчеркивает важность активного слушания, умения создавать мотивацию, адаптации к различным стилям обучения и использования разных форм коммуникации. Также автор подчеркивает значимость взаимодействия с родителями и коллегами, а также адаптации к межкультурной среде.

Однако, стоит отметить, что некоторые аспекты коммуникативной компетентности могли быть развиты более подробно. Например, обсуждение навыков ведения дискуссий и умения управлять группой, также может быть полезным дополнением к статье. А также более подробное описание методов и подходов, которые педагог может использовать для развития коммуникативных навыков, также было бы полезным.

В целом, статья "Коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования" является информативным материалом для педагогов, работающих в дополнительном образовании. Она предлагает полное представление о важности развития коммуникативных навыков.

Статья рекомендуется всем, кто интересуется развитием собственных коммуникативных компетенций в контексте педагогической работы.

Рецензент: Главный редактор Журнала "1 сентября" Алексеев Александр Борисович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Слагаемые компетентности педагога дополнительного образования. Компетентностно-ориентированный подход к развитию вокально-хоровых навыков

Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо; веское, авторитетное мнение.     Компетенция – принадлежность по праву.а)  Круг полномочий, представленных...

Статья "Условия формирования коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования"

Написаная мной и опубликовання статья об условия формирования КК педагога ДО в рамках ОУ....

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...